Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Усть-Пристанского района Алтайского края

659580, с. Усть-Чарышская Пристань, ул. 1 Мая, 48
телефон: +7 (38554) 2-17-19
e-mail: avangardgazeta@rambler.ru

Вспомним о "Сельхозтехнике"

В нашей газете прошел ряд материалов, связанных с историей различных предприятий, организаций района. Мы планируем продолжить этот исторический экскурс.

В данном плане нельзя обойти стороной предприятие, которое хотя и нельзя назвать градообразующим, однако в нем трудилась большая часть работоспособного населения Усть-Пристани, и оно вносило довольно большой вклад в экономику района. Речь идет об СПО "Сельхозтехника". Далее мы планируем встретиться с ветеранами производства, ее бывшими работниками, отдавшими долгие годы жизни этому ставшему легендарным предприятию.

Стоит обратиться к истокам этого предприятия. Свое начало оно берет с Усть-Пристанской МТС, которая была основана еще в 1930 году. Вот как об этом писал учитель истории П.Л. Медведев: "Усть-Пристанская МТС начала строиться весной, а уже к осени были построены деревянная мастерская и склады из самана. На предприятие поступили восемнадцать тракторов марки "Кетс". Они обслуживали все села района, пока не были построены Красноярская и Коробейниковская МТС…".

В то время МТС имела не только трактора, в ее парк входили комбайны и различный сельхозинвентарь, которые использовались для работы в колхозах. Была построена машинно-тракторная мастерская, где производился ремонт данной техники. Там работали литейная мастерская, токари, слесари, кузнецы, медник. Даже были специалисты для литья запчастей. В первое время коллектив состоял всего из 25 человек. Интересный факт, работники МТС получали двойную зарплату: деньги в предприятии, а натуроплату - в колхозах.

В то время предшественница "Сельхозтехники" сыграла огромную роль в подъеме и дальнейшем развитии колхозов. Повысилась урожайность сельхозкультур, расширились площади их посева, строились фермы для содержания скота, внедрялась научная организация труда, на поля начали вноситься удобрения.

Во время войны много работников предприятия ушли на фронт. В это время на курсы трактористов и комбайнеров стали набирать девушек, молодых женщин, тут же готовили штурвальных на комбайны и прицепщиц на тракторные плуги и сеялки.

Еще перед войной появилась газогенераторная техника – трактора и автомобили, работающие на березовых чурках. Заготовка этого топлива легла на женские плечи. Для того, чтобы обеспечить им трактор для вспашки только одного гектара пашни, женщинам нужно было затратить 10-12 часов. Это была очень тяжелая, изматывающая работа.

В военное время рабочие, задействованные на ремонте техники, трудились с пяти часов утра до одиннадцати часов вечера. Курсы трактористов преподавали опытные специалисты, которые остались в тылу по "брони".

В первые месяцы войны начались сбои в управлении производством, так как много людей ушло на фронт. Кроме того, перестали поступать запчасти для техники. Для района предприятие имело, можно сказать, стратегическое значение. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, помочь восстановить производственный процесс был прислан представитель крайкома партии Бабичев. Он собрал всех руководителей производственных участков, механизаторов. Катастрофическое положение, сложившееся с ремонтом техники, нужно было исправлять. Он беседовал с каждым комбайнером, которые говорили, что нет тех или иных запчастей. В итоге, процесс ремонта техники был налажен.

Большой "потерей" для производства стало то, что во время войны часть тракторов и все автомобили были мобилизованы на фронт. Однако для работы на полях остались сорок колесных тракторов марки ХТЗ, восемь гусеничных – ЧМЗ и восемь газогенераторных – ЧТЗ. Кроме того, имелось тридцать комбайнов и вся прицепная техника.

Особенно сложная ситуация с ремонтом техники сложилась в зимнее время 1943-44-х годов. Отсутствовали запасные части, но выйти из создавшегося положения смогли благодаря мастерству работников предприятия. Так как на поставки запчастей рассчитывать не приходилось, наладили процесс реставрации деталей, которые были уже практически не пригодны для работы. Это помогало работать технике хотя бы в течение одного сельскохозяйственного сезона.

Весной 1943 года работники МТС заготовили восемь тысяч кубометров топлива для газогенераторной техники (березовых чурок). Этого объема хватило только для проведения одной посевной компании. На этом топливе трактора работали очень капризно, часто ломались, останавливались. Такая техника не оправдывала себя и позже была снята с производства.

Как бы не было трудно, во время войны коллектив МТС своевременно справлялся со всеми сельхозработами. Если на каких-то участках работники предприятия не успевали убрать урожай, то колхозники скашивали его косилками, литовками, серпами.

После завершения войны на предприятие стали возвращаться трудившиеся там ранее специалисты. Бывшие фронтовики энергично взялись за дело. В районной газете в то время писали: "Федор Филиппович Жильников стал главным механиком МТС. По его инициативе восстановлены четыре тяжелых гусеничных трактора. Они были собраны из разукомплектованных и разбросанных по разным бригадам частей, по другим МТС и районам…". На комбайне работал Максим Борисович Сорокин, который на фронте лишился ноги. Люди, видевшие его на комбайне с костылями, удивлялись его воле, терпению и мужеству. А проработал он в МТС до 1960-х годов.

Началась целинная эпопея. В Усть-Пристанскую МТС из Барнаула были направлены А.А. Снохин, который занял пост директора, из крайсельхозуправления на должность главного агронома - С.Д. Розов и, работавший главным инженером вагоноремонтного завода г. Барнаула, А.З. Гильбух. Новым инженером стал И.Ф. Иванов, который был переведен к нам из Омска.

В 1954 году МТС получила много тракторов марки ДТ-54, производства Рубцовского тракторного завода, появились новые комбайны "Сталинец-6" и другая техника. В это время проводится модернизация мастерских, в кузнице появились механические молоты, а производительность труда возрастает вдвое. Заведующим мастерской тогда работал И. Булавцев.

В годы целины около с. Романово в районе речки Падун была создана и там поселена комсомольско-молодежная бригада из ребят, приехавших в район из других мест. Бригадиром там был Борис Чемоданов, его заместителем – Геннадий Беликов. На освоение целинных земель в район приехал Валентин Бугорников. Он так и остался здесь, и много лет отработал бригадиром полеводства в колхозе им. Ленина.

Первоклассным мастером своего дела был Анатолий Николаевский. На работу в МТС он устроился еще в 1946 году. Никакого образования парень не имел и поначалу был определен учеником слесаря. В последствии Анатолий стал незаменимым специалистом. Вот лишь один пример. На маслобойном заводе вышла из строя одна сложная деталь – чайка винта пресса. Директор завода обратился в МТС с просьбой выточить такую-же деталь. Четыре опытных токаря заявили, что им это сделать не под силу. А Анатолий Николаевский деталь изготовил. Далее он в совершенстве овладел комбайном и во время уборочных работ всегда перевыполнял нормативные задания, за что был награжден орденом Ленина.

В 1960-х годах МТС реорганизовали в СПО "Сельхозтехника". Ее директором стал Абрам Зиновьевич Гильбух. Во время его руководства были построены новые здания мастерских, два гаража, большой склад для запчастей, здание для ремонта животноводческой техники, новая двухэтажная контора, общественная баня и множество жилых домов, которые располагались не только на прилегающей к предприятию территории, но и по всему селу.

К сожалению, в годы перестройки СПО "Сельхозтехника" разделилось на три самостоятельных предприятия: ОАО "Агросервис", куда отошла МТМ, ОАО "Агроснаб" и ОАО "Агротранс".

Автор: Евгений Стучков


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 747

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика