Немало этому способствует телевидение и интернет, рекламирующие туристические туры, лекарства, зубные пасты и многое другое на экстрактах алтайских трав, таким образом активно эксплуатируя бренд Горного Алтая. Дошло до того, что в Китае продается алтайский воздух в банках, и, насколько я знаю, продается неплохо – открыл баночку и дома пахнет Алтаем.
Многие российские телеканалы пестрят выпусками своих программ о путешествиях по нашей республике. И везде мы наблюдаем восторженные впечатления телеведущих о великолепии алтайской природы, природы и только...
Как известно, театр начинается с вешалки, так и посещение туристического региона начинается со столицы, откуда расходятся пути-дорожки в разных направлениях. На что можно посмотреть туристу в Горно-Алтайске кроме Национального музея им. А.В. Анохина с его легендарной мумией? Не на что! Хотя много лет говорится о строительстве музейного комплекса под открытым небом на Улалинской стоянке – древнейшем памятнике археологии в Сибири со следами проживания первых людей на планете, возрастом 140 тысяч лет. Предлагалось создать в глиняных карьерах реконструкции жилища древнего человека. В качестве дополнения должны были появиться автомобильные стоянки, пешеходные дорожки, смотровые площадки и пешеходный мостик. Но ничего этого нет до сих пор. Очень долго ведутся разговоры о постройке на вершине горы Туу-Кая панорамного комплекса со смотровыми площадками, музеями, канатной дорогой на противоположную гору Комсомолка. И этот проект также остается только на бумаге. В Горно-Алтайске с его потенциалом нужно развивать зимний туризм, благо для этого не нужно строить дорогостоящую инфраструктуру, т.к. все уже имеется, да и город находится в живописнейшем месте с мягким климатом. Увы, этого ничего нет, и Горно-Алтайск остается не привлекательным для туриста.
Чуйский тракт, который входит в число пяти красивейших дорог мира, кроме неплохого асфальтового покрытия, великолепных пейзажей и несметного количества безликих турбаз, занявших все берега Катуни, к которым простому путнику не подобраться, ничем особым не выделяется. Нет национального, регионального колорита, которые так привлекают туриста, особенно иностранного. Нет ни одного более-менее хорошего заведения, где предлагалась бы национальная кухня, нет баз отдыха в национальном стиле.
По данным Минэкономразвития в 2018 году Республику Алтай посетили более 2 млн туристов, в основном это туристы из сибирских регионов, приезжающие на собственных автомобилях, под завязку забитые собственными продуктами, водой, палатками и т.д.. Эти туристы приезжают, ночуют на берегу рек, многие оставляют упаковки продуктов, купленных в сетевых магазинах, не в нашем регионе, и все. Экономике региона от этих туристов ноль дохода, природе – ущерб. Хотелось бы видеть вдоль Чуйского тракта специально отведенные кемпинги для остановки на ночлег туристов за умеренную плату (вырученные деньги легко окупили бы затраты на организацию стоянки и оплату работников кемпинга) с зонами для разведения костра, мусорными баками, автостоянками и местами для установки палаток. Запретив размещение "дикарей" в неустановленных местах, власти могли бы бороться с мусором, оставляемым гостями.
Для того, чтобы местное население и туристы осознали важность бережного отношения к природе, следует проводить тематические лекции в образовательных учреждениях в целях экологического просвещения, а также сделать информацию и статистику региона более доступной для населения. Важно, чтобы люди осознали, что экологическое благополучие региона в первую очередь зависит именно от них. Можно предложить проводить регулярные мероприятия по облагораживанию территории, субботники. Будет нелишним организовать летние молодежные лагеря, где участники будут знакомиться с историей региона, его культурным наследием.
Неплохо было бы перенять китайский опыт, когда туристы будут оставлять на границе республики автомобили и пересаживаются в автобусы, которые организованно направляются в заранее забронированные отдыхающими места отдыха курортно-санаторного типа. Это помогло бы снять напряженность на дорогах, улучшило экологическую обстановку, создало массу рабочих мест и благоприятно отразилось на развитии курортно-санаторного направления в туризме, что непременно сказалось бы на экономике республики в положительную сторону.
