Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Онгудайского района Республики Алтай

649440, Республика Алтай, Онгудайский район», с. Онгудай, ул. Советская, 78
телефон: +7 (38845) 22-0-90
e-mail: ajuda_gazeta@mail.ru

Вековой юбилей Чуйскому тракту

26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения. Сегодня федеральная трасса Р-256 берет начало в Новосибирске. Последний, 963-й километровый столб находится в Ташанте, на границе с Монголией. Ее протяженность...

26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения. Сегодня федеральная трасса Р-256 берет начало в Новосибирске. Последний, 963-й километровый столб находится в Ташанте, на границе с Монголией. Ее протяженность со всеми подходами составляет 1 127 км.

История дороги, по мнению ученых, насчитывает тысячелетия: раньше здесь проходил так называемый Мунгальский тракт. Полагают, что древняя Чуйская тропа была северным ответвлением Великого шелкового пути, о ее существовании свидетельствуют письменные китайские источники 3000-летней давности.

В Новое время масштабное освоение пути началось с 1756 года, когда южные алтайцы вошли в состав Российской империи. Первые письменные упоминания о Чуйском пути относятся к 80-м годам XVIII века. Важная веха в истории дороги – 1902 год: именно тогда вьючный путь от Онгудая до Кош-Агача стал дорогой, по которой можно было проехать на телегах. Но даже будучи вьючной тропой, это был крупный торговый маршрут, честь его открытия и развития принадлежит бийским купцам-чуйцам.

Свое название Чуйский тракт получил от реки Чуй. Чуйским трактом принято называть весь путь от Бийска до Кош- Агача. До начала XX в. тракт условно делился на два участка: первый – до Онгудая и после него – второй. От Бийска до Онгудая он протянулся на 255 верст, а от Онгудая до Кош-Агача еще на 257 верст. При этом данная дорога была мало приспособлена для колесного передвижения и была очень опасна на речных "бомах" и горных перевалах. Общая протяженность тракта составляла 512 верст.

Заслуга в разработке проекта современного Чуйского тракта во многом принадлежит известному писателю Вячеславу Шишкову. В 1914 году, будучи инженером ведомства путей сообщения, он возглавил экспедицию, в задачи которой входило изыскание лучшего и кратчайшего направления тракта.

Новый отсчет начался в 1922 году: дорога получила статус государственной, с этого момента работа по ее реконструкции закипела.

1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении от Бийска до Ташанты, был сдан в эксплуатацию. Завершение строительства Чуйского тракта не означало прекращение строительных работ на тех участках, где они требовались. Там происходило расширение полотна дороги, строились мосты. Так, весной 1935 г. было начато строительство моста через Катунь у села Иня, а уже 3 апреля 1936 г. мост был испытан и сдан в эксплуатацию. Строительство вели заключенные, благодаря чему мост получил название "Дембельский".

В целом в 1930-е были достигнуты важные результаты, основным из которых стало завершение строительства Чуйского тракта. Активизация деятельности в этом направлении была приостановлена событиями июня 1941 г., когда работа всех транспортных и торговых организаций была перестроена на военный лад. В военные годы Ойротская автономная область была обязана поддерживать Чуйский тракт в проезжем состоянии для осуществления бесперебойных перевозок грузов. Груз вместо машин, арендованных в Монгольской Народной Республике, перевозили по Чуйскому тракту на верблюдах. Тогда караваны верблюдов с тюками шерсти и скот для солдатской тушёнки, который гнали из Монголии, прошлись по тракту.

В послевоенные годы были проведены большие объемы дорожных работ по расширению полотна дороги и проезжей части, устройству асфальтобетонного покрытия.

В 1961 году началом тракта сделали не Бийск, а Новосибирск, а последнее коренное переустройство прошло в середине 80-х, когда проложили новую дорогу через перевал Чике-Таман.

Многое изменилось с тех пор, множество жизней было положено в землю Великого алтайского пути, множество историй людей было заложено в историю Чуйского тракта.

Родившийся в старинном селе Сростки Василий Шукшин и снявший здесь три своих фильма, о главной дороге Алтая написал так: "Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам".

Сегодня Чуйский тракт — одна из красивейших трасс мира по версии National Geographi. Он соединяет три региона и открывает путь из Западной Сибири в Монголию и Китай. Протяженность трассы от Новосибирска до границы с Монголией - около 968 километров. Историческая часть дороги от Бийска до Монголии составляет 630 километров.

Отметим, что в 2018 году трасса поменяла обозначение и сегодня это федеральная трасса Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией Р-256 или Чуйский тракт.

Трасса Р-256 – единственная автодорога в рейтинге, которая представляет Россию и признана одной из самых красивых дорог мира.

Автор: Соб.инф.


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 672

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика