Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Вавожского муниципального района Удмуртской республики

427310, Удмуртская Республика, Вавожский район, село Вавож, улица Советская, 26
телефон: +7 (34155) 2-17-90
e-mail: avangard-vavozh@yandex.ru

Шаманский джаз в Зяглуд-Каксе

12 дней в Зяглуд-Каксе жили и творили 12 художников-этнофутуристов. 12 августа прошло закрытие Х международного этно-футуристического симпозиума "Тур но пар". Красивых мест много н, но таких необычных мест силы, по пальцам можно перечесть.

12 дней в Зяглуд-Каксе жили и творили 12 художников-этнофутуристов. 12 августа прошло закрытие Х международного этно-футуристического симпозиума "Тур но пар".

- Почему именно здесь это проходит? - допытывались мои гости из Можги. - У нас тоже красивые места…

Красивых мест много на земле, но таких необычных мест как здесь, мест силы, по пальцам можно перечесть. Началось все со знакомства местных жителей с Юрием Лобановым – главным организатором этносимпозиума. Захотели зяглудкаксинцы герб деревни иметь и отправили ходоков к автору государственной символики Удмуртской Республики Юрию Лобанову. Потом он сам приехал в деревню и влюбился в эти благословенные края, где у старой сосны проходили моления. Первый этнофутуристический симпозиум прошел здесь. И покатилось колесо…

За десять лет побывал международный симпозиум в д.Колесур Селтинского района, в д.Дулесово Сарапульского, в д.Юнда Балезинского , в д.Карамас-Пельга Киясовского, д.Муважи Алнашского района, в Татарстане. И даже за границей – в с.Мультия губернии Кески-Суоми. Десятилетний цикл завершился там, где и начинался, – в д.Зяглуд-Какся.

1 августа сюда приехали художники из Удмуртии, Башкортостана, Финляндии, Пензенской области, Марий-Эл. Жили гости в школе, в баню ездили на базу отдыха в Каменный Ключ. За это время подружились со всеми жителями деревни. Про народный ансамбль "Бӧляк" и говорить нечего, они побывали с художниками почти везде, где проходили этносимпозиумы.

По вечерам в клубе проходили презентации, где художники рассказывали о своем творчестве. Сюда могли прийти все. Каждый вечер приезжали вавожцы. Первыми рассказали и показали видеоарт кураторы проекта Юрий Лобанов – Кучыран Юри и Александр Пушин – Жон-Жон Сандыр.

Юрия Николаевича многие знают и как однокурсника нашего земляка Григория Чайникова, ставшего художником мирового уровня. Кто-то называет Юрия Лобанова белым шаманом. "Я к шаманам себя не причислял. Меня так назвали и я поверил, - говорит он. – Мама обладала даром лечить. Я не лечу. Я подставляю плечо помощи". Дар этот у них в семье передается от поколения к поколению. Он из рода Кучыран – в переводе с удмуртского "сова". Он на самом деле похож на сову: топорщатся волосы с проседью, густые брови, взгляд пристальный.

Его сподвижник – молодой талантливый художник Жон-Жон Сандыр. Ему нравится, когда его называют Жон-Жон. В переводе с удмуртского означает "дзынь-дзынь" - как звон колокольчика.

Третий куратор проекта – Сергей Орлов (Кузи Серги), профессор, зав. кафедрой института искусств и дизайна УдГУ. Родом из Воткинска.

В творчестве Сергея Орлова перекликаются языческие, христианские и буддистские культурные традиции. С 2001 года вместо краски он использует освященную монахами Святогорского монастыря глину разных цветов. Сергей Орлов считает, что художник должен уметь работать со светом, звуком, объемом, действием. Отсюда и пришло увлечение перфомансами и артами.

Все участники симпозиума – разные художники, интересные, яркие, именитые, многие со званиями, регалиями. Сложно кратко сказать о каждом. Но все самобытные, оригинальные, со своим мировоззрением и взглядами, которыми готовы поделиться со всеми. Они представители этнофутуризма – самого молодого направления в современном изобразительном искусстве. Будущее наступает неизбежно и неотвратимо, но оно не должно пройти танком по культуре этносов. Новое должно быть органично ассимилировано с существующими традициями. Цель этнофутуризма – обеспечить будущее этнической культуре. Но сохранить ее в неизменном виде невозможно, задача – задать традиционной культуре новое звучание в эпоху технократии. Каждый вечер в сельском клубе происходили открытия. Здесь собирался народ, и бритоголовые художники открывали людям свое сердце и душу, делятся сокровенным, рассказывая о своих творениях. Почему творцы все, в том числе и девушки, обриты наголо?

- Мы возрождаем удмуртскую инициацию "Эру карон", - пояснил Юрий Лобанов. - Побрив волосы на голове, они показали, что готовы к обновлению, готовы начинать все с белого листа. Это очень мощный посыл на творчество, самосовершенствование, изменение себя.

