До наступления зимы
Житель с. Сумского Посада в одной из соцсетей написал о сгнившем мосте через р. Сума, по которому уже и ходить страшно: "Есть еще и дорога, расстояние по которой до центра поселка составляет 7 км, а по времени около 25- 30 минут езды. Эту дорогу в местной администрации отказались ремонтировать, но обещали отремонтировать мост в августе или сентябре. Но сейчас уже говорят, что все деньги потрачены на подготовку к выборам. Извечный вопрос в России... кто виноват, что делать и как нам дальше быть?"
Мы обратились к депутату Законодательного Собрания Республики Карелия Ирине Кузичевой прокомментировать данную ситуацию.
Ирина Викторовна, что Вы думаете об аварийном состоянии моста через р. Сума?
– Наталья Борисовна, спасибо за то, что уделили внимание этому вопросу. Давайте отметим, что на территории поселения имеются искусственные сооружения (мосты) и дороги, которые являются объектами республиканского и местного значения, и огромное количество мостов и мостиков на лесовозных (лесных) дорогах, не имеющих собственника.
Подробней остановлюсь на трех искусственных сооружениях, находящихся в муниципальной собственности Сумпосадского поселения. Это: металлодеревянный мост через р. Сума ул. Заречная в с. Сумский Посад протяженностью 24 м.п; деревянный мост через р. Сума ул. Заречная в п. Хвойный протяженностью 50 м.п; металлодеревянный мост через р. Нюхча в с. Нюхча протяженностью 115 м.п. На сегодняшний день все эти сооружения требуют ремонта.
Раз Вы так уверенно говорите, значит, владеете ситуацией и понимаете – кто и как будет действовать в вопросе ремонта данных объектов?
– В 2016 году все три объекта были обследованы, и по результатам сделаны дефектные ведомости, которые необходимы для технического задания при составлении проектно-сметной документации по капитальному ремонту мостов. На сегодняшний день администрация поселения не воспользовалась этими материалами и не начала работу в этом направлении. Этому есть объективные и субъективные причины.
Прежде всего, состояние дорог местного значения, которое оставляет желать лучшего. Например, станция Сумпосад: необходимо было отсыпать дорогу ул. Железнодорожная, так как даже хлеб отказывались подвозить в магазин. Цифрами по использованию средств дорожного фонда поселения апеллировать не буду, так как это полномочия администрации поселения, и все заинтересованные лица могут выяснить там: какие суммы и на какие объекты потрачены.
И все же, Ирина Викторовна, каким образом будет осуществляться ремонт всех аварийных мостов в поселении?
– Вся дорожная инфраструктура муниципалитета содержится и ремонтируется за счет средств дорожного фонда поселения. У кого запланированы средства на благоустройство (при их наличии), также не редко перенаправляют эти средства на дороги. Это касается любого муниципального образования.
В Республике Карелия есть примеры участия в Программе поддержки местных инициатив граждан, а также конкурс проектов ТОС (территориальное общественное самоуправление), где инициативы (проекты) идут от граждан, в том числе и по ремонту мостов на своих территориях.
Надо понимать, что во всех действующих программах необходимым условием является софинансирование граждан. И чтобы стать победителем, необходимо собрать не менее 5% средств от стоимости проекта + 10% и более из местного бюджета. В ущерб другим мероприятиям поселение найдет сумму софинансирования, а вот будут ли жители вкладывать свои средства в ремонт моста, я сомневаюсь.
2 августа текущего года в администрации МО "Сумпосадское сельское поселение" вопрос ремонта моста ул. Заречная обсуждался с участием С.М. Богдан, В.А. Клушина, И.В. Кузичевой, А.Н. Марковой. В результате пришли к общему мнению, что перекрытие моста необходимо до наступления зимы отремонтировать. А уже в 2019 году провести конкурсные процедуры на создание проекта по капитальному ремонту моста. Имея проект, зная стоимость, можно дальше вести речь о том, сможет ли поселение обойтись собственными средствами из дорожного фонда или нет. Или нужна помощь от республики. Задача перед администрацией стоит серьезная, ведь такие проекты необходимо сделать по всем трем искусственным сооружениям: с. Сумский Посад, п. Хвойный, с. Нюхча.
