Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Борзинского района Забайкальского края

674000 Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Ленина, 33
телефон: +7 (30233) 3-18-47
e-mail: gazetabrz@mail.ru

Монгольские маски мистерии Цан

Среди экспонатов Борзинского районного краеведческого музея, посвященных истории бурятских племен на территории Борзинского района, есть несколько интересных предметов, а именно монгольские маски мистерии Цам.

Слово "цам" произошло от тибетского слова "чам", что можно перевести как "танец". Маски Цам используются в религиозных ритуалах. Ритуал мистерии Цам достаточно сложен и включает много аспектов, непосвященному трудно в нем разобраться. Он включает религиозный, философский, эзотерический и экзотерический пласты. Это красочный и торжественный обряд, посвященный защитникам буддийского учения, торжеству будд и бодхисаттв над миром сансарического бытия. Если утрировать, то буддистские монахи облачаются в костюмы божеств своего пантеона и разыгрывают различные религиозные сюжеты. В нашем музее есть две маски Хаягривы.

Хаягрива - буддистское гневное божество джармапала. Хаягрива стал популярным образом в буддизме. В Тибете и Монголии известен под именем Тамдрин, в Японии как Бато-каннон. Ему поклоняются во всех традициях и школах тибетского буддизма. В истории буддийских тантр встречаются упоминания о гневных аспектах Хаягривы. Намкай Норбу Ринпоче, известный распространитель буддизма в мире, часто повторял, что целые тома мантр действия Хаягривы (прим. цикл Цо) пришли из темного учения Бон. Изначально Бон имела множество практик с кровавыми жертвоприношениями, постепенно выродившимися в замысловатые ритуалы.

В некоторых местах, например, Непале, кровавые обряды практикуются до сих пор. Во время Второй мировой войны жрецы Бон активно поддерживали нацистов. Тема эта достаточно интересная, ей можно посвятить отдельную статью, но Бон в Забайкалье не было распространено, поэтому оставлю ее в стороне. Третья маска тоже достаточно интересная. К сожалению, не удалось идентифицировать, какое божество или демона она изображает.

По моей версии, это вольная интерпретация образа "Льва будды", а вернее, львиноголовой Дакини, которая входит в свиту прародительницы всего живого Лхамо. Лягушка же во рту божества, вероятно, ассоциируется с идеей творения. Вообще лягушка традиционно считается хтоническим животным и указывает на силы возникновения жизни. Вот жук, конечно, сбивает с толку. Хотя, возможно, все проще, быть может, у создателя маски просто разыгралась фантазия.

Автор: Роман Литвинцев

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 17366

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика