Сцены первобытной жизни – охота, обряды, быт, животные, как жившие, так и фантазийные, карта звездного неба, неизученные знаки-символы – все это можно увидеть, только посетив урочище Калбак-Таш.
Не секрет, что наш район сегодня пользуется большой популярностью у путешественников и отдыхающих со всей России и мира. Это и не удивительно. Красота природы, чистый воздух, богатая традиционная культура, многообразная история привлекает любителей активного туризма.
К числу таких посещаемых мест относится урочище Калбак-Таш, которое находится на территории природного парка "Чуй-Оозы". Калбак-Таш расположен на 726 километре Чуйского тракта, за слиянием Чуи и Катуни, то есть там, где дорога уже бежит вдоль белесой Чуи.
Первое упоминание о бооме Калбаш-Таш сделал Василий Радлов в далеком 1865 году. Но древняя торная тропа пролегала выше скал с петроглифами, что не позволило путешественнику с ними познакомиться.
В 1912 году художники Григорий Гуркин и Дмитрий Кузнецов первыми зарисовали эти наскальные изображения. Они сделали первые зарисовки, положив начало изучению древних изобразительных памятников Алтая. Связано столь позднее открытие несколькими причинами. Во-первых, старая тропа Чуйского тракта проходила намного выше современной автодороги, а скалы с петроглифами оставались ниже у отвесных скал реки Чуи. Поэтому исследователи проходили данное сокровище стороной, не замечая его. Во-вторых, ранние исследования учеными боома Калбак-Таш ввели путаницу с описанием места нахождения. Исторически данное место имело название Ялбак-Таш, боом Калбак-Таш находился в 7 километрах ниже по течению Чуи, недалеко от современного места Чуй-Оозы. В результате чего во всех научных трудах Ялбак-Таш был неправильно назван. Со временем, когда во всем разобрались, не стали переименовывать и оставили закрепленное в археологической и научно-популярной литературе название Калбак-Таш, так как в соответствии с алтайской и монгольской этимологией Ялбак-Таш и Калбак-Таш дословно переводятся на русский язык с одинаковым значением "широкий, ровный камень или скала".
Первоначальные описания урочища были скудные и ученые не давали себе отчета в истинной значимости данного памятника в мировой археологии. После исследований в 80-х годах ХХ века памятник Калбак-Таш заслуженно стал одним из главных центров древнеалтайских петроглифов.
Исследователи обозначили четыре этапа создания петроглифов.
1. Эпоха неолита – IV-VI века до н.э. На большей части петроглифов этой эпохи представлены животные большого размера – верблюды, козлы, олени.
2. Большинство рисунков относят к эпохе энеолита-бронзы III-I века до н.э. Это фантастические звери, фигуры воинов и колесниц, погонщиков вьючного скота, женщин, мужчин. Также были найдены изображения медведя, змеи, символы и самый известный рисунок – "алтайская химера" - "кер-тютпа".
3. Петроглифы периода скифского времени – VIII – III веков до н.э. описывают проведение охоты. Об этом свидетельствуют изображения высеченных образов волков, собак, козлов, лошадей.
4. На петроглифах древнетюркской эпохи или этнографической современности VII-ХХ веков н.э. изображены сцены охоты, изображения диких быков и медведей.
Одной из самых интересных является сюжетная группа с "хвостатыми" людьми, имеющими на голове полукруглые образования. Среди них выделяется великан с нарисованным на груди квадратом, который мог изображать вместилище души. Над "хвостатыми" людьми легко заметить огромного зверя с зубастой пастью. По одной из версий, это чудовище было поглотителем душ, которое очищало их от скверны перед вступлением в высший мир согласно восприятию мира той культуры. По другой из версий, рисунок шествия людей под мифическим зверем изображает обряд посвящения юношей в мужчин-воинов.
Тот факт, что наскальные рисунки горы Калбак-Таш располагаются на скальных выходах, обращенных к солнцу, практически с момента его восхода до последних закатных лучей, не может быть случайностью. От подножия скальных выходов горы Калбак-Таш было удобно наблюдать не только звёздное небо, но и солнце.
Побывав в Калбак-Таше, стоит обратить внимание на Святилище богини Умай-Эне. Это самое первое божество тюркского народа. Великая Матерь Мира. Она покровительствует матерям, женщинам, ждущим ребенка, младенцам. Местные жители наделяют это место необычной силой, способной излечить от бесплодия и подарить долгожданного ребенка. В современное время сюда приезжают женщины со всех уголков нашей необъятной страны в надежде на скорое материнство.
Самый большой в нашей стране рунический текст, который содержит 30 единственных в своем роде надписей, также был обнаружен в данном древнем святилище. Примечательно то, что некоторые символы не расшифрованы до настоящего времени. Так же можно увидеть Храм небесного козерога и Алтарь жизни и смерти. Практически все животные и сцены из жизни прорисованы качественно, учтены все детали. Поэтому узнать большинство из них не составит труда. Но есть и необычные изображения. Например, древние телеги и охотников с "грибовидными головами". Некоторые творения ранее были закрашены в красный цвет.
Петроглифический комплекс "Калбак-Таш" является памятником федерального значения.
Сегодня на данном объекте трудятся 10 сотрудников, это инспектора по охране культурно-исторического наследия, сертифицированные гиды и технический персонал. За весь туристический сезон музей под открытым небом посещают около 3000 тысяч путешественников со всей страны и не только.
Гора Калбак-Таш — священное место Горного Алтая для людей разных эпох. Это сакральное место. Необычные символы говорят о том, что территория парка представляла собой не только храм, но и обсерваторию. Это крайне необычное, красивое, удивительное место, заслуживающее того, чтобы его увидеть и прикоснуться к истории своего народа.