Название населенного пункта Туекта происходит от словосочетания "Куйак Туу", что в буквальном переводе с алтайского языка означает "гора как панцирь, броня". Есть и второй вариант толкования этого топонима – "Туйук туу" переводится как "закрытая, запертая гора".
Долина, на которой расположено село, очень удобна для проживания. Она защищена вкруговую горами. Через туектинскую долину пролегала тропа, по которой вела в далёкие страны – Монголию и Китай.
Река Урсул заливала всю долину. Урсул с большим грохотом обрушивал свои волны на высокие берега. Не во всяком месте реку можно было переехать на лошадях, поэтому и назвали Урсул "тяжёлая вода". Вода тёмная, но чистая. В Урсул впадают меньшие реки, которые спускаются с ледников – это Туекта, Шибилик. Люди селились на Увале.
По рассказам старожилов давным-давно, а как давно никто не знает, по логам Тузака, в IХ веке алтайцы жили в аилах, юртах. В центре аила горел костёр, в казане готовили пищу. Пили чай, чеген (из молока). Из чегеня выгоняли араку (алкогольный напиток до 14*). Алтайцы вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством, охотой. Из шкур животного, из дерева изготавливали предметы обихода.
Село Туекта расположено между гор на перекрёстке двух дорог, идущих из Шебалино и Усть-Кана по Чуйскому тракту, находится на берегу реки Урсул, а рядом с селом в Урсул впадает река Туекта. С севера и юга село обрамлено горами. Самая высокая вершина в окрестностях села – безымянная высотой 1703 метров. Село состоит из трех улиц: Новой, Семенова и Урсульской. Точной даты образования села не установлено. Первой датой по рассказам старожилов считается середина 19 века, по Новосибирским архивам записан 1876 г., у Табаева Д.И. в книге "Чуйский тракт" числится 1872 г., в других источниках встречалась дата 1870 г. В старой Летописи села (автор Кошкарова А.И.) записано так: "Село основано, где-то в 50-60-ые годы прошлого столетия и состояло из 50 – 60 домов крестьян переселенцев с Урала из города Шадринска – это Кошкаровы, Дятловы, Хомяковы, Ногины и другие семьи. Из Тобольской губернии – Русаковы; Ворошиловской - Поповы, из Карасука – Кайгородовы, из Бийска – Клементьевы, Бурмакины, Воронцовы и других мест России.
И только в начале 19 века появились первые русские в туэктинской долине. Место понравилось – река, тайга рядом, можно долину раскорчевать и сеять зерновые, возделывать огороды, построить деревянные дома и жить не хуже, чем в центральной части России. Что интересно даже в те времена жители туэктинской долины жили дружно. Культура, быт обычаи стали переплетаться, сливаться, но ясно было одно - надо беречь своё место, дом, лог, реку, тайгу.
Туекта с Теньгой были как бы географическими и административными центрами Горного Алтая. О скоплении населения свидетельствует находящиеся в окрестностях Туекты и Теньги большое количество археологических памятников в виде курганов, каменных изваяний, столбов, искусственных оросительных сооружений – каналов (суаков), но это предмет другого разговора. Вокруг села были земли зайсанов, баев Аргымая, Сопока, Манди Кульджина, которым принадлежали лучшие сенокосные угодья, они имели много скота.
На территории села находится археологический комплекс "Туэкта". Археологический комплекс "Туэкта" является одним из крупнейших известных памятников эпохи раннего железа (VI-I вв. до н.э.) и относится к пазырыкской культуре скифской эпохи. Имеет огромную научную и культурную значимость для всего мирового сообщества. Он включает 197 курганов и большое количество балбалов и выкладок. Исследования проводили С.М. Сергеев (1935), Л.А. Евтюхова и С. В. Киселев (1937), С. И. Руденко (1949, 1954). С. И. Руденко раскопал курганы знати скифского времени. Погребения находились в украшенных резьбой или орнаментом, вырезанным из бересты колодах-саркофагах внутри срубов, устроенных в могильных ямах под каменными насыпями. Из предметов инвентаря найдены, сохранившиеся в мерзлоте, деревянные (лопата, пешня, лестница, щиты, детали сбруи и т.п.) и кожаные изделия (седла, украшения и т.д.), а также бронзовые и золотые пластинки, керамика и т.д.