Жители Сумпосада рассказывают разные истории, связанные с историей аварийного моста. Что скажете? Ведь там застроена целая улица индивидуальными домами, или это не так?
– Данный объект дорожной инфраструктуры был построен для собственных производственных нужд предприятием ООО "Сумский КЛПХ" в 90-х годах. Разрешения на строительство и ввод объекта отсутствовали, также как и проект. Русло реки Сума в этом месте было искусственно заужено, но это никого не смущало. Но ведь природа не прощает грубого вмешательства, и ежегодно в зимний период на мосту происходит сильнейшее обледенение всех несущих конструкций, как результат – их постепенное разрушение.
Этот мост помог в целом селу Сумский Посад, когда строился капитальный мост через р. Сума и сообщение было прервано, а также эксплуатировался леспромхозом, как и другие мосты на реках и ручьях, которых предприятие строило много. В те же 90-ые стали отводиться земельные участки под индивидуальную застройку, но строил леспромхоз. Жизнь закипела на Заречной. Право собственности на участок и жилой дом оформила лишь одна семья, все остальные приступили к документальному оформлению лишь с 2005 по 2010 годы и столкнулись с большими проблемами. Добавлю, что многие вопросы в то время решались хозяйствующим субъектом под собственные нужды и за собственные средства, но без необходимых согласований и разрешений.
После ликвидации леспромхоза в муниципальную собственность района, затем поселения, передавались жилые дома, дороги и ни одного искусственного сооружения, так как документы просто отсутствовали. Понадобилось огромное количество времени, сил, чтобы поставить на учет эти объекты. Вы должны понимать, что бюджетные деньги можно использовать только на содержание муниципального имущества. В 2007 году, в целях устранения аварийной ситуации с мостом, существующие рубленые ряжи моста были усилены, затем установлены: металлическая ферма, деревянное перекрытие, мост начал свою вторую жизнь.
Должна заметить, что на небольшом участке р. Сума (чуть более 3 км) находятся два капитальных стратегических объекта – это ж/д мост ст. Сумпосад и бетонный мост с. Сумский Посад. Ни о каком другом капитальном объекте через Суму на этом отрезке даже не может быть и речи (это к тому, что многие говорят – надо строить новый капитальный мост). Только капитальный ремонт существующего моста.
Ваше мнение – когда администрация поселения приступит к ремонту перекрытия моста ул. Заречная с. Сумский Посад?
– Вся проблема в отсутствии средств в бюджете поселения. Оставшиеся средства дорожного фонда зарезервированы на зимнее содержание дорог, так как помним, какая была ситуация со снегоочисткой, в том числе и местных дорог, в начале года. Использовать все сейчас будет преступной халатностью. Об этой проблеме администрация района осведомлена.
Деревянное перекрытие моста для прохода и проезда легкового транспорта отремонтировать необходимо в сентябре, крайний срок – в октябре текущего года, как и было решено. Сейчас администрацией поселения прорабатывается вопрос о приобретении пиломатериалов и крепежа для ремонтных работ.
В заключение. Все мероприятия по созданию ПСД (проектно-сметная документация) на три объекта с. Сумский Посад, п. Хвойный и с. Нюхча для их дальнейшего капитального ремонта администрацией поселения должны выполниться в 2019 году, откладывать больше нельзя. Меня очень беспокоит вопрос, кто этим будет заниматься? Так как в администрации Сумпосадского сельского поселения отсутствует Глава администрации (специалист исполняет обязанности), а ведь это его полномочия. Желающих исполнять эти и другие полномочия местного значения нет. Главе администрации поселения приходится работать с 8 и зачастую до 20 часов ежедневно, да и часто без выходных. Не каждая семья на это пойдет. А ответственность огромная. Вот это и есть самая большая проблема в Сумпосадском сельском поселении. С кем будем работать? С кем решать проблемы поселения?
Беседовала Наталья ОТЧЕНАШ
Фото Виктора Клушина