Уже много лет живой в новом здании вокзала является лишь его маленькая пристройка - билетно-кассовый зал. Но в этом материале речь пойдет не о новом, а о старом добром деревянном вокзале, здание которого до сих пор располагается прямо напротив современного, но безжизненного аналога.
Немного предыстории
Для начала совершим небольшой экскурс в прошлое. По археологическим находкам, в районе села Бурла ученые получили подтверждение прохода по территории конницы татаро-монголов. Долина реки издавна служила пастбищем для скота казахских кочевых племен. Обширные степные просторы, практически не знавшие пашенного земледелия, кормили и летом и зимой на тебеневке (зимнее пастбище под снегом) огромные табуны лошадей.
До середины 19 века нет никаких сведений о постоянном пребывании людей в этой местности, лишь во второй его половине на территорию нынешнего Бурлинского района потянулись малоземельные крестьяне из Украины.
История нашего района неразрывно связана с железной дорогой, рассекающей ее территорию с севера на юг. Когда же пришла в Кулундинскую степь "железка"? Об этом говорят материалы как нашего музея, так и городов Карасук и Славгород. В 1905 году омский купец Деров вошел в комиссию по новым дорогам Министерства финансов царского правительства с прошением о строительстве дороги в Кулунде. В этом же году он предложил Омскому акционерному обществу рассмотреть проект строительства железной дороги. Купцу дорога нужна была для облегчения использования принадлежавших ему Экибастузских каменноугольных копей, и уже в 1911 году начались изыскательские работы.
В книге Владимира Филатова "Западные ворота Алтая" можно прочитать интересные сведения. Вот выдержка из нее: "Основываясь на воспоминаниях Д.П. Стремоухова, старейшего жителя Карасука, узнаём, что изыскательские работы в наших местах проводились в 1913 году инженером Калиной Ивановичем Капустиным, который рассказывал, что после окончания изыскательских работ частное акционерное общество из г. Омска в 1913 году приступило к строительству участка дороги "Татарская – Славгород". Работы велись довольно быстро. Дешевой рабочей силы хватало.
Строительство немного приостановилось лишь с началом первой мировой войны: мужчин стали забирать на фронт. Но вскоре акционеры нашли выход – из Китая прибыла большая партия таких же дешевых и трудолюбивых рук. Китайцы жили в землянках без окон, спали на нарах, подстелив солому. Питались скудно, а работали по 14 – 16 часов в сутки.
К лету 1916 года земляное полотно было доведено до Карасука, и на станцию прибыли путеукладчики. К середине лета окрестности Карасука огласились первым гудком паровоза. Отсыпка полотна и укладка рельсов продолжалась. Во второй половине лета 1916 года в Бурле была обозначена станция, а уже осенью по новой дороге пошли первые поезда.
В 1918 году дорога была национализирована. Строительство было прервано гражданской войной. Полностью дорога была пущена в эксплуатацию вместе с сооружениями в 1919 году. На нашей территории находились две станции, один разъезд и шесть казарм. Путейскую службу обеспечивал 20-й околоток 24-й дистанции пути Славгородского и Карасукского отделения железной дороги".
Датой основания Бурлы принято считать 1905 год. В связи со строительством железной дороги "Татарская – Кулунда – Павлодар" по всей протяженности ж. д. пути стали появляться железнодорожные казармы. Так образовалась станция Бурла. Имеется несколько версий происхождения названия реки и нашего райцентра. По одной из них "Бурлы" - это название казахского племени 16 – 19 веков, предводителем которого был Бурлык-хан. Считается, что представители его племени и дали название реке, на которой в 1905 году, на месте нынешней Бурлы и осели первые кочевники.
Второй вариант – название произошло от слова бурле, что в переводе с казахского означает "волчье место". Когда-то в округе действительно было много волков.
Ты многое видел, наш старый вокзал
На протяжении многих десятилетий наш старый железнодорожный вокзал являлся своеобразными воротами в Бурлу и наши сёла. Его стены были свидетелями очень многих событий – с этого вокзала уходили на фронт наши земляки, сюда же приходили встречать тех, кто возвращался домой к родным семьям с Победой. На железнодорожную станцию Бурла, начиная с 1954 года, массово прибывали первоцелинники. Под звуки известной песни Вано Мурадели "Едем мы друзья, в дальние края, стали новосёлами и ты и я" сюда хлынули комсомольско-молодежные отряды осваивать новые земли.
