И вот, в сентябре 2014 года, наконец, первые автобусы начали заниматься перевозкой пассажиров. За дело взялся индивидуальный предприниматель Артур Николаевич Калов.
Новоиспечённого молодого бизнесмена поначалу одолевало множество сомнений. Вставало немало административных и всяческих иных преград. Требовалось немало финансовых вложений в эту новую для него деятельность, которую он финансово принялся осваивать практически с нуля. Правда, если взглянуть с точки зрения практической подготовленности, багаж технических знаний и общей образованности были у этого молодого человека уже достаточно высоки.
Во-первых, очень сильно помогала на первых порах явно наследственная предрасположенность и не поддающаяся объяснению любовь к различным видам техники.
Во-вторых, в ближайшем родственном окружении Артура Калова практически все мужчины от природы являлись техниками – механиками. И его отец, и его дед, и все четыре брата отца были механизаторами, водителями, комбайнерами или трактористами. Да и вся сознательная жизнь самого Артура с малых лет была связана с различного рода машинами, ведь мальчик не только видел, как послушна техника рукам его отца, но и сам он много раз помогал ему. К тому же и армейская служба Артура тоже протекала по автомобильной части…
Так что все его судьбоносные дороги вели к одной большой цели: работать с авто техникой. А потому к повышению своего образовательного уровня молодой человек относился очень даже серьёзно. После окончания шестого класса Эдиганской школы поехал учиться в Горно-Алтайскую национальную школу. Потом продолжил образование в технологическом техникуме. Затем приобрёл специальность экономиста, обучаясь заочно в Новосибирском институте народного хозяйства. Некоторое время трудился в налоговой службе. Правда, для человека весьма энергичного и очень активного сидеть по 8 часов на одном месте ему стало скучновато, и он оттуда ушёл.
Стремление к повышению своего образовательного уровня Артур Николаевич перенял от своей мамы, которая всю свою сознательную жизнь посвятила преподаванию алтайского языка и литературы в Эдиганской школе и на заслуженный отдых ушла оттуда же. В Эдиган ветеран педагогического труда приехала из Шебалинского района.
Кроме Артура в их семье есть ещё младший брат, который сейчас служит в полиции г. Горно-Алтайска. Отец Артура в настоящее время – владелец крестьянско-фермерского хозяйства.
Артур Николаевич убеждён, что образование и самообразование, а значит, и все приобретённые навыки саморазвития и самовоспитания молодёжи значительно расширяют их кругозор. Помогают крепче встать на ноги в сфере любой деятельности. Да и думать молодой человек начинает совершенно по-иному, чем, если бы он ничему не учился и не стремился достичь всё более, на первый взгляд, недостижимые высоты.
Нельзя сказать, что начинающий предприниматель сходу решился взвалить на себя такую ответственность – создать автобусный маршрут. До него несколько человек уже пытались освоить этот вид бизнеса, но каждый раз в самом начале пути бросали его, так и не успев довести начатое до логической точки. Да и сам молодой человек думал не менее двух лет, прежде чем серьёзно взяться за дело. Видимо, каждой мысли необходимо вначале созреть, прежде чем она начнёт воплощаться в жизнь и принимать реальные очертания…
После получения лицензии на свою деятельность поначалу приходилось предпринимателю работать себе в убыток. Помощи ни с чьей стороны оказано не было. Он сам куда-то ходил… Пробовал что-то "пробить"… Ему обещали… Но… Во всё буквально приходилось вкладывать только свои "кровные" и осваивать новое для себя и для района направление опираясь только лишь на собственные резервы.
-Не было ли риска? – задала я наивный вопрос своему собеседнику:
-Конечно, риск был. Помочь только обещали. Администраторам я должен был сначала результаты преподнести. А потом уже о чём-то просить. А вообще-то, я думаю, они тоже деньги на ветер выбросить боялись, ведь неизвестно было, как бизнес у нового предпринимателя пойдёт. Мне надо было сначала показать себя с лучшей стороны, показать, на что я способен. В общем, пришлось финансово очень хорошо поднапрячься. Сложно было, конечно, очень сильно. Всё начиналось только с одного автобуса -"ГАЗели", который поначалу передвигался только по короткому маршруту "Анос-Элекмонар-Чемал"…
В настоящее время у меня четыре автобуса. Три постоянно находятся на линии и один как бы запасной. Как бы резерв на всякий случай. Работа такая, что простаивать нельзя.