Два больших царских кургана были обследованы в 1954 году экспедицией, возглавляемой С.И. Руденко.
В настоящее время на северной стороне с. Туэкта находятся более двух десятков различных по величине и времени возведения каменных курганов, представленные в основном курганными цепочками, протянувшимися с севера на юг. Туэктинские курганы расположены на левом берегу р. Урсул у с. Туэкта. Среди всех исследованных курганов на Алтае именно Первый Туэктинский был самым большим: его диаметр 68 м, высота 4 м, а на сооружение насыпи ушло около 6000 куб.м камня.
Второй Туэктинский курган вдвое меньше Первого, его диаметр всего 32 м, а высота 2,6 м. Этот курган тоже разграбили в древности. Каменная насыпь оказалась разрушенной, вследствие чего под курганом был очень незначительный слой вечной мерзлоты. В могиле сохранились лишь истлевшие части саркофага — колоды с вырезанными на них изображениями оленей, обрывки одежд погребённой здесь женщины и деревянные украшения сбруи восьми верховых коней.
Материалы, полученные в ходе раскопок, помогают многое понять в верованиях и обрядах древних алтайцев. В окрестностях села Туэкта до сих пор находятся мало изученные учёными петроглифы.
В археологическом отношении – Урсульская долина одна из самых богатых районов Горного Алтая. Археологи неоднократно предлагали осуществить музеефикацию Туэктинской и Каракольской долин.
Самые ранние находки здесь относятся к эпохе палеолита, зафиксированы курганы эпохи бронзы, выделенные в уникальную каракольскую культуру. Основу комплекса составляют большие курганы скифского времени, принадлежащие племенной и родовой знати. Есть основания считать, что указанный район является не только некрополем для народов разных эпох, но и крупнейшим святилищем Алтая, в состав которого входят ритуальные конструкции, стелы и огромный массив наскальных изображений, которые отражают основные этапы становления героического эпоса, начиная с эпохи бронзы, и кончая этнографической давностью.
В годы гражданской войны Туекта стала одним из узловых пунктов в Горном Алтае. У села дважды проходил бой с белогвардейцами. Все мы проезжаем мимо памятника павшим борцам за установление Советской власти у нашего села. В этой братской могиле захоронено 49 человек. На похороны красногвардейцев в Туекту приехал из Шебалино прославленный командир красногвардейского отряда Плетнев Василий Иванович. В 1920 году по области были организованы волостные революционные комитеты. В Туэкте в то время председателем волревкома был Кошкаров Иван Герасимович, секретарём Шестаков Иван Гаврилович. Иван Герасимович был хорошим плотником. Он и другие мужчины села навозили лес и стали строить памятник, погибшим и похороненным на братском кладбище. В этот же год был поставлен деревянный памятник в виде пирамиды. После Великой Отечественной войны установили новый памятник из кирпичей, который стоял до 1985 г. В 1985 году 8 мая состоялось торжественное открытие памятника, построенного уже в современном стиле. Но каждый год сюда приходят школьники, жители села, чтобы поклониться подвигу, который они совершили .
Первыми комсомольцами в селе были Кошкарова Варя, Меркульева Маруся, Хворова Груша и другие. Секретарём избрали Кошкарову Варю. Комсомольская ячейка организовалась в 1922 г., учителей не хватало и комсомол направляет Варю учительствовать в школу Туэкты. Один год она учила детей, другой год работала учительницей в ликбезе, учила взрослых. После этого Варю ставят избачём.
Партийная ячейка в селе образована приблизительно с 1920 г. Первыми коммунистами на селе были Пупышев Игнат Иванович – секретарь партийной ячейки, Семёнов Филипп Анисимович – позднее был избран секретарём, Шестакова Мария Никитична и двое приезжих.