Через старый вокзал прошли тысячи репрессированных разных национальностей, большей частью, конечно, советских немцев, которые прибывали в обычных крытых вагонах, предназначенных для перевозки скота.
Отсюда же в европейскую часть России эшелонами уходила целинная пшеница, урожаи которой в те годы были весьма впечатляющими. В годы войны на нужды фронта отсюда отправлялись вагоны с зерном, непрерывным потоком шла продукция животноводства – мясо, масло, сыр, молоко.
Старый наш, добрый вокзал! Сколько ты видел на своем веку? Ты был свидетелем как слез радости, так и горести прощаний. Здесь часто можно было видеть массовые проводы в армию. Есть хорошее стихотворение "Возраст призывной", которое имелось почти во всех солдатских тетрадях: "Ты укрой всю станцию дымом, паровоз, чтоб солдаты девичьих не видали слёз".
Прошло уже более 30 лет с тех пор, как старый деревянный вокзал стал страничкой истории. Уже мало осталось с нами тех, кто там работал. Мне удалось побеседовать с ветераном железнодорожного транспорта Анной Ивановной Ролиной, которая отработала на этом вокзале товарно-билетным кассиром более 33 лет и еще более двух лет в новом. Она не только продавала билеты, но отвечала за грузовые перевозки. Вот что она вспоминает: "Я на старом вокзале начала работать в 1952 году. Люди в то время были очень вежливые, но безграмотные. Тогда на поездах ездило очень много людей. Бывало, в здание вокзала набивалось так много народу, что и встать было негде. В окошко кассы одновременно протягивались сразу несколько рук: "Дайте мне билетик, пожалуйста!". Так было до тех пор, пока не открылась предварительная касса, тогда стало посвободнее".
Вспоминает Анна Ивановна, как очень много отправляли они целинной пшеницы. "Зернышко к зернышку, перед погрузкой мыли вагоны. Никогда у нас брака в работе не было, за это нас часто хвалило начальство отделения, которое располагалось тогда в Карасуке", - поделилась с корреспондентом ветеран железнодорожного труда.
В небольшом здании вокзала располагались товарная контора, дежурный по станции, начальник станции (там же была и его квартира), товарно-билетная касса, электрики и так далее.
- Я там недолго проработала приёмосдатчиком, года четыре. Грузопоток в те годы был очень большой, составы приходили и днём и ночью, - вспоминает Надежда Григорьевна Гринченко.
Жительница Бурлы Лариса Шнайдер в годы, когда работал старый вокзал, была еще ребенком. "Хорошо помню, как я вместе с детьми со всей округи приходили играть в сквер, располагавшийся перед железнодорожным вокзалом. Здесь и в окрестностях проходило наше детство" - рассказывает она.
Сергей Иванович Попов с 1978 по 1988 год работал главным архитектором района, и как раз при нем строилось здание нового вокзала. Он рассказывает:
- Вопрос о строительстве нового здания решался через начальника Карасукского отделения железной дороги. Вокзал решили строить такой, как на станции Баган Новосибирской области. Он должен был стать пристройкой к старому вокзалу. Проект заказали в славгородской проектной организации. Стоимость проекта оценивалась в 300 тысяч рублей. Строительство вели работники строительно-монтажного поезда из СМП-710. На возведении нового вокзала были использованы два крана – башенный и колесный. Здание спроектировали и построили как раз на месте дороги и улицы Шоссейная. Рядом также располагался карьер со щебенкой глубиной в три метра, который оперативно засыпали с 30 апреля по 4 мая 1985 года. Новый вокзал открыли 26 декабря 1985 года.
Здание старого вокзала продолжило свою жизнь, но уже в совершенно другом качестве. Его перепланировали и теперь там расположены три квартиры, две из которых сейчас заселены. По словам одного из жильцов – Андрея Скибы, тоже работавшего когда-то 10 лет на железной дороге, дом тёплый, но угля уходит много, потому что высота здания 3,4 м. Квартира его двухкомнатная. Во второй заселенной живет Шевченко Наталья. Рядом есть еще одно здание – это бывший красный уголок. Там тоже живет семья.
Наш бывший старый добрый вокзал стоит укромно, расположившись у самого элеватора. Здание кажется одиноким и заброшенным, вокруг всё заросло вездесущими деревьями-"сорняками" клёнами. Лишь с наступлением темноты в нём виден свет в окнах. Вокруг ни души, лишь время от времени тишину нарушают, как и раньше, проходящие мимо поезда, которым уже нет никакого дела до ветерана – бывшего старого доброго вокзала. Теперь это уже история.