Она провела встречи с коллегами из депутатского корпуса района, главами поселений, представителями общественных организаций.
1 октября в актовом зале Бурлинской школы состоялся содержательный разговор депутата с представителями педагогической сферы района. Тема образования Наталье Сергеевне близка, так как она сама выросла в учительской семье, и для неё проблемы и вопросы образования - особая категория. В своём выступлении гостья затронула самые актуальные проблемы, с которыми сталкиваются школы, педагогические коллективы.
Первое, о чём сказала депутат, это о необходимости изменения схемы доведения денежных средств регионам и муниципалитетам.
- Мы ставим перед собой задачу, чтобы Алтайский край по максимуму принял участие по всем программам в национальных проектах, госпрограммах, для того чтобы получить дополнительные средства из федерального бюджета. Вместе с тем мы столкнулись с практикой, когда в регионы деньги на ремонты детсадов, строительство больниц, на обновление дорожной сети поступают в июле, августе, сентябре, а осваивание начинается в октябре. Не правильно, когда сначала скидывается снег с крыши, а потом перекрывается кровля.
Сегодня депутаты поручили Правительству, профильным Министерствам исходить из следующих параметров: чтобы все подзаконные акты были приняты сразу после принятия бюджета, то есть, до 1 января и денежные средства по программам поступали в регионы и муниципалитеты в первом квартале нового года.
Теперь, что касается системы образования. В этом году впервые состоялись большие парламентские слушания в стенах Государственной Думы, посвященные системе общего образования. Острых вопросов накопилось много. В 2019 году Алтайский край впервые получил серьёзное федеральное финансирование на обновление материально-технической базы учреждений образования.
За 30 лет неимоверными усилиями руководителей конкретных училищ и колледжей в Алтайском крае была сохранена система среднего профессионального образования. Когда в 90-е, нулевые годы все кинулись получать высшее образование, появилось много юристов, экономистов, менеджеров, работать руками стало некому ни на предприятиях, ни в сельском хозяйстве. Потерялся престиж работы на селе, и одна из причин – низкая заработная плата учителя.
С этого учебного года введена новая оплата труда, увеличение её базовой части. На встрече с министром труда и социальной политики депутаты предложили рассмотреть возможность вернуть в Трудовой Кодекс категории квалифицированного и неквалифицированного труда с разными тарифными ставками. Недопустимо обесценивать труд учителей, врачей, которые имеют профильное образование, объём подготовки, и равнять его с заработной платой техперсонала, что в последнее время и происходит.
Есть проблема и с малокомплектными школами в малых сёлах. Сегодня нет законодательного определения, что такое малокомплектная школа. Мы готовим инициативу с целью установить и закрепить разные правила игры для разных типов школ. Те требования, которые установлены для школ, к примеру, по антитеррору (оснащение видеонаблюдением) для малокомплектных школ невыполнимы по материальным соображениям. Та же ситуация и с изучением второго иностранного языка. Профильная школа, в которой обучается 500-600 человек, имеет возможность привлечь учителя второго иностранного, и то возникают трудности. Я всегда говорю, что в погоне за иностранными языками своего русского бы не забыть. Приведу пример. В Барнауле проводилось мероприятие, в котором участвовали умные талантливые дети. Они прекрасно пели, танцевали, а когда им дали задание рассказать, как они понимают четверостишия поэтов, то выяснилось, что из двадцати детей только трое смогли нормальным русским языком изъясняться. Современные дети не привыкли говорить, выражать свои мысли. Я сторонник ЭГЭ как механизма поступления в ВУЗы, но сейчас мы снова возвращаемся к сочинениям и изложениям, чтобы научить детей говорить и мыслить.
Не меньше вопросов вызывает ситуация с учебниками. Чехарда с авторами, когда школам постоянно приходится приобретать новые линейки учебников. Также необходимы дополнительные денежные средства, чтобы вопрос был закрыт.
Депутаты от партии "Единая Россия" подготовили инициативу о развитии массового спорта. Сколько угодно можно строить "Питер-арены", горнолыжные комплексы, но без массового спорта мы не сможем сохранить здоровую нацию.
Это касается и трудового воспитания учащихся. Что мы вкладываем в ребёнка, то и получаем. Раньше не было зазорным работать на школьных приусадебных участках, собирать макулатуру, дежурить в классе. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что сами родители против того, чтобы их двухметровое чадо взяло тряпку и вытерло доску. Мы подготовили предложение, чтобы вернуть трудовое воспитание в школы. Если нет запретов по медицинским показаниям, ребенок будет вовлечен в определенный трудовой процесс, соответствующий его возрасту. Дети должны с детства научиться ценить не только свой труд, но и труд других людей.
В настоящее время остро стоит вопрос дефицита молодых специалистов, особенно на селе. Практика выявила, что даже программа "Земский учитель", где молодому специалисту выделяют 1 миллион рублей, не способна кардинально что-то изменить. Часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда по этой программе учителя просто переезжают из одного района в другой. Понятно, что проблему с кадрами эта перестановка мест никак не решает.
Эту тему продолжил в совместном обсуждении проблем образования молодой учитель Бурлинской СОШ Павел Константинович Запруднов. Он пояснил, что молодые учителя на село не хотят ехать из-за отсутствия инфраструктуры. Плохо обстоят дела с медицинским обслуживанием, с досугом. Нужно комплексное развитие сельских территорий. Предоставление специалистам жилья и хорошей заработной платы очень важны, но не менее важно понимание и уверенность в том, что молодые учителя приезжают работать на развивающуюся территорию - с потенциалом и позитивом.
Директор Бурлинской СОШ Ирина Калауиденовна Заплатникова подняла вопрос о разделении финансирования школ на различные нужды, и о значительном улучшении их материальной базы.
Директор Михайловской школы Владимир Викторович Манилов в своём выступлении сказал:
- Наталья Сергеевна объяснила, над какими вопросами образования работают депутаты. Именно эти проблемы волнуют каждого педагога. Хотелось бы выразить пожелание, чтобы систему образования не сотрясали бесконечные нововведения. Нам нужна стабильность. Оставьте систему в покое на 5 лет, и будет результат.
Фото автора.