Отбиваемся от денег?
Органы власти хотят зарабатывать на туризме, при этом своим бездействием губят этот вид бизнеса
Знаю, об этом уже ни раз писала газета "Беломорская трибуна". Ничего нового вы не прочтёте, но писать об этом надо, не грех повторяться, потому что только нудное упорство и способно, похоже, пробить путь из замурованной убогости бесконечно длящейся ситуации. Жители Беломорска и близлежащих посёлков, разумеется, обо всём о чём напишу, знают. Я же, как говорится, "свежий человек", в смысле впервые сталкивающийся с данной ситуацией, а потому и обострённо воспринявший её, но совершенно не эмоциями руководствуюсь, приступая к этой заметке.
Мы с женой решили побывать в Соловецком монастыре, добравшись до него через Беломорск. Обещанное четырёхчасовое путешествие на теплоходе стало в том числе причиной выбора именно этого маршрута. Хотелось насладиться морской прогулкой. Море. Ветер. Солнце. Чайки. Стоишь на палубе и утопаешь взглядом поочерёдно то в высоченных облаках над головой, то в морской тёмно-синей пучине. Красота и душевное спокойствие. Но это чувство сладостного ожидания встречи с морем, а потом с Соловками, было оскорблено Беломорской действительностью.
Когда въезжаешь на территорию причала в посёлке Водников, от которого отходит теплоход на Соловки с туристами, то первое, что бросается в глаза и поражает – это огромная гора мусора, широко, грязно и вонюче расползшаяся по берегу. Хотя нет, мусорная свалка будет вторым "туристическим объектом", а первым станет дорога ведущая к причалу. Дороги, собственно, как таковой нет, это не дорога, а смутные воспоминания о ней. Автобус трясётся по разбитой колее, ямам, колдобинам, по тому месту, где когда-то проходила дорога, возможно, асфальтовая. Водитель автобуса, уже не в первый раз пробираясь по трудно проезжей автотропе, едет медленно, бережёт машину и пассажиров. Тихонько чертыхающиеся туристы с нарастающим удивлением вглядываются в окно на чащу бурьянов, буйствующих вдоль дороги.
Полная вольница царитт ут. Позабытая и позаброшенная автомобильная дорога разрушается, давно утратив прежний цивилизованный вид. Чертополох - не о траве речь, а о спутанном зелёном пространстве зарослей - подчёркивает дикость и заброшенность места, по которому движется автобус к пристани с поджидающим туристов теплоходом.
Понятно, люди готовы потерпеть и грязь, и бездорожье, потому что приехали ради Соловков и ждут этой встречи. Беломорск туристы проезжают краешком. Но это такой "краешек", который способен самому непритязательному путешественнику испортить настроение.
В автобусе, в котором мы с женой едем, много людей впервые приехавших в Карелию. И мне почему-то становится стыдно, что у меня такой запущенный дом. Ловлю себя на ощущении, что это я за всё лично ответственный. И жду не дождусь, когда этот позор отвратительной дороги закончится. Наконец автобус останавливается на пыльной обочине, и заспанные туристы - ночь в дороге провели - вылезают наружу, спешат к морю, льнущему неподалёку к бетонному берегу (первый вопрос: это уже Белое море?), но скоро натыкаются взглядом не только на водную гладь, но и на очередное"беломорское чудо" – уже вспоминаемую свалку с мусором. Наверное, организаторы туристических поездок привыкли к ней, и не замечают её, а люди при власти ответственные за чистоту и экологическую безопасность и вовсе не видят здесь предмета своей служебной ответственности (где-то на далёкой окраине города складируется мусор, ну, и бог с ним, это же не в центре Беломорска). Но туристы всё видят и удивляются, почему никто не приведёт в порядок входные ворота на Соловки? Такой грязью неприлично гостей встречать. Но некому им это высказать, потому промеж себя беломорскую неустроенность обсуждают.
Причал в посёлке Шижня, где туристов дожидается теплоход "Сапфир", тоже убитый и захламлённый. Берег здешний точно не живописный. Туристы ждут не дождутся, когда наступит момент, чтобы сбежать на корабль от грязи.
Это всё лирика, конечно. Можно, естественно, и потерпеть, потом всё позабыв. Так оно и будет. Туристы разъедутся по домам, делясь впечатлениями от Соловков и вообще от всего увиденного ими по дороге. Будем надеяться, что хорошие впечатления вытеснят дурные, и, делясь воспоминаниями от поездки на Соловецкие острова, худое уйдёт на задний план.
Но мы, живущие в Карелии, должны задаться несколькими важными для нас вопросами: кто в коридорах власти не понимает, что экономический успех от сферы туризма прямо зависит от её инфраструктуры? Беломорску не нужны туристы? Фирмам, организующим туры, не нужны туристы? Правительственным структурам, отвечающим за туристический бизнес, не нужны туристы? Вы догадываетесь, какими будут ответы. Нам нужны деньги туристов. Тогда почему не хотим самую малость сделать, чтобы взять их? Выкосить траву, бурьян вдоль дороги к причалу. Грейдером чуть подровнять дорогу, не нужен асфальт, ямы засыпьте. Мусор с территории причала вывезите. Сам причал чуть подновите. Не требуются особые инвестиции для всего этого. Хотя бы самый щадящий для бюджета косметический ремонт проведите силами упоминаемых уже правительственных, муниципальных организаций и бизнес структур.
Вначале у меня было желание снабдить эту реплику, которую вы читаете, комментарием какого-нибудь должностного лица из органов власти. Но заранее зная их ответы об отсутствии средств в бюджете на данные виды деятельности, решил для чистоты эксперимента не искать отписок и отговорок. Пусть даже никто из них не заметит этого моего возмущения и рационального предупреждения (деньги теряем, распугивая туристов), но тут важно задать вопрос, ответ на который должны дать те персоны во власти, которые думают о развитии экономики Карелии. Для них и пишется. Наверное, есть такие в правительстве республики, в муниципальной районной администрации?
Накануне Дня Республики, который в этом году проводился в Беломорске, не одно совещание проведено было, на которых в том числе речь заходила и о развитии туризма на Севере Карелии. Те цифры, которые звучали из уст высокопоставленных должностных лиц, не радуют, конечно. Например, 68% региональных автомобильных дорог в северных районах республики не соответствуют нормативным требованиям (описанная дорога к причалу – лишнее тому подтверждение). Доживающие советский ещё век объекты туристической инфраструктуры безжалостно добиваются властью и бизнесом. Безусловно, не везде так обстоят дела в Карелии, но Беломорск здесь стал дурным с исключением. К сожалению. Хочется верить всё же ненадолго.
Анатолий ЦЫГАНКОВ