Сто лет назад, 26 мая 1922 года, Чуйский тракт признали дорогой государственного значения. Общая протяженность дороги 968 км, в Республике Алтай длина трассы составляет 535 километров. По версии журнала National Geographic, с 2014 года Чуйский тракт входит в десятку красивейших дорог мира, занимая пятое место в этом почетном списке.
В рамках автопробега для участников состоялась экскурсия по музею Чуйского тракта в Бийске, здесь же прошла встреча с ветеранами дорожного хозяйства, участвовавшими в строительстве Чуйского тракта.
В мероприятии приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, глава Республики Алтай Олег Хорохордин, губернатор Алтайского края Виктор Томенко, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, гендиректор ПАО "Россети Сибирь" Павел Акилин, глава города Бийска Александр Студеникин и другие официальные лица.
В ходе автопробега участники посетили знаковые достопримечательности региона, преодолели два горных перевала – Семинский и Чике-Таман.
На Чике-Тамане путешественников встречали национальными песнями, танцами и традиционными блюдами алтайской кухни. Здесь, на вершине перевала, были торжественно подняты флаги Российской Федерации и Республики Алтай. В церемонии приняли участие Олег Хорохордин, Андрей Травников и глава нашего района Эдуард Текенов.
Приветствуя участников автопробега, Эдуард Текенов отметил, что на территории Онгудайского района протяжённость Чуйского тракта составляет более 200 километров.
"Самый большой участок и два больших перевала, по которым проходит Чуйский тракт, находятся на территории нашего района, проезжая которые мы можем ощутить на себе несколько климатических зон. Чуйский тракт является одной из красивейших автомобильных дорог мира.
Нужно отметить, что это не первый автопробег. 12 июля 1934 года для проверки качества новой дороги стартовал первый Западно-Сибирский автопробег Бийск – Кош-Агач. 28 грузовых и два легковых автомобиля прошли 1100 километров труднейшей горной дороги. Автомобили тогда прошли от Бийска до Кош-Агача и вернулись за рекордно короткий срок для того времени – восемь суток. Рады приветствовать гостей на территории нашего района", отметил Эдуард Михайлович.
Далее участники сделали остановку на памятнике Кольке Снегиреву. Он посвящен как строителям дороги, так и всем водителям, когда-либо проезжавшим в этих местах. Памятник был установлен в районе Белого Бома в 2014 году, он назван в честь героя известной шоферской песни – Николая Снегирева, по мотивам которой снят кинофильм "Ехали два шофера".
Во второй день автопробега на 703-м километре Чуйского тракта участники осмотрели знаменитый Ининский (Цаплинский) мост – первый в мире подвесной двухцепной висячий мост, построенный в 1936 году по проекту Сергея Цаплина.
Мост является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия.
Далее на кордоне Кӱр-Кечӱ в честь юбилейной даты участники высадили 100 саженцев елей.
В мире мало таких дорог как Чуйский тракт, имеющий древнюю историю, красивейшие ландшафты, вековые торговые традиции с Монголией и Китаем. Здесь в свое время проходили скифы, гунны, древние тюрки и монголы, устремляясь к новым и неизведанным землям.
В начале ХХ века, когда началось масштабное строительство дороги, здесь трудились люди разных национальностей. В память о трудовом подвиге жителей Алтая при строительстве Чуйского тракта, на перевале Чике-Таман и у Белого Бома были установлены памятные сооружения дорожникам-строителям. Во времена трудных испытаний для нашей страны, в годы Великой Отечественной войны, через тракт шла посильная помощь братской Монгольской Народной Республики.
Эта дорога за год пропускает более 2 миллионов туристов. Чуйский тракт – это ворота в туристический мир Алтая, который позволяет без труда добраться за сотни километров в самые заповедные уголки нашей республики.