Согласно ПДД, пешеходный переход - участок на дороге, на котором нанесена разметка, установлена звуковая сигнализация и специальные знаки для безопасного передвижения пешеходов на другую сторону дороги. Отсутствие подобных обозначений говорит о том, что на таком месте людям запрещается пересекать дорогу. Пешеходные переходы могут быть размещены и на перекрестках, и на других участках дороги. Ширина перехода соответствует ширине разметки "зебра". В случае отсутствия разметки на дороге, ширину перехода определяют установленные с двух сторон специальные знаки – синий прямоугольник с выделенным белым треугольником, в котором черным цветом схематически изображен человек, шагающий по зебре.
Можно выделить два типа пешеходных переходов, для которых существуют отдельные правила пропуска пешеходов на пешеходном переходе – это регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.
На регулируемом пешеходном переходе помимо разметки "зебра", нанесенной на дорожном покрытии, регулируемый перекресток оснащен светофором. Последний призван регулировать дорожное движение на этом участке. В случае поломки светофора или если он постоянно мигает желтым цветом, этот пешеходный переход автоматически превращается в нерегулируемый.
О наличии нерегулируемого пешеходного перехода говорит только нанесенная на дорожную полосу разметка.
Нововведения в ПДД Пункт 14.3. устанавливает правила поведения автомобилистов на регулируемых пешеходных переходах. Пешеход имеет преимущество в пересечении проезжей части по пешеходному переходу. Его следует пропустить, и дать возможность закончить переход участка, даже если у водителя загорелся зеленый сигнал светофора. Более того, водитель не вправе подавать звуковой сигнал, тем самым подгоняя пешеходов. Такое действие карается достаточно высокими штрафами.
Уступите дорогу пешеходу!
В новой редакции ПДД изменилась трактовка некоторых пунктов, касающихся движения на нерегулируемых переходах. Старая редакция обязывала всех водителей "пропустить пешехода" на переходе, а в новой встречается другая формулировка – "уступить дорогу". Рядовому автолюбителю может показаться, что смысл остался тот же, однако на самом деле подход изменился кардинально. Как пропускать пешехода на пешеходном переходе по новым правилам?
Старые ПДД под термином "пропустить пешехода" имели ввиду следующие действия – только пешеход ступил на дорожную разметку, все автолюбители обязаны остановиться и пропустить его, другими словами, — ожидать, пока он до конца не пройдет "зебру".
ВНИМАНИЕ:
ГИБДД обращается ко всем участникам дорожного движения: будьте предельно внимательны, дорога не прощает непослушания и требует неукоснительного соблюдения закона!
Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения. Таким образом новые поправки защищают в большей мере права пешеходов. Ведь если машина не остановится, человек будет вынужден поменять либо скорость своего движения, либо его траекторию. Формулировка "уступить дорогу" предполагает, что водитель вправе продолжать движение через пешеходный переход только в том случае, если пешеход находится далеко от дорожной разметки. Если же пешеход стоит на тротуаре и разговаривает по телефону, водитель не обязан пропускать его.
Согласно задумке законодателей, этот подход будет стимулировать людей быстро переходить переход, не создавать тем самым заторы. Такое нововведение окажется особенно полезным для мегаполисов. Предотвращение заторов Заторы на дорогах в мегаполисах — это уже привычное явление. Поэтому часто случается, что водители вынуждены останавливаться непосредственно на "зебре", а это уже запрещено новой редакцией ПДД.
Согласно ПДД, если есть вероятность того, что водителю автомобиля придется затормозить прямо на дорожной разметке, он должен заранее предотвратить эту ситуацию. Другими словами, даже если автомобиль встал на "зебре" в результате затора, в любом случае водитель должен понести наказание. Данное требование объясняется следующими факторами: оставаясь на дорожной разметке, автомобиль создает помеху для нормального движения пешеходов; стоящая на "зебре" машина снижает видимость, из-за чего другой автомобилист может начать движение в то время, когда по разметке идут люди.
Во всех вышеперечисленных случаях повышаются шансы возникновения ДТП и получения травм. Также стоит заметить, что правила дорожного движения для водителей запрещают на пешеходном переходе следующие действия: разворачиваться; оставлять свои автомобили; двигаться назад. Поскольку пешеходный переход – это особый участок дороги, в отношении него разработаны эти отдельные нормы.
Разрешен ли обгон на пешеходном переходе? На "зебре" обгон ТС категорически запрещается даже тогда, когда на ней нет пешеходов. Если раньше один автомобиль мог остановиться или притормозить перед разметкой, другие, при отсутствии пешеходов, могли на небольшой скорости продолжать движение по соседним полосам. Дополнения к ПДД теперь обязуют всех автомобилистов понижать скорость или останавливаться на пешеходном переходе, если одна из машин притормозила.
Какие предусмотрены штрафы? Если водитель не пропустил пешехода, идущего по дорожной разметке, он должен быть готов к тому, чтобы заплатить штраф. Какова сумма штрафа за данное нарушение ПДД?
В настоящее время (с 11.10.2017 года) его сумма может варьироваться от 1500 рублей до 2500 рублей, зависимо от тяжести нарушения. Водитель вправе обжаловать его в случае, если перед ним были автомобили, поэтому обзор был плохим. При этом водитель мог просто не заметить пешехода, идущего по "зебре". Если же обзор был хорошим, в итоге штраф все равно придется оплатить. Кроме того, если сотрудники ГИБДД имеют видеозапись, сделанную видеорегистратором или с помощью камеры, обжаловать штраф, увы, не получится. Несмотря на то, что водители обязаны уступать дорогу, от пешеходов также ожидается, что они будут удостоверяться в безопасности перехода. Благодаря взаимному вниманию и уважению дорожное движение будет более безопасным.