центральный офис которой находится в Нижнем Новгороде, филиал в Ижевске, – официальный дилер JCB в России. Мы побывали на заводе, где производится техника этой компании, познакомились с производственным процессом. JCB – это мировая компания по производству фронтальных, телескопических погрузчиков, экскаваторов, тракторов, в том числе и скоростных, которые могут на трассе развить скорость до 80 км в час. 50% экскаваторов и погрузчиков в мире – это техника компании JCB. 60% дорожно-строительной техники в России, в основном экскаваторов, тоже продукция данной фирмы. В нашей стране этой техники продается примерно 12 тыс. единиц в год, получается каждый месяц по 1000 единиц. 11 заводов компании расположены в Великобритании, еще 11 – по всему миру.
- В вашем хозяйстве сколько такой техники?
- У нас имеется два телескопических погрузчика, один фронтальный и один экскаватор. Техника компании JСВ в хозяйстве работает с 2008 года. Техника качественная, надежная, прочная, удобная для работы.
- Сколько человек ездило в Англию?
- Из Удмуртии мы были впятером: два председателя колхоза (из Балезинского и Глазовского района), главные инженеры можгинских хозяйств "Россия" и "Луч" и я. Плюс нижегородская делегация из шести человек и представитель JСВ из Москвы, он, как куратор. На месте, это 180 км к западу от Лондона, нас хорошо встретили, разместили в отеле, на другой день повезли на завод по производству телескопических погрузчиков.
- Что впечатлило на заводе?
- Завод большой, за день одно подразделение только обошли. Бросается в глаза хорошая организация труда. Каждый знает свои обязанности. Работник выполняет одну операцию. Все автоматизировано, много внимания уделяется охране труда, везде висят плакаты. Красная зона, где ездит техника, очерчена линиями, чтобы люди были осторожны. Показали сборку телескопического, фронтального погрузчиков, экскаватора, тракторов, а также мировой склад запасных частей и мировой логистический центр. Любопытно, что каждая техника при выходе из завода снабжена системой навигации JСВ. Предоставляют бесплатное пользование ею в течение 12 лет с момента покупки. Если система понравилась, заключается контракт на дальнейшее пользование. Система определяет, где находится техника, когда заведен двигатель, сколько простояла на месте, сколько в движении и т.п. Она – хороший помощник инженерной службы, показывает сроки планово-технического обслуживания и другое.
Интересно было побывать в мировом центре запасных частей. Стеллажи расположены в несколько этажей, между ними передвигаются роботы и находят нужные запчасти. К примеру, СХПК "Колос" дает заявку дилеру на определенное количество тех или других запасных частей. Дилер комплектует и посылает заявку в Великобританию. Заявка пришла, система распознала ее. Поступает информация роботу. Робот берет нужную деталь со стеллажа и доставляет человеку, который просто пересчитывает количество. Например, мы даем заявку на воздушные фильтры (10 штук) и два масляных насоса. Работник пересчитал фильтры, и коробка движется дальше, т.е. ошибка может быть только в количестве запчастей, а в номенклатуре, наименовании – исключено. Внимания стоит тот факт, что если на заводе прекращают выпуск определенной модели, то запчасти к ней продолжают выпускать еще в течение 50 лет.
- Культурная программа какая-то была?
- Мы находились в Англии три дня. В последний день провели обзорную экскурсию по Лондону. Ознакомились с главными достопримечательностями города, среди них Тауэрская крепость, Вестминстерское аббатство.
- Какая была погода?
- Дождь, сырость. Погода переменчивая: только светило солнце, через 15 минут уже дождь. Климат мягкий, снег лежит не больше одного, двух часов, автомобилисты не знают, что такое зимняя резина.
- Как-то видела на стенде в вашем хозяйстве объявление о том, чтобы колхозники оформляли заграничные паспорта. Вы были уже до этого за границей?
- Был, в Германии. Там мне больше понравилось насчет чистоты и порядка. Еще политическая обстановка с Великобританией сейчас непростая. Но гид сказала, что для обычных людей все это уже надоело, и даже не интересуются обстановкой. С ее слов только в Лондоне проживает 600 тыс. русскоговорящих, а по всей стране 8 млн. по официальным данным. По неофициальным – примерно 14 млн. Гид была русскоговорящая женщина, уроженка России. Интересно, что автомобили на улицах в основном не английского производства, а немецкие, французские, американские.
- Для чего нужны такие поездки?
- Для расширения кругозора. Любая поездка – это общение, какой-то обмен опытом. Интересно было посмотреть, как делается техника, на которой мы работаем. Поездка состоялась за счет компании "Агросэйл", дорогу (большую часть стоимости билетов) оплачивало хозяйство, потому как не поехать, когда предлагают.