Для привлечения туристов в регион необходимо увеличивать количество средств размещения, как летних, так и зимних. В экологических маршрутах путешественники обычно ночуют в палатках, многие все же предпочитают более комфортные варианты размещения. Однако наибольшим спросом все-таки пользуются недорогие базы отдыха среднего уровня, а не пятизвездочные отели с высокими ценами. Можно порекомендовать развивать частные мини-гостиницы и небольшие базы отдыха в различных частях региона. Таким образом, у туристов будет возможность более свободного перемещения по Горному Алтаю без привязки к определенной базе: если будет широкий выбор гостиниц и прочих средств размещения, то путешественники смогут остановиться на ночлег практически в любой точке региона. К тому же небольшие частные базы отдыха смогут устанавливать более привлекательные для туристов цены.
Помимо постройки гостиниц важно развивать сопутствующую инфраструктуру: магазины, больницы, информационные центры, пункты связи. Это сделает туризм в регионе более комфортным, позволит лучше контролировать перемещения туристов по Алтаю, а также повысит уровень безопасности путешественников, потому как нельзя забывать, что многие алтайские перевалы, горные реки и хребты могут представлять опасность для туристов, не ознакомленных с техникой безопасности и не прошедших специальный инструктаж. Именно поэтому крайне важно, чтобы туристы могли выйти на связь в любой части Горного Алтая.
Особую актуальность приобретают развитие в Горном Алтае экологического и сельского туризма, позволяющего сочетать интересы малого бизнеса и охраны природы. Экологический туризм представляет собой реальную альтернативу массовому активному отдыху. Правильно организованные экологические туры и маршруты вносят значимый вклад в охрану дикой природы Алтая. Для развития местных поселений и самозанятости населения оптимальным вариантом может послужить популярный на Западе сельский или зеленый туризм. Отличный вариант для тех, кто никогда не жил в деревне, и не прочь получить массу новых впечатлений от сельской жизни. Это простота деревенского быта, экологически чистые продукты, возможность принять участие в повседневных трудах владельцев сельского подворья. Для владельцев "зеленого" бизнеса возможность заработать на излишках сельхозпродукции выращенной на огороде и сдачи в наем жилья.
Остаются без должного внимания наши природные достопримечательности. Взять хотя бы знаменитый Аржан-Суу, с его уродливым базарчиком сувениров, ведь не так далеко есть манжерокский базар. Неужели этого мало? Как замечательно смотрелся бы на месте базара небольшой парк с каскадным водопадом из этого родника! Семинский, Чике-Таманский перевалы и другие сакральные для местного населения места также необходимо освободить от торговых ларьков и туалетов. Предпринимателям и муниципалитетам следовало бы обратить пристальное внимание к внешнему виду торговых точек, чтобы они были выполнены в едином стиле и эстетически приятны на вид. Так же местное население должно чувствовать свою значимость в таком важном деле, как сохранение природных памятников региона.
Заброшенными и неухоженными, нередко переданными под сельское хозяйство, остаются объекты культурно-исторического наследия, такие, как курганы, культовые сооружения и памятники архитектуры. Оборудовав на таких объектах информационные щиты, пешеходные тропы, реконструкции, Алтай мог бы стать лидером по познавательному туризму в России. Памятники природы и археологические находки являются главными элементами, представляющими привлекательность для туристов, поэтому необходимо поддерживать их состояние на стабильно высоком уровне.
Особое внимание следует уделить подготовке квалифицированных гидов-проводников. В летний сезон на Алтае резко возрастает спрос на таких специалистов: ни один тур не обходится без знающего проводника. Именно от опыта и знаний такого специалиста зависит безопасность туристов. А, учитывая специфику горного региона, проведение туров на Алтае без опытного проводника становится невозможным.
Подводя итог нужно сказать, что для развития туризма, чтобы он приносил доход региону, необходимо вкладывать и финансовые, и физические силы. Вкладывать много и устранять последствия посещения двух миллионов туристов. На Алтай за красотой и приключениями будут ездить всегда. Нам надо учиться на этом зарабатывать, сохраняя природу и, создавая туристскую инфраструктуру. На одной природе много не заработаешь!