Сейчас учителям как никогда сложно работать в сфере образования. Много времени приходится уделять заполнению различных документов, кроме этого, надо составлять планы уроков, проверять контрольные, самостоятельные и домашние работы, проводить внеклассные мероприятия и т.д. Наряду с этими "хлопотами" педагогу необходимо налаживать контакты не только со всем классом, но и с каждым учеником и его родителями отдельно. Учитель – организатор всего педагогического процесса, он является источником знаний, поэтому в эту профессию приходят люди трудолюбивые, собранные, ответственные. Именно таким человеком является директор Усть-Пристанской СОШ Татьяна Анатольевна Малахова.
- Татьяна Анатольевна, расскажите, почему Вы решили получить профессию педагога?
-Я родилась в селе Вяткино. С самого детства мечтала стать учителем. Эта профессия вызывала трепет и уважение. В дальнейшем детское желание переросло в абсолютную убежденность в выборе жизненного пути.
Окончив школу в 1994 году, я отправилась поступать в педагогический университет. При выборе факультета сомнений тоже не было. Мой папа, Околелов Анатолий Иванович, с раннего возраста привил мне любовь к книгам, а в школьные годы это пристрастие подпитывала любимая учительница, преподававшая русский язык и литературу, Раиса Петровна Рогалева, поэтому я отдала предпочтение филологическому факультету.
- А как прошли студенческие годы?
- Студенческие годы пролетели в постоянном чтении книг, дискуссиях на занятиях, углубленном изучении русского языка и литературы, освоении педагогических навыков и стремлении стать педагогом, знающим свой предмет во всех его аспектах. До сих пор в памяти остались образы преподавателей и теплые воспоминания об этом беззаботном времени.
В 1999 году я окончила с отличием университет, переехала в Усть-Пристань и устроилась работать в школу.
- Татьяна Анатольевна, Вы помните свой первый урок?
- Первый урок, к сожалению, не помню, но до сих пор свеж в воспоминаниях тот день, первое сентября, когда я впервые стояла перед пятиклассниками и их родителями в качестве классного руководителя. Тогда создалось впечатление, что в кабинете собралась большая семья, и это ощущение живет до сегодняшнего дня. Кстати, в этом году тем робким и маленьким ребятам исполняется уже 25 лет.
-У каждого свое представление об образе хорошего учителя. А как Вы считаете, каким он все-таки должен быть?
- Учитель может состояться в своей профессии, когда не просто хорошо знает свой предмет, но и при этом проявляет любовь и заботу. Ведь здорово, что ученики с желанием идут на урок и с интересом слушают и стараются усвоить информацию. Именно это взаимодействие помогает расти не только детям, но и учителю. Каждый выпускник остается в памяти и становится частью жизни. Я считаю, что тенденция к сведению отношений учителя и ученика в плоскость предоставления только образовательных услуг не правильна. Ведь учитель, это человек не только выдающий свой предмет, но и тот, кто играет не самую последнюю роль в становлении личности ребенка.
- Татьяна Анатольевна, расскажите, пожалуйста, каково это – быть директором школы?
- Я заняла эту должность ровно десять лет назад, в 2007 году. Она сразу воспринялась как обязывающая ко многому, потому что каждый день ты должен быть готов к любым сложностям и нестандартным ситуациям в работе. Нужно решать хозяйственные и финансовые проблемы, уметь находить общий язык с детьми разных возрастов, вести работу с родителями, педагогическим коллективом, работать с документами, стараться держать всё под контролем – да, всё и не перечислишь! И та требовательность, которая начинает проявляться у любого руководителя, возникает не из-за изменения статуса, а из-за того, что возрастает доля ответственности перед теми, кто когда-то доверил тебе это место. В работе директора при всей административной составляющей также имеет место быть творчеству. Учителя, родители и ученики не будут доверять тому руководителю, который будет просто запираться в своем кабинете, обложившись горой бумаг. Он должен всегда "кипеть" школьной жизнью. Я люблю посещать все школьные мероприятия, наблюдать детей во внешкольной жизни. Для меня посещение таких мероприятий, как и уроков, – это всегда возможность увидеть ребенка с разных сторон. И эта заинтересованность и открытость всегда вознаграждается искренними улыбками и доверием в твой адрес.
- А что, по-Вашему, самое сложное в профессии директора?
- Наверное, обилие "бумажной" работы. На школу сейчас направлен огромный поток различных отчетов, всевозможных проверок. И сейчас чему-то, что, например, десять лет назад было не столь важным, стало придаваться большое значение. Меняются законы, система образования, стандарты. Всему этому приходится обучаться и обучать других. Безусловно, это занимает довольно большой удельный вес времени в работе руководителя.
- Какие достижения были в Вашей карьере?
- Если говорить о работе учителя, то наши достижения - это успехи наших учеников. Что касается профессионального роста, то самыми значимыми для меня являются победа в районном этапе конкурса "Учитель года" в 2004году, результативное участие в краевом этапе, и также победа в конкурсе лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
- Татьяна Анатольевна, чем Вы любите заниматься в свободное время?
- Мои любимые увлечения – это выращивание цветов и чтение книг. С цветами начинаю заниматься при первом проявлении весенних солнечных лучей. Мне нравится их способность преображать все вокруг. Также и с книгами. Читая, можно абстрагироваться, отвлечься от мирских забот и погрузиться в другой мир.
- А какие у Вас планы на ближайшее будущее?
- В ближайшем будущем я планирую выйти из отпуска и вернуться к работе. Сейчас, как и все устьпристанцы, жду благополучного завершения капитального ремонта школы. Не понаслышке знаю, что это такое, и могу представить какой большой объём работы ляжет в последние дни на всех работников школы, поэтому хочу пожелать всему коллективу терпения, сплоченности и взаимовыручки. Хочется верить, что все сложится хорошо, и первого сентября наших детей встретит обновленная и красивая школа!