В июне 1922 г. Указом ВЦИК была образована Ойротская автономная область. Коммунисты разъясняли, доводили до жителей села Законы Советской власти, заботились о семьях погибших партизан в годы гражданской войны, определяли в Онгудайский интернат сирот, а к тридцатым годам был открыт детский дом. По воспоминаниям старожилов дом находился у дороги, к Урсулу, напротив современного памятника. К сожалению, других сведений нет. А детский дом был. Подтверждением тому является цитата из газеты "Звезда Алтая" за март 2009 г., посвященной 6-летию со дня кончины С.С.Каташа. Сергей Сергеевич родился 25 декабря 1925 г. и "…лишившись рано родителей, маленький Серёжа воспитывался некоторое время у родственников, а затем – в Туэктинском детском доме...".
Первым председателем сельского совета был Семёнов Филипп Анисимович.
Одним из первых учителей в середине двадцатых годов был Головин Григорий Порфирьевич. Он был демобилизованным красноармейцем, который ходил ещё в солдатской шинели. Головин активно принимал участие в сельской художественной самодеятельности. Потом двадцатипятитысячниками из Петрограда прибыли с семьёй рабочий Лазарев Пётр Михайлович. С ним впервые ученики узнали о пионерах. После Лазарева учителями были Белозёрский Дмитрий Иванович, Таничев Николай Алексеевич и другие.
К 1927 году в школе уже была создана пионерская организация. Первые пионеры: Букина Лидия, Виллисов Михаил, Кошкаровы Аня и Дуся, Русакова Тома, Соколова Варя, Чуприянова Валя, Ногина Груша, Хомякова Валя, Шестакова Клава, Кошкаров Стёпа, Дьяков Ваня, Кривопаловы Агнюша, Сина и Митя, Савина Рая, Носонова Маруся, Шилова Фаля, Хабарова Оля. Комсомол пионервожатыми направил в школу- Кошкарову А., Леонтьевну, Кривопалову Устинью, Чуприянову Ольгу.
В 1927-1928 году в селе сельская комсомольская организация пополнила свои ряды: это Дятлов Федор, Чуприянова Оля, Ногина Аня, Кошкаровы Александр и Полина, Кошкарова Анна Леонтьевна, Русаковы Галина и Юлия, Кривопалова Устинья, Борис Пупышев, Антонина Голишева, Бархатов Василий и другие. Одни из них поехали на учёбу в школу крестьянской молодёжи в Онгудай. Лучших своих парней Комсомол послал на работу в шахты Кузбасса. Бархатов Василий Федотович и Кошкаров Александр Иванович своим трудом поехали крепить союз серпа и молота. Работали они ударно, свято выполняя наказ комсомольцев Туэкты.
В Туэкте уже в 1928 г. была организована коммуна. Просуществовала она недолго. После этого были организованы ТОЗы (товарищество по совместной обработке земли), назвали их – "Авангард", "Заря", "Трудовик". Из "Трудовика" отделилось охотничье общество, назвали его "Таёжник". В 1930 г. ТОЗы перешли на Устав сельхозартели.
В это же время созданы два колхоза - "Таёжник", "Партизан Алтая". Пупышева Акулина Акимовна – первый председатель колхоза "Партизан Алтая". Потом председателем стал Семёнов Ф.А., а Пупышеву А.А. избрали председателем Туэктинского сельсовета. После них возглавляли колхоз – Яковлев Герасим Кузьмич, Черепанов Павел Терентьевич, Григорьев Константин, Ильин Аркадий Николаевич. Они работали до Великой Отечественной войны и работали с полной отдачей.
В колхозе "Таёжник" первым председателем был прославленный партизан Димитриев Николай Васильевич.
В 1938 году в селе были избраны в Туэктинский сельский Совет депутатов трудящиеся депутаты: Ногин Сергей Егорович, Шипунов Андрей Ефимович, Ильин Аркадий Николаевич, Каркавин Иван Васильевич, Березиков Пётр Сергеевич, Ерохина Валентина Никитична, Бухарина Клавдия и др. Председателем избран Ногин С.Е., Ерохина В.Н. избрана в культурно-массовую комиссию и была ещё агитатором.
