Павла Ивановича Вячеславова приглашали снимать торжественные мероприятия, свадьбы, юбилеи, портреты передовиков производства... Для души снимал родную скромную Природу. Фотопейзажами его и М.И.Лебединского, живописца слова и фотохудожника, оформлен фриз в зале местного краеведческого музея. Панорама Аткарска (там же) выполнена с его фотографии совместно с Ю.А.Петровым и Г.Д.Щербининым. И то и другое со дня открытия музея (1980) не устарело и поныне. Для души же Павел Иванович маслом писал пейзажи и портреты, выполнял копии картин мастеров с мировым именем.
Родился он в с.Веригино Вологодской области. Был участником Великой Отечественной войны. Неизвестно, что он заканчивал, и учился ли живописи вообще. В Аткарск приехал в 1955 году. Работал в парке художником-оформителем, затем, в той же должности, в локомотивном депо станции Аткарск. Себе в напарники он взял живописца И.А.Тимошенкова, предварительно посмотрев, на что тот способен. Иван Алексеевич стал работать оформителем, а Павел Иванович — фотографом-оформителем. В кабинете начальника депо А.Ф.Доронина висели пейзажи в их исполнении. Находятся их картины в домах аткарян и в местных музеях.
В депо с ними познакомился и подружился я (1967), год проработав в транспортной бригаде (Е.Г.Елисеев). Павел Иванович давал мне литературу по искусству, получил у него и некоторые уроки по искусству и фотографии. У Вани (друзьями мы стали пожизненно) — получил я навыки по оформлению. При том не порывал я тесных отношений со своим главным учителем моих творческих жизней в педагогике и искусстве В.И.Пегушевым. Тогда я небезуспешно готовился к поступлению в Саратовское художественное училище.
В фотолаборатории Павла Ивановича висела им написанная картина "Допрос". Авторская или копия — неизвестно, как неизвестна и её судьба. Сюжет: у стола стоит девушка, возможно, комсомолка, в разорванном на плече платье; на столе лежит фашистская фуражка. Скупо. Просто. А из памяти аткарян, видевших эту картину, не уходит.
Годами ранее я попал на художественную выставку, прочёл ничего тогда не значащие для себя фамилии: Поспелов, Пегушев, Вячеславов. Почему-то врезался мне в память (пейзажи, само собой) и портрет в ту пору мне незнакомого Алексея Фёдоровича Доронина. Тогда полотно показалось мне громадным (93х56 см.) И только через полвека (2014) я увидел его снова.
История рожения портрета такова: во время работы Вячеславова в депо он часто встречался с машинистом паровоза I класса А.Ф.Дорониным (1925 г.р.), который был редактором, а затем и главным редактором ежедневной (!) стенной газеты "Локомотив". Оба труженика встречались в мастерской художника. Работа в газете их объединяла.
В 1960 г. депо, следуя за временем, переходит на тепловозную тягу. Доронин одним из первых повел грузовые поезда на тепловозе. Спустя год, он стал машинистом тепловоза I класса — первым в истории депо и был единственным в течение двух лет. О нём писали в районной газете и газете "Гудок".
Художник решил написать портрет передового машиниста. За основу взял фотоснимок. Несколько сеансов Алексей Фёдорович позировал сам (в мастерской художника). В 1963 году портрет был закончен и был принят на выставку, где получил высочайшую оценку. Затем портрет выставлялся в Саратове в театре им. Карла Маркса, потом — на всесоюзной выставке в Самаре, где занял призовое место.
Когда художник заболел, он преподнёс свое произведение машинисту, с тех пор портрет находится в семье Дорониных и сейчас решается вопрос — где ему быть? А быть ему предлагаю в народном музее локомотивного депо станции Аткарск, который был создан А.Ф.Дорониным и является лучшим на Приволжской железной дороге. Здесь будет жить память и о железнодорожнике, и о живописце.
В эти дни потрет находится на мини-выставке П.И.Вячеславова в художественно-этнографическом музее им. А.П.Бубнова (ул. Ленина, 74). Возрастные посетители, знающие Доронина, тут же признают в нем того Доронина на портрете, которому всего 38 лет.
Здесь же представлены пока еще две работы кисти Вячеславова: "Портрет отца" и копия картины Василия Пукирева (1832-1890) "Неравный брак" (1892, Государственная третьяковская галерея) размером 82х60 см. - почти в 2 раза меньше оригинала.
"Это была картина-обличение, картина-приговор уродству и бесчеловечности господствовавших в обществе отношений, калечащих человеческие судьбы ради тщеславия и корысти сильных мира сего. Фигура старого жениха (важного генерала, судя по осанке, надменному выражению лица и ордену на фраке) под кистью Пукирева превратилась в собирательный образ человека старой формации, чиновника по призванию, с поистине чернильной душой, далеко не глупого, но чёрствого эгоиста и холодного насмешника. ...В невесте же (которая на грани обморока) бросается в глава безвольная покорность своей безрадостной участи. Ни тени протеста, ни малейшего намека на бунт. Нет и той полноты самоотречения, с какой сознательно приносят себя в жертву. Одно безысходное несчастье, и больше ничего" (В.Алексеев)
Трудно мне назвать хотя бы еще 2-3 коллег своих, кто бы отважился сделать копию, подобную этой. Я — никогда.
Благодарю тех людей, которые приняли участие в подготовке мемориальной выставки и публикации, посвященной нашим знаменитым землякам, жизнь которых получилась не нормальной (бесцветной), а яркой , полезной и Родине Малой и Родине Великой: А.П.Вячеславова — сына П.И.Вячеславова, работает в фотографии Дома Быта, иногда берет в руки кисть, его работы тоже представлены здесь; И.Б.Лопухову — начальника управления культуры Администрации Аткарского района; А.Ф.Пронина и его дочь Л.А.Тимофееву — преподавателя фортепиано Аткарской ДШИ. Кстати Алексей Фёдорович сам прекрасно играл на баяне и выступал с хором и В.Карповой не только на сцене Аткарска. Во-вторых, у него есть продолжатель его главной профессии — внук Алексей Геннадьевич Колесников — машинист-инструктор на Рязанской железной дороге; И.А.Тимошенкова, по сей день пишущего радостные картины; Е.В.Бадикову — главного редактора "Аткарской газеты".
Снова обращаюсь к своим землякам за помощью в сборе материала о наших художниках, чья жизнь и творчество связаны с Аткарщиной. Если что-то знаете о них — сообщите, пожалуйста, мне. На сегодня известны имена почти 50 живописцев и скульпторов. О декораторах, украшающих не только себя, свой быт, но и то место, где живут — отдельный разговор и о них постоянно пишет наша газета.
Хранитель памяти о художниках-земляках Пётр Трущелев.