Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Усть-Пристанского района Алтайского края

659580, с. Усть-Чарышская Пристань, ул. 1 Мая, 48
телефон: +7 (38554) 2-17-19
e-mail: avangardgazeta@rambler.ru

Оптимизация сети образования

Рассказывает председатель комитета Администрации района по образованию Е.И. Гроссу.

Елена Ивановна, оптимизация в системе образования началась несколько лет назад. И вновь зашла речь об этой непопулярной в народе мере. Расскажите, пожалуйста, с какой целью она проводится.

- Главная цель изменений сети состоит в содействии обеспечению социально востребованного уровня доступности и качества образования в сочетании с его экономической эффективностью.

Основным направлением изменения сети является укрупнение юридических лиц через реорганизацию образовательных организаций в форме присоединения школ или детских садов, в результате чего они продолжат работу как филиалы или детские сады при школах.

Основные цели оптимизации сети – это обеспечение полноты предоставляемых образовательных услуг с учётом территориальной доступности; удовлетворение социального запроса на образовательные услуги; рациональное использование ресурсов сети общеобразовательных учреждений. Требования к новому состоянию сети должны определяться с учётом ресурсных возможностей территории, специфических условий сельской местности. Безопасная дорога к школе и комфортное пребывание в ней, возможность выбора образовательных программ разного уровня, профилизация старшей ступени обучения, доступность информационного поля и компьютерных технологий, рациональное использование площадей и других ресурсов, преподавание предметов высококвалифицированными специалистами - вот примеры эффектов, полученных от укрупнения образовательных организаций, которые ориентируются на удовлетворение образовательных потребностей социума.

- Что дает перевод малочисленных школ в статус филиала?

- Процесс создания опорных школ с сетью филиалов активизировался с 2013 года по всей стране, в том числе в Алтайском крае (1085 школ, из них 933- юридических лиц и 152 филиала) это составляет 14%, при этом в них обучается около 1% школьников (2,8 тыс. из 260 тыс. учащихся). Опорные школы с сетью филиалов (128) уже созданы и функционируют в 47 из 59 сельских районов нашего края (80%). В 2017 году мероприятия по преобразованию сети запланированы и осуществляются во всех муниципальных районах края.

Перевод малочисленной школы в статус филиала обеспечивает условия для достижения более высокого качества образования за счет внедрения новых принципов работы организации, единства требований, методик и педагогических технологий, единой системы повышения квалификации и профессионализма кадров, а также использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов одного юридического лица.

За качество работы и организации деятельности малочисленных школ (где нередко функцию директора школы выполнял учитель, который к тому же вел уроки физики или литературы) при создании филиала теперь несет ответственность руководитель опорной школы. Управленческая команда базовой (опорной) школы более системно, грамотно и качественно выстраивает работу с кадрами и создает мотивированный коллектив педагогов, способных достигать планируемые и согласованные результаты.

В случае пешеходной или транспортной доступности могут быть созданы условия для ведения отдельных предметов, в том числе профильных, квалифицированными специалистами, использования учебно-лабораторного и иного оборудования, выбора профиля, расширения перечня направлений внеурочной деятельности, организации общешкольных мероприятий на базе одного из зданий. В случае создания филиала школа продолжает выполнять социальные функции.

Создается единое юридическое лицо, имеющее полную свободу в перераспределении "внутренних" материально-технических и кадровых ресурсов в соответствии с выбранной стратегией, программой развития и планом финансово-хозяйственной деятельности.

За счет создания единого педагогического коллектива обеспечиваются условия для решения кадровых проблем, свойственных малочисленным школам.

Преобразование малочисленной образовательной организации в филиал позволяет организовать обучение школьников по месту жительства, при этом обеспечивается более эффективное использование материально-технических, кадровых и информационно-методических ресурсов базовой школы. Так что от этого выигрывают и ученикам (появляются новые возможности получения качественных образовательных услуг за счет ресурсов базовой школы), и учителя (создаются условия для их профессионального развития).

- Насколько нам известно, под оптимизацию попадают и дошкольные учреждения.

- Да. Распространение получили две модели: опорный детский сад с филиалами в других населенных пунктах и образовательный комплекс "школа-детский сад" в одном населенном пункте.

В 11 муниципалитетах уже есть опыт работы 16 опорных детских садов, имеющих в составе 40 филиалов. В 38 муниципалитетах созданы и работают 136 школ-детских садов.

Создается единое образовательное пространство для детей дошкольного и школьного возраста. Образовательная программа одна, и она сквозная (начиная от дошкольного и заканчивая старшими классами). Таким образом, в первую очередь, обеспечиваются преемственность содержания образования и возможности для улучшения качества образования. Необходимо осознавать, что за каждым ребенком будут "идти" деньги и чем больше детей в образовательной организации, тем больше средств для реализации различных образовательных программ и создания условий для обучения и воспитания.

Педагоги включены в единый коллектив, в единое методическое пространство (участие в работе педагогического совета, методического объединения учителей начального класса).

У детей дошкольников появляется возможность использовать инфраструктуру школы – спортивный зал, актовый зал и др. Дошкольники участвуют в совместных мероприятиях. Силами педагогов школы проводятся кружковые занятия в старших группах.

