В соответствии со статьей 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципальных районов относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания между поселениями в границах района.
— До 2009 года эти полномочия выполняла администрация области. С 1 января 2009 года вопросом занимается администрация района, — рассказывает и.о. начальника отдела архитектуры, строительства, дорожной деятельности, ЖКХ и транспорта администрации района Екатерина Тюрникова. — Решением Болховского районного Совета народных депутатов от 25.02.2016 года утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах Болховского района. А постановлением администрации района от 05.05.2016 года №170 — реестр маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети.
Она представлена семью маршрутами, обслуживающими 191 населенный пункт. До 2009 года их было 9, но для сокращения расходов бюджета и в связи со снижением пассажиропотока были оптимизированы два рейса путем объединения.
С 1 января 2010 года тариф на пассажирские перевозки по регулярным маршрутам составлял 2,15 рубля за один пассажирокилометр. С этого года он увеличен до 2,35 рубля.
Год от года меньше пассажиров
Сложностей с организацией перевозок немало. Они есть не только в нашем, но и некоторых других муниципалитетах и обусловлены рядом объективных причин, коррективами, которые неумолимо вносит время.
Год от года снижается численность населения в сельских поселениях, что сказывается на величине пассажирского потока. Если в 2010 году количество пассажиров составляло 54,5 тысячи человек, то к 2015 году оно сократилось до 14,5 тысячи человек. В 2016 и 2017 годах пассажиропоток продолжал снижаться и составил 7,4 тысячи человек.
Есть и еще одна причина того, что услугами общественного транспорта пользуются все реже, — рост числа личных автомобилей. В результате все маршруты являются убыточными. На дотацию перевозчику из бюджета района было выделено: в 2011 году — 1103,7 тыс. руб., в 2012 — 799,6 тыс. руб., 2013 — 1327,2 тыс. руб., 2014 — 1125,9 тыс. руб., 2015 год — 1547,9 тыс. руб., 2016 год — 1211,2 тыс. руб., 2017 год — 1158,8 тыс. руб. Для сравнительно небольшого бюджета района это значительные суммы.
Возникали проблемы и с перевозчиками. С 1 января 2009 года до момента банкротства эти функции выполняло ОАО "ПТК" Болховское отделение, с 2013 по 2015 год — ООО "ПТК". Начиная с 2016 года, организация-перевозчик определяется по итогам открытого конкурса. На рынке пассажирских услуг нет достойной конкуренции, поэтому подобрать компанию, наиболее удовлетворяющую требованиям, непросто.
В настоящее время ООО "Снежана" со взятыми на себя обязанностями справляется, хотя срывы рейсов из-за поломок техники все-таки случаются.
Для каждого населенного пункта составлено отдельное расписание движения автобусов. Зависит оно, в первую очередь, от количества пассажиров. Чаще всего рейсовые автобусы ходят в село Фатнево Багриновского сельского поселения — 16 раз (туда и обратно) в неделю: два дня — трижды в день, по воскресеньям — дважды. На этом маршруте всегда было большое количество пассажиров. Во времена, когда автобусы, делавшие ежедневно по нескольку рейсов, были заполнены до отказа, он был прибыльным, но уже несколько лет, как и другие, приносит убытки. А вот жители села Большая Чернь и деревни Вязовой могут воспользоваться общественным транспортом всего один раз в неделю. Среди причин не только малое число пассажиров, но и плохие дороги, в особенности до Большой Черни.
Общественный транспорт необходим
Но как бы ни были объективны доводы районного руководства и компании-перевозчика, сколь не убедительны были бы экономические расчеты, вывод однозначен: автобусное сообщение с сельскими населенными пунктами должно быть сохранено. Ведь личный транспорт имеют далеко не все их жители, в особенности пожилые люди, а необходимость съездить в райцентр за покупками, оформить какие-то документы, побывать на приеме у врача периодически возникает у всех. Пользоваться услугами такси удовольствие дорогое, по карману далеко не каждому, поэтому автобус во многих поселениях ждут с нетерпением и очень огорчаются, если он не приходит.
О проблемах с транспортным сообщением селяне часто делятся с журналистами газеты, просят помочь.
— Мы чувствуем себя отрезанными от мира. Не можем доехать до города по самым неотложным делам. А ведь большинство из нас — пожилые больные люди, которым то обследование пройти надо, то лекарства купить, — сетуют жители деревни Пальчиковой Багриновского поселения. — Такси до нашей деревни стоит 330 рублей в один конец. Посчитайте, сколько получится, если надо съездить несколько раз в неделю. Как тут не возмущаться.
— Зимой, когда снег более или менее скрывает ямы на дороге, ведущей к селу Середичи, автобус ездит к нам два раза в неделю: в среду и воскресенье. Но весной, когда ситуация усугубится, хотя бы раз "наведывался". Где уж технике выдержать такое испытание, на школьном автобусе подвеску по два раза в году ремонтируют, — рассказывают жители центральной усадьбы Хуторского сельского поселения. — Люди ездят с теми, кто работает в Болхове, или собираются по нескольку человек, скидываются на такси. А это без малого 400 рублей.
Микроавтобусы экономически выгодны
Выходом из непростой ситуации в администрации района видят приобретение двух пассажирских "ГАЗелей". Изучают возможности вхождения в федеральную или региональную программу, использования бюджетных и привлеченных средств. Закрепить технику планируют за МУП "Райкомхоз". Для этого в коммунальном предприятии есть все необходимое: достаточная территория, гаражи, кадры. Останется только получить лицензию.
Конечно, это задача не на один год, а на ближайшую перспективу, но решать ее надо. От этого во многом зависит выполнение главной стратегической цели концепции социально-экономического развития — улучшение качества жизни населения района.
Прямая речь. Евгений БАЕВ, первый заместитель главы администрации района:
"Использование микроавтобусов экономически выгодно. Пассажирских мест в них вполне достаточно для перевозки пассажиров всех населенных пунктов района, а затрат на топливо меньше. Следовательно, меньше средств потребуется на дотацию. Кроме того, мы сможем избежать проблем, периодически возникающих с компаниями-перевозчиками, координировать и контролировать организацию перевозок, окажем поддержку муниципальному предприятию".