Каждый вечер – это новые открытия. Художники обнажали свои души, делились своими замыслами, снова и снова удивляя тех, кто находится рядом. Часто собравшиеся испытывали эмоциональное потрясение. Пусть не всегда все было понятно, что-то кажется надуманным. Но все равно было интересно. Они отличные, отличные от других. "Не надо пытаться задавать вопросы, что хотел сказать этим художник, - говорят этнофутуристы. - Расслабьтесь, дайте волю эмоциям. Просто получайте удовольствие, а мысли придут позже. И тогда это означает, что диалог с художником состоялся".

8 августа на сцене сельского клуба звучала необычная музыка, которую сами музыканты назвали шаманским джазом.

Многое за свои годы существования видела деревня Зяглуд-Какся, но вот чтобы шаманский джаз звучал – это в новинку. Хотя местных жителей диковинной музыкой не удивишь, особенно той части деревни возле школы, которую называют поселком. Художники-этнофутуристы часто до двух часов ночи импровизировали, и жители близлежащих к школе домов становились невольными слушателями.

В этот вечер были презентация молодых участников – алнашского художника Евгения Бикузина (Чудья Жени) и гостя из Финляндии Отто Эскилинен. Женя – сын учительницы и водителя молоковоза из д.Азаматово. С детства знал, что будет художником. Он представитель постэтнофутуризма, пишет акварельные пейзажи, портреты молодых девушек-удмурток в необычных ситуациях. Его муза – прогрессивная удмуртка, ведущая модерновый образ жизни. Увлекается поп-артом, стрит-артом. Это все молодежи ближе, а мне бальзамом на сердце стала игра на кубызе (удмуртской скрипке) – инструменте, который он изготовил сам. И еще крезь, волынку. Среди его друзей – ансамбль УдГУ "Чипчирган", молодой удмуртский поэт Богдан Афиногенов. Есть у него своя музыкальная группа "Дукар", где кубыз гармонично звучит с электронными инструментами.

Отто в Удмуртию любит приезжать. Он здесь чувствует себя как дома. Сам удивляется: "Еду из дома и приезжаю домой". Об этом он сказал встречавшему их на вокзале Жон-Жону, другу и неизменному переводчику. В Зяглуд-Каксе Отто полюбили все. И шутили. На роднике в кружку вместо воды налили кумышки. Надо было видеть глаза Отто, ведущего здоровый образ жизни. Селяне привыкли видеть его по утрам на пробежке. Отто музыкант, композитор. Работает в знаменитом на всю Европу "Зимнем цирке", создавая музыкально-световые композиции. И как Женя, занимается изготовлением народных музыкальных инструментов из дерева с делянки его дяди. По вечерам играет дочкам свою колыбельную, чем-то похожую на "Чагыр-чагыр дыдыке". Один из его любимых инструментов – саксофон. В этот вечер он впервые звучал на зяглуд-каксинской сцене. Присоединился Юрий Лобанов с бубном, подаренным ему эрзянским шаманом, пришел Жон-Жон с барабанами, Женя взял в руки кубыз, вышли все желающие с деревянными палочками... Музыкальная композиция набирала силу, уводя в неведомые дали, и возвращалась, проникая в сердца…

Загадочный шаман с бубном в руках – таким запомнится кезский художник Валерий Савин. Вот таким он был и на своей первой перосональной выставке в Ижевске. Маститые художники пришли поддержать молодого коллегу. Критиковали за чрезмерное увлечение сюрреализмом и мрачные сюжеты в стиле фэнтези и, тем не менее, отметили его "наивную светлость", подкупающую искренность и простоту акварели, жажду художественного поиска. "В молодости можно пробовать все, кроме наркотиков", - сказали ему тогда…

Здесь, в Зяглуд-Каксе, он встретил свое 35-летие. Хозяйка дома, где он расписывал ворота, Елена Кузьмина подарила ему туалетную воду. У него с хозяевами было полное взаимопонимание. Валерий живет в глубинке. Работает в школе. Ценит все первозданное, не испорченное информационно-индустриальным обществом. Пишет стихи, собрал сборник афоризмов "Молчание – золото", где философски выражает свой взгляд на мир. У меня остался на память его листочек со стихами "Может быть".

Каждый вечер был необыкновенным. Запомнился вечер марийского художника, академика Измаила Ефимова, главного геральдиста Республики Марий Эл, главного эксперта при Геральдическом Совете при Президенте РФ, башкирского художника Василя Ханнанова, художника из Пензы Сергея Уварова, сына удмуртского литератора Анатолия Уварова, художника из Уфы Рената Минибаева, который подарил Зяглуд-Каксе своих "Бурановских бабушек" – на воротах гаража и на стене фойе клуба.