В сёлах стали появляться трактора. Колхозам нужны были трактористы и их стали готовить на курсах. Первыми трактористами из женщин были члены партии Пупышева А.А., Березикова Мария Петровна, Шилова Елизавета, Губина Ефросинья.
"Знатные женщины Ойротии", отличницы животноводства: Евдокия Бакиянова (колхоз имени "8 марта", Шебалинского аймака), Мария Губина (колхоз "Партизан Алтая", с. Туэкта, Онгудайского аймака), Н.М.Санзалыкова (колхоз "Партизан Шебалинского аймака", Онгудайского аймака), Кайгородова (колхоз "Партизан Алтая", с. Туэкта, Онгудайского аймака), Амыр Тогочоева (колхоз "Яны Ел", Онгудайского района). Из газеты "Красная Ойротия" от 8 марта понедельник 1937 года № 36 (1749).
А в 1937-1938 г.г. в Туэкту поступили первые тракторные сеялки. К трактору СТЗ и ХТЗ (колёсные) прицепляли одну сеялку. Впервые тракторист Бархатов Аристах Николаевич и Пупышева А.А. вели такие агрегаты, прицепщиками были Кайгородов П.Ф., Архипов и другие. Сеяли пшеницу сорта: "НОЭ", "Аленькая", овёс сорт "Шатиловский", ячмень "Червонец". В 1940 г. колхозы слились в один - "Партизан Алтая". Хорошо работали туэктинцы. Весело, дружно умели отдыхать в праздники.
В 1941 ушло на фронт около 146 человек, а с фронта вернулось уже меньше 50 туэктинцев, к сожалению точного числа установить невозможно. Нашему земляку – Семёнову Ивану Ильичу за подвиг присвоено звание Героя Советского Союза.
В военное время в колхозе осталось мало трудоспособных туэктинцев, но они работали самоотверженно с сознанием того, что на фронте их родным ещё трудней. Труженики успешно справлялись с государственными планами и даже умудрялись перевыполнять. Все работы выполнялись вручную, спали по 4-5 часов в сутки. Много сил положили, работая в колхозе на животноводстве доярками, телятницами: Кайгородова Дора, Губина Зинаида, Финажина Клавдия, Хитрина Таисья, Голишева Антонина, Чуприянова Ольга, Пупышева Пелагея, Казакова Мария и др.
Крепла Советская страна и требовала для работы грамотных сынов и дочерей в области знаний и специальностей. Дети крестьян Туэкты упорно овладевали знаниями и учились в разных учебных заведениях. Из пионеров и комсомольцев середины двадцатых годов учителями стали: Шестакова Клавдия, Русаковы Тамара и Дмитрий, Соколова Варвара и Кошкарова Евдокия. Зоотехниками: Ногина Анна, Кошкарова Анна. Медицинскими и ветеринарными работниками: Букина Лидия, Ильин Павел Аркадьевич – доктор биологических наук; работники искусства и партийные работники: Кошкаровы Полина и Александр, Кайгородов Николай.
В 1957 году в марте колхоз "Партизан Алтая" был присоединён к Теньгинскому совхозу и стал отделением, фермой № 4. В 1965 году на базе отделения был организован откормсовхоз. Назвали его Онгудайским откормсовхозом. Совхоз построил школу восьмилетку, столовую, клуб. Вдоль села побежали столбы с электрическими проводами, неся в каждый дом "лампочку Ильича". Туэкта и ночью теперь освещена как на городских улицах. Вдоль улицы им. Семёнова И.И. проложены тротуары, появились новые дома для специалистов села.
На месте заимки в 3 км. открыта нефтебаза с современными хранилищами горючего, которыми пользовались все районы.
До революции в селе насчитывалось 5-6 человек грамотных, а сейчас Туэкта село сплошной грамотности. До революции в село приходило всего 1-2 штук "Ведомостей", то сейчас каждый житель выписывает по 7-8 экземпляров газет и журналов.
В селе работает более двадцати учителей со средним, высшим образованием, медицинский работник, специалисты сельского хозяйства. Имеется основная школа, детский сад, отделение связи, несколько магазинов, имеются туристические базы, кафе-столовые.