Данный законопроект направлен на сохранение леса как особо ценного природного ресурса и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Проект Закона определяет правовые и организационные основы осуществления надзора за пунктами приема и переработки древесины, а также принятой и переработанной на них древесиной для выявления незаконного оборота древесины.
Указанный законопроект разработан во исполнение плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2017-2020 годы, утвержденного заместителем председателя правительства РФ Александром Хлопониным.
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена сложной ситуацией с незаконными рубками леса в период с 2016 по 2018 год, которая в динамике выглядит следующим образом:
- Количество случаев незаконных рубок: 2016 год – 127; 2017 год – 180; 2018 год – 161.
- Объем незаконно заготовленной древесины в куб. м.: 2016 год – 1 830; 2017 год – 3 578; 2018 год – 2 019.
- Вред, причиненный лесному хозяйству в млн. рублей: 2016 год – 23,1; 2017 год – 49,5; 2018 год – 41,3.
В Вавожском районе в 2018 году:
Количество незаконных рубок – шесть
Объем – 95,6 куб. м
Ущерб – 387,5 тысяч рублей
Основными потребителями незаконно заготовленной древесины и древесины, вовлеченной в теневой оборот, являются малые лесопильные комплексы. На территории Удмуртской Республики действует 1 107 таких комплексов, есть такие и в нашем районе. В сравнении с 2008 годом их число увеличилось на 182 единицы.
Значительное их количество работают вне правового поля и имеют комплекс характерных нарушений законодательства Российской Федерации, а именно: отсутствие учета принимаемой и отгружаемой древесины, отсутствие документов, подтверждающих происхождение древесины, отсутствие правоустанавливающих документов на осуществление деятельности в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, отсутствие правоустанавливающих документов на здания, сооружения, земельный участок. В большинстве случаев нарушается трудовое, налоговое, природоохранное, миграционное законодательство Российской Федерации.
Законопроект не является мерой по усилению контроля, а позволяет сформировать на территории республики универсальный правовой механизм по созданию условий легального лесопользования и лесопереработки.
Проектом закона предусматривается наделение исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики полномочиями по:
- постановке на учет пунктов приема и переработки древесины;
- учету субъектов предпринимательской деятельности в сфере лесопереработки;
- контролю за исполнением субъектами предпринимательской деятельности положений проекта акта.
Принятие проекта Закона направлено для осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращение незаконного использования лесов.
Принятие закона обеспечит:
1. Исключение теневого оборота древесины, незаконно заготовленной, а также предназначенной для граждан в целях использования для собственных нужд.
2. Повышение конкурентоспособности добросовестных предприятий в сфере лесопереработки.
3. Трудоустройство занятых переработкой древесины людей.
4. Контроль за отходами лесопиления, образующимися в результате деятельности по переработке древесины.
5. Получение объективных и достоверных сведений об объёмах выпускаемой пилопродукции в Удмуртской Республике.
6. Увеличение поступления средств в бюджет Удмуртской Республики в форме налогов и штрафов за счёт официальной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в налоговых органах, осуществляющих предпринимательскую деятельность по переработке древесины в пунктах приёма и переработки древесины.
Ваше мнение по проекту данного Закона можно направить на адрес электронной почты минприроды УР nadzor@minpriroda-udm.ru или изложить по телефону (3412) 72-72-67.