Самые смелые девушки приехали на симпозиум – драматург Оути Росси из Финляндии и преподаватель Института искусств и дизайна УдГу Татьяна Зыкова. Почему самые смелые? Думаете, лишиться красивой прически – это не поступок? Мужчинам все было гораздо проще. Может быть, поэтому у Оути были такие печальные глаза. Но скорей всего потому, что без переводчика с ней было трудно общаться. Но с хозяйкой дома, где она расписывала ворота, ей удалось найти общий язык. Татьяна – уникальный художник, у нее есть полотна изображающие радость. В прошлом году в Ижевске прошла ее персональная выставка "Сыны Адама". В этом проекте она использует образы античной мифологии, богов и героев. "Талантливый живописец и композитор, она глубоко и тонко чувствует цвет", - отмечает старший друг и коллега Сергей Орлов, с которым вместе расписывали ворота на "поселке" по мотивам Марка Шагала.

Выставка расписанных художниками ворот в конце симпозиума – это было сразу запланировано.

Почему именно ворота?

- Каждые ворота – это вход во Внутреннюю Удмуртию. Это раскрытие своих сердец, - поясняет Юрий Лобанов

Так все и получилось. Напрасно опасались скептики. Сегодня Зяглуд-Какся – деревня с уникальной выставкой расписанных деревянных ворот. Закрытие симпозиума стало открытием великолепного зрелища в большом уличном театре. Это был театр перфоманса симпозиума "Тур но пар" с участием фольклорных коллективов из Вавожа, Гурезь-Пудги, Зяглуд- Какси и районов, где ранее проходили этнофутуристические симпозиумы. Первая встреча у дома Поповых, напротив клуба. Пожилая хозяйка Анисья Степановна вышла из ворот посмотреть, но увидев столько шумного народа, зашла обратно. А у ворот – веселый хоровод. Алнашцы начинают представление.

Похороводили, полюбовались на красоту, отправились к соседнему дому. Вавожский ансамбль "Гуждор" знакомит с хозяевами – семьей Исуповых. Татьяна встретила гостей и автора росписи Василя Ханнанова караваем с маслом и медом, поблагодарила за узоры. На воротах – словно ковер красочный висит. И не страшны ему ни дождь, ни снег. Гармонируют яркие краски на шалях, из которых гуждоровцы составляют музыкальные композиции.

Ворота дома председателя колхоза расписывал Юрий Лобанов. Узорами национального орнамента покрыл он и гараж, и скамейку раскрасил. И снова вынесли хозяева каравай с медом-маслом, поклонились гостям.

В этот день снова играл шаманский оркестр около дома, где на воротах появилась большая тангыра, где каждый может сыграть мелодию своей души. В перфомансе были заняты все художники. В накинутых разноцветных простынях-туниках они были похожи на больших загадочных птиц. Детям дали палочки, и они активно помогали, отбивая ритм.

Такое не забудется. Не забудется, как все пришли к роднику, и местные ребятишки поили родниковой водой. "Кто еще хочет пить?"- предлагали Ваня Рыболовлев и Саша Смирнов и снова черпали воду, угощая гостей. Здесь, у родника, гостей праздника встречали юные крезисты с руководителем Еленой Вальд. Особый интерес вызвала их игра у музыканта Отто Эскилинен.

По мосткам отправился народ на соседнюю улицу, где живет Раяапай Шамшурина. Она встретила своей песней, передав эстафету соседке.

Киясовцы с куратором Валентиной Колесниковой загодя пришли к Надежде Петровне Зайцевой.

- Мы живем на острове, - улыбается она. От основной деревни отделяет болотистый участок, по которому проложены мостки из досок.

Здесь ворота, которые расписывал Измаил Ефимов. Простые на первый взгляд узлы он взял за основу росписи.

- Их сложно завязывать, а еще сложней развязывать. Они должны быть прочными. Вдруг я почувствовал энергетику этих узлов и в какой-то момент понял, что могу эту энергетику передать этому семейству, этим воротам.

Обереги на все случаи жизни оставил большой семье Зайцевых марийский художник, академик Измаил Ефимов.

После всех презентаций итоги подводили в клубе. Было много награждений, продолжались выступления фольклорных коллективов. В зале не было места. Я сидела в фойе и перебирала события прошедших дней. Это было хорошее время, когда гостеприимные зяглудкаксинцы с открытым сердцем принимали гостей. На полях страда, но председатель Леонид Кузьмин находил время для гостей. Каждый день был с художниками глава поселения Дмитрий Медведев, все жители заботились о них. Вездесущие ребятишки помогали расписывать ворота. Для них это были первые мастер-классы.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Художники уехали, сохранив в памяти славный уголок удмуртской земли и ее гостеприимных жителей. А расцвеченные ворота будут охранять покой улиц Зяглуд-Какси.

Автор: Надежда ШИРОКИХ

По этой теме: этнофутуризм традиции художники

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 808

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика