Село Шуерецкое, которое в этом году отметило 520-летие основания, было одним из самых крупных в Поморье. Расположилось оно в излучине бурной порожистой реки Шуи, в трёх километрах от впадения её в Белое море. Как пишут историки: это было селение прибрежно-рядового типа, два-три порядка домов стояли линиями вдоль обоих берегов реки друг за другом так, что фасады одного ряда смотрели на зады другого. Фасады домов, протянувшиеся в несколько километров, смотрели на реку. Такое же расположение наших сёл мы можем наблюдать в Сумпосаде, Нюхче… Любили наши предки селиться вдоль рек, и их почему-то не смущал тот факт, что с одного на другой берег реки надо будет строить переправу или добираться на лодках. Правда и мастеровых людей в прежние времена было немало, особо плотников. Об этом говорит наличие в 17-м веке трех деревянных церквей и колокольни в Шуерецком, за сезон там делали около 25 судов, дома строили добротные, просторные. С материалами, надо думать, тоже проблем не было. Мосты в селениях возводили крепкие, ремонтировали всем обществом.
Другая ситуация сложилась, когда наши села стали пустеть, сравните: за последние 30 лет из порядка 500 жителей Шуерецкого осталось (имеют прописку) всего 90. Сейчас мы не будем разбираться в причинах, послуживших столь печальному итогу, но действительность такова, что ремонтировать мост через бурную реку Шуя стало некому. А разговоры об этом, насколько мне не изменяет память, шли более 15 лет.
Администрация Сосновецкого поселения, куда входит село Шуерецкое, три года назад активизировалась в данном направлении, так как эксплуатировать переправу уже стало небезопасно. В письмах, обращениях в правительство республики, Законодательное Собрание руководство Беломорского района, сельского поселения взывали о скорейшем решении вопроса с капитальным ремонтом моста. Ведь речь шла о пожарной безопасности, о единственной связующей "ниточке" между жителями берегов Шуи. В 2017-м в бюджете Сосновецкого поселения сумели изыскать средства на проектно-сметную документацию... И снова ожидание.
Хорошая новость пришла в феврале 2019 года: из дорожного фонда выделены финансы на мост в Шуерецком – 32 миллиона 400 тысяч рублей. Уже были запущены конкурсные процедуры на прием-подачу заявок от потенциальных подрядчиков. И тут как гром среди ясного неба район потрясло сообщение: 9 июня деревянная переправа через Шую полностью сгорела. Был ли это чей-то злой умысел или безответственное обращение с огнем, шалось – мы не знаем, мост и ранее подвергался попыткам неизвестных его спалить, о чем красноречиво говорили обгоревшие части настила, но факт остается фактом: накануне юбилея села часть жителей оказалась отрезанной от "большой" земли и единственным средством доставки людей через реку стали лодки.
С помощью главы региона Артура Парфенчикова, оперативно отреагировавшего на ЧП, нашлись деньги на сооружение временной пешеходной переправы, изготовлена ПСД на строительство нового капитального моста.
Аукцион выиграла компания ООО "Союз", понизив начальную стоимость почти на 2,5 миллиона. Подрядчик ООО "СК-Мост" должен был сдать объект к 30 сентября текущего года, но в срок не уложился. Почему? Об этом мы спросили у директора подрядной организации Андрея Гураля, который во время нашего визита с главой Сосновецкой администрации Майей Голиковой 22 ноября в с. Шуерецкое находился на объекте.
– Наш первоначальный план доставки техники и материалов по дороге от трассы "Кола" до села не увенчался успехом. При изучении маршрута по топографической карте со спутника мы визуально видели, что старая дорога на ней присутствует, но при обследовании на месте выяснилось, что нас ждет преодоление 12-ти водных преград, порядка 15 километров болотистой местности. Поэтому пришлось искать другие варианты, то есть договариваться с единственно возможным – железной дорогой.
Вписаться вот так, по-скорому, в график движения Октябрьской ж/д оказалось делом сложным, у них свои планы, регламенты, требования и т.д. Да и мы в своей практике впервые столкнулись с надобностью перевозки груза по железке. Сроки ввода объекта отодвигались, грозили штрафные санкции, но дело застопорилось. Помог пройти все согласования и допуски в Управлении, которое находится в Санкт-Петербурге, заместитель начальника железной дороги по территориальному управлению В.В. Троянов, понимая значение и важность возводимого объекта. Нам было выделено 10 вагонов, чтобы перевезти за четыре дня со станции Кемь четыре единицы техники, пиломатериалы, металлические детали.
Но и тут нас ждали очередные трудности: как доставить материалы до строительной площадки, разместить их на ней. Дело в том, что свободная береговая линия очень узкая вблизи моста, практически вплотную к реке стоят жилые дома, а конструкции у нас довольно громоздкие, негде развернуться. Выкручиваемся как можем.
В данный момент идут строительно-монтажные работы, уже готова береговая опора с наездными плитами, смонтированы пролетные строения и руслевые сваи первого пролета моста. Его установим, дальше быстрее дело пойдет. Экскаватор в русле реки сгребает каменные наброски, расчищает русло. На следующей неделе организуем двухсменную работу бригад: дневную и ночную. Уверен, к 25 декабря мост сдадим в эксплуатацию. Гарантия – три года, несущая способность – 60 тонн.
В конце встречи поинтересовалась у Андрея Ярославовича: почему они изменили конструкцию моста, ведь изначально он планировался полностью деревянный?
– Да, дерево более дешевый материал, но это уже прошлый век. Мы сознательно приняли решение – пусть выйдет дороже, но быстрее монтаж, и он гораздо надежнее, лет 50 переправа не потребует технического вмешательства. Говорят же: мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи.
Наталья ОТЧЕНАШ