Как и в случае "опорная школа-филиал" происходит сокращение отчетности, упрощается бухгалтерское обслуживание, обеспечивается эффективное управление комплексом, решаются хозяйственные вопросы. Таким образом, полученные в других муниципалитетах результаты, убеждают нас "работоспособности" и эффективности данной модели.

- Кто в соответствии с Законом принимает решение о реорганизации?

- В соответствии с законодательством (статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") принятие решения о ликвидации или реорганизации муниципальных образовательных организаций относится к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (статья 22).

Для подготовки заключения комиссия тщательно изучает демографическую ситуацию и прогноз потребности в образовательных услугах, территориальную доступность и возможные социальные риски.

При проведении оценки последствий принятия решения о ликвидации общеобразовательной организации или филиала обязательно проводится анализ транспортной доступности и соответствие времени в пути норме СанПиН. В населенных пунктах, из которых невозможно организовать подвоз учащихся, школа не может быть закрыта.

Реорганизация сельской общеобразовательной организации не допускается без учета мнения жителей сельского поселения. Учет интересов населения при реорганизации школы проводится в различных формах в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

- Каким образом при реорганизации учреждений образования будут защищены трудовые права работников?

- В соответствии с законодательством реорганизация не является основанием для расторжения трудового договора. Все работники реорганизуемой организации становятся работниками организации, к которой она присоединена. Сокращение работников осуществляется только после завершения процедуры реорганизации и утверждении руководителем организации нового штатного расписания, которое составляется с учетом произошедших изменений, в том числе изменений учебной нагрузки. При этом работники реорганизованной и присоединенной организации имеют равные права.

- Как будут финансироваться школы-филиалы?

- Расходы на оплату труда в малокомплектных школах основаны на классе-комплекте и не зависят от количества учеников в классе (постановление Администрации Алтайского края № 22). Ежегодно на реализацию образовательных программ в малокомплектных школах выделяются дополнительные средства В случае перевода малокомплектной общеобразовательной организации в филиал, школа не теряет статус малокомплектной и, следовательно, дополнительные средства, которые предусмотрены краевой методикой расчета нормативов финансирования.

Средства, выделяемые на содержание зданий, в случае, если в здании остается начальная школа или детский сад, также не могут быть сэкономлены, а для организации подвоза требуется еще и дополнительное выделение средств.

Считаем необходимым обратить внимание на то, что укрупнение не приводит к закрытию школ или детских садов. Они продолжат работу в составе крупных образовательных организаций. Дети продолжат обучение у своих педагогов. Так что большая часть мероприятий по реорганизации экономии средств не предполагает.

В результате территориальная доступность общего и дошкольного образования на муниципальном уровне сохраняется, при этом упрощается процедура отчетности, юридического сопровождения, бухгалтерского учета. Укрупнение юридических лиц позволит более эффективно использовать кадровые, финансовые, материально-технические ресурсы и повысить качество работы образовательной организации. Во главу угла ставятся не финансовые вопросы, а повышение качества образования.

- А права учащихся? Они при реорганизации не будут ущемлены?

- Факт реорганизации не влияет на права обучающихся реорганизуемых образовательных организаций, они сохраняют право на продолжение обучения в образовательной организации, возникшей в результате реорганизации.

В случае создания филиала все его обучающиеся являются обучающимися опорной школы. В документах государственного образца об уровне образования наименование филиала не указывается.

- Какие учреждения попадают под процесс оптимизации в нашем районе?

- В целях проведения мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений района утвержден план по реорганизации, утвержден состав комиссии по оценке последствий принятия решения о ликвидации, реорганизации образовательных организаций, проведены первые заседания комиссии, идет учет мнения жителей села по поводу предстоящих изменений. Информация о планируемых изменениях в отношении образовательных учреждений района размещена на сайтах Администрации района, комитета по образованию, сайтах школ и детских садов, информационных стендах в поселениях.

К началу 2017 -2018 учебного года планируются следующие изменения:

1. В отношении МКОУ "Клепиковская СОШ" планируется провести следующие мероприятия:

1) Изменение уровня образовательных программ: средняя общеобразовательная школа станет основной общеобразовательной школой.

2) Присоединение МКОУ "Клепиковская ООШ" к МБОУ "Усть-Пристанская СОШ" и выделение филиала "Клепиковская ООШ".

2. В отношении МКДОУ "Детский сад "Малыш" с.Нижняя Гусиха планируется провести следующее мероприятие: присоединение к МКОУ "Нижнегусихинская СОШ".

3. В отношении МКДОУ "Детский сад "Земляничка" с.Елбанка планируется провести следующее мероприятие: присоединение к МКОУ "Елбанская СОШ".

4. В отношении МКДОУ "Детский сад "Тополек" с.Вяткино планируется провести следующее мероприятие: присоединение к МКОУ "Вяткинская СОШ".

5. В отношении МКДОУ "Детский сад "Солнышко" с.Краснодарское планируется провести следующее мероприятие: присоединение к МКДОУ "Детский сад "Гнездышко" с.Коробейниково и выделение филиала "Детский сад "Солнышко" с.Краснодарское.

6. В отношении МКДОУ "Детский сад "Родничок" с.Нижнеозерное планируется провести следующее мероприятие: присоединение к МКОУ "Нижнеозернинская СОШ".

Автор: Татьяна Шабалина


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1241

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика