"Знаете, все дети любят рисовать. Через свои работы они самовыражаются. Дети видят себя великими художниками и гордятся своими, иногда даже не совсем удачными работами. Им нравится и сам процесс рисования, и конечный результат.
В этом-то и есть счастье творчества. Главное – не мешать ребятам самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования", - говорит учитель ИЗО Вавожской школы Лариса Серебренникова.
Готова подписаться под каждым словом учителя. Это я вижу и по своему сыну-семикласснику, который всегда с удовольствием и тщательно готовится к ИЗО, и по четырехгодовалой непоседе-дочке, которую только рисованием можно увлечь минут на 10-15. А на днях мне вместе с третьим "вэ" посчастливилось совершить небольшое путешествие под руководством Ларисы Петровны в мир прекрасного.
Это был самый обычный урок в обычный сентябрьский день. В этот день малыши-третьеклашки впервые провели урок в большой школе (в здании, где учатся 5-11 классы): Лариса Петровна пригласила их в свой кабинет. С первых минут в классе сложилась особая доброжелательная атмосфера. Учитель показала, где лежат емкости для воды, попросила подготовиться к уроку, раздала листы и карандаши с ластиками тем, у кого по какой-либо причине отсутствовали канцелярские принадлежности, и попросила все вернуть в конце урока. Еще до звонка минуты три, а ребята уже готовы трудиться, уже тянут руки, чтобы показать свое домашнее задание, кому-то не хватает терпения и начинает хвастаться друзьям своей работой. Но вот весело прозвенел звонок, извещая о начале урока. Дружно вместе вспоминают, о чем говорили на прошлом уроке, что нужно было нарисовать дома. Видно, с каким удовольствием девочки и мальчики демонстрируют перед классом свои работы – эскизы обоев. Преподаватель, комментируя рисунки, каждому находит доброе слово: "У Тани обои для кухни, яркие краски возбуждают аппетит. Правда, красиво получилось, ребята?", "А как вы думаете, вот эти необычные обои для какой комнаты нарисовала Соня?", "У Светы дизайнерские потолочные обои", "Серьезные природные мотивы на обоях у Жени", "Я точно знаю, что у всех работы получились необычными, красивыми, яркими, нарядными, в любой комнате можно создать определенное настроение с помощью ваших обоев. Но, если кто-то забыл выполнить домашнее задание, то наше правило знает: на следующем уроке показывает две работы, выполненные дома". С сияющими глазами возвращаются ребята за парты. Понимаешь, что каждый из них поставит себе "5", когда Лариса Петровна попросит самих оценить работы. Глядя на них, захотелось самой нарисовать что-то необычное, и с такой же детской непосредственностью показать всем свою работу.
Плавно переходит Лариса Петровна на тему урока – мамин платок. Интересно рассказывает, показывая иллюстрации на экране мультимедийного проектора, об этом предмете женского гардероба. Ребята узнали, как выглядит платок с таким труднопроизносимым названием, павлопосадский, как сложна и кропотлива техника его изготовления. Учитель разворачивает большую старинную шаль с крупными цветами. "Это любимый платок моей мамы", - признается Лариса Петровна. Не только девочки, но и мальчики внимают каждому слову учителя, и, кажется, кое-кто из них уже представляет свой будущий рисунок – хитрые улыбки проскальзывают на лице. Незаметно пролетела первая половина урока, ребята берутся за карандаши. Старательно выводят на листах большого формата контуры цветов. Лариса Петровна подходит то к одному, то к другому, ненавязчиво подсказывает идею, кому-то помогает исправить ошибку, около третьего стоит и любуется рисунком будущего платка. Ах, как хотелось хоть на минутку стать ребенком и так же, как скромная Алина, склониться над партой и старательно воплощать свою фантазию на листке бумаги или так же, как любознательный Антон, быть готовой ответить на любой вопрос учителя или бесконечно задавать вопросы. Минуты "тают", и вот уже пора "закругляться". На следующем уроке обязательно завершат работу.
Вот в такой теплой атмосфере рождаются будущие детские шедевры. Завтра они пополнят личную "галерею" картин одного педагога: на День учителя ребята подарят рисунки своему учителю – Селивановой Наталье Серафимовне. Может, кто-то из них догадается поздравить и Ларису Петровну?
Шла из школы и улыбалась. На улице было по-осеннему неприветливо, пасмурно, а на душе – радостно и солнечно: то ли от того, что удалось побывать на таком замечательном уроке, то ли от того, что смогла на время вернуться в свое школьное детство. И снова захотелось сказать "спасибо" Ларисе Петровне за то, что дает познать нашим детям счастье творчества.