Труд механизатора вседа был нелёгок. Смены по 12 часов от зари и до зари. Работали на полях селяне целыми семьями. Сегодняшний материал - о династии новопесчанских механизаторов МИЩЕНКО, которая включает в себя представителей сразу трех поколений.
Стоит на улице Школьная в Новопесчаном родительский дом трёх братьев Мищенко – Василия, Виктора и Анатолия. Их отца с матерью уже давно нет в живых. Хозяина этого дома – Анатолия - застать на месте летом непросто. Вот уже более сорока лет механизаторская профессия зовет его на новопесчанские поля, которые за эти долгие годы он изучил как свои пять пальцев.
Во время Столыпинской реформы в начале прошлого века приехали сюда предки братьев с Украины. Отец Мищенко Иван Афанасьевич - участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Отечественной войны. Отвоевав геройски на полях сражений, он вернулся в своё родное село и приступил к мирной и созидательной работе – пахал, сеял зерно, убирал урожай. Был награжден двумя Орденами Трудового Красного Знамени.
Зерноуборочные комбайны были тогда еще прицепные. Работали они не самостоятельно, их тянул гусеничный трактор. Самоходные комбайны стали появляться в хозяйствах только с 1962 года. Первые модели были без кабин. То есть весь ветер и пыль доставались комбайнёру. Работать приходилось в специальных очках. Вот что рассказывает о своих первых годах работы Анатолий Иванович Мищенко:
- Я еще учился в школе, а уже работал на уборке урожая со своим отцом и старшим братом Василием. Последние три года я даже на школьной линейке не был, приступал к учебе только по завершению уборочной страды. Отец с братом работали на свале. Их комбайны шли один за другим, образуя большой валок. Я у них был штурвальным, то есть помощником комбайнёра. Пока отец с братом работают, я в бункере комбайна сижу, потом подменяю – сначала одного, потом другого. Получается, что я уже лет с 15 убирал хлеб.
- Выезжали рано утром. Бывало, что и до трёх часов ночи трудились, - продолжает механизатор. - Случалось, что и ночевали прямо в поле. На дно бункера стелили солому и на несколько часов отключались. Однажды под Новоалексеевкой так же остались на ночь, а когда встали работать, обнаружили, что вокруг всё белым-бело. Пока отдыхали, выпал снег. Пришлось ехать в МТС. Бывало, что в этом же бункере спасались и от нежданного дождя. Чуть позже уже сами стали приспосабливать на "самоходки" самодельные кабины.
Удостоверение, позволяющее работать на тракторе, Анатолий получил по окончании 10 классов школы в 1977 году. В то время вместе со школьным образованием, ребята получали еще и профессиональное, поэтому могли сразу работать в совхозе на тракторной технике. Вскоре по направлению от военкомата отучился еще и на шофёра. Затем была армия. Служил в войсках МВД. По возвращении вновь вернулся к своему привычному и любимому делу.
- Работать приходилось на самой разной технике. Сразу я получил новенький комбайн "Нива" и работал на подборе с Михаилом Ивановичем Бутом. Затем трудился на "Енисеях", а заканчивал на "Полесье", - рассказывает Анатолий Мищенко.
Народу в те годы трудилось в совхозе немало. По словам механизатора, если собирали во втором отделении собрание трудового коллектива, то в добротном кирпичном здании полевого стана, которое находилось на краю села, собиралось человек по 40-50 механизаторов. Тут же была и столовая, где повара готовили обеды. Затем в термосах их развозили по полям, туда, где трудились земледельцы.
Полностью материал читайте в "Бурлинской газете" №3 от 19.01.2018