30 января в рамках месячника военно-патриотического воспитания в нашем краеведческом музее прошла встреча учащихся 8 го класса с Александром Владимировичем НИКУЛИНЫМ, который служил в войсках связи.
В этом году отмечается юбилейная дата - 100-летие образования войск связи. 20 октября 1919 года приказом Реввоенсовета Советской республики в составе полевого штаба было сформировано управление связи. Раньше таких войск в России не было. Впоследствии оно выделилось в отдельный род войск. Второе рождение их состоялось в начале 30-х годов и совпало с проведением индустриализации нашей страны. Именно мощное развитие материальной базы позволило сделать гигантский шаг в создании условий для открытия нескольких училищ связи, изучения последних видов техники. Большую роль сыграли войска связи во время Великой Отечественной войны, а сейчас они стали совершенной, отлаженной системой. Связь нужна и на земле, и в космосе. Наши связисты достойно продолжают традиции отцов и дедов, отличаются боевой выучкой и воинской дисциплиной.
Александр Владимирович Никулин рассказал ребятам о днях своей службы в рядах Советской армии. Он до сих пор хранит повестку из военкомата, потому что для настоящего - служба в армии - это важная веха в жизни и бесценный опыт.
Служил Александр Владимирович в Пензенской области. Сначала попал на полгода в учебную часть. Постигали в ней азбуку Морзе, или как её называют – "Морзянку". Загадочные точки - тире. Прежде чем определить солдат в "учебку", сержант проверял музыкальный слух каждого. Отстукивал мелодию на столе и просил повторить, и если "медведь на ухо наступил", то военнослужащий не допускался к такому обучению. Дело в том, что на занятиях азбуку Морзе учат напевами, мотивами. Всем классом солдаты пели, это напоминало уроки в музыкальной школе. Такой метод приносил свои плоды и запоминался на всю жизнь. Изучал Александр Владимирович аппаратуру, проходил обязательную строевую подготовку.
По окончании учебной части, его забрали служить на стационарный радиоузел, который находился в г. Пенза (Пензенское высшее артиллерийское училище). Там и нес свою службу Александр Владимирович все оставшиеся полтора года.
- Радиостанции у нас были большой и средней мощности, - рассказал он. - Связь мы держали с областным командным пунктом круглосуточно, поэтому вся служба прошла в дежурствах. При выпуске из "учебки" мне присвоили 3 класс специализации по азбуке Морзе, а в ходе службы сдал экзамен на 2 класс. Нормативом стала передача 100 букв (знаков) в минуту.
Еще в учебной части, когда нас готовили, на машинах была установлена закодированная связь, то есть секретная. Когда мы принимали радиограмму, не знали, учебная она или нет. Принимаешь информацию, записываешь, потом приходит кодировщик и забирает ее. Мы её прочитать не могли, так как это всегда был только набор цифр и букв. В комнате кодировщика я не был за 1,5 года службы ни разу. Кодировщик имел офицерское звание, хотя и проходил срочную службу, как и мы. Мы никогда не знали, что он делает. В целях секретности позывные у нас менялись каждую смену, два раза в день менялась частота, настраивалась аппаратура. Вам, наверное, известна фраза: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". В наше время она приобрела еще большую актуальность.
Александр Владимирович ответил на вопросы восьмиклассников, объяснил, что войска связи имеют огромное значение в координации действий всех других родов войск.
Работники краеведческого музея показали ребятам экспонаты, касающиеся средств связи прошлого - старый аппарат с памятью, который, можно сказать, является прадедушкой сотового телефона, продемонстрировали телетайп, которым пользовались еще совсем недавно.
Именно из встреч с интересными людьми, со своими земляками, школьники узнают много о военной службе, о разных профессиях, об истории нашей страны. Она становится ближе и понятней.