-Как осуществляете работу с кадрами?
- Можно сказать, что к сегодняшнему дню коллектив у нас уже сформировался- люди держатся, так как особо с работой в районе не разбежишься. Есть у меня один сотрудник, который живёт в Узнезе. Так вот я ему иногда бесплатно предоставляю жильё, чтобы ему очень рано утром не вставать и успевать полноценно собраться на работу.
Водители у меня три дня подряд работают и один день отдыхают в соответствии с трудовым Законодательством. Конечно, бывают иногда и непредвиденные изменения в трудовом графике. Но это происходит либо по их личным инициативам, либо в связи с праздничными днями.
-Вы сами тоже выходите на линию, или у вас есть какие-то другие дела?
-Нет. Я на линию не выхожу. Занимаюсь в основном обслугой. Доставка запчастей и документальная деятельность отнимают у меня довольно много времени. К тому же постоянно необходимо самообразовываться, чтобы полностью соответствовать духу времени, так как перевозка пассажиров – труд очень ответственный.
-Семья у вас есть?
-Да, у нас с супругой (юристом по образованию) два сына четырёх и пяти лет. Я с семьёй живу в Чемале, а мои родители - в Эдигане.
-Планами на ближайшее будущее поделиться можете?
-Попробую. Хотелось бы, конечно, чтобы всё в нашей работе происходило аккуратно и для пассажиров комфортно. Конечно, внешних неблагоприятных факторов пока что немало. В первую очередь, далеко не нам всём протяжении маршрута дороги полностью соответствуют благоприятному и лёгкому движению. Кроме того, не хватает специально оборудованных остановочных площадок. Причём на протяжении всего пути в обе стороны. На сегодняшний день пока почти все остановки обозначены лишь условно. Приезжий народ, да и местные жители тоже предъявляет нам претензии по этому поводу, так как не знают, где конкретно находится остановочная площадка и в каком конкретном месте необходимо ждать автобус. Кстати, мне уже несколько лет назад было обещано их установить, но пока всё остаётся по-прежнему, хотя, как мне сообщали, деньги на эти цели в бюджет заложены. Вообще-то это не моя прихоть и даже не пассажиров: так положено по правилам безопасности движения и для удобства пассажиров. Кроме того, климат в нашей горной местности резко-континентальный, часты сильные ветры и резкие перепады температур, а потому закрытая остановочная площадка для пассажиров – это не прихоть, а мера вынужденная и необходимая.
-А как с точки зрения психологической: комфортно ли водителям общаться с пассажирами?
-Конечно, чтобы с людьми работать, надо быть, прежде всего, психологом. К каждому человеку надо уметь найти свой подход: как бы подобрать к нему некий ключик. Водители справляются. Жалоб от пассажиров не поступало.
-У вас есть собственный гараж для вашей техники или ваши машины стоят под открытым небом?
-Да, специальное помещение теперь уже есть, и в него я вложил тоже немало сил и материальных, и финансовых, и моральных, прежде всего, чтобы построить такое удобное и вместительное здание. Чтобы все наши автобусы в любое время года и погоду могли находиться там. В зимний период теперь в гараже тепло и светло, так что есть возможность легко и быстро завести двигатель. Есть смотровая яма для обслуживания техники. Есть специально отведённое место для хранения инструментов. Нам ведь не только днём приходится ремонтировать технику, но иногда и ночью тоже повозиться приходится, чтобы не сбиваться с графика движения.
Конечно, поначалу было нелегко, когда и в лютый мороз и в непогоду техника стояла под открытым небом, и мы все ремонты осуществляли в неблагоприятных погодных условиях. Но и это всё мы преодолели, без какой-либо помощи или поддержки…
И действительно, что здесь можно сказать? Я, как постоянный пассажир этих маршрутных автобусов, очень довольна этим видом транспорта. Рады также и все остальные пассажиры. Да это и не удивительно, ведь расстояния между улицами в Чемале немалые, а что уж говорить о том, какие они между населёнными пунктами! Водители всегда очень вежливы, да и машину ведут бережно, без резких движений. Если кто-то порой чуть-чуть не успевает вовремя войти в салон, они подождут. Смотрят, чтобы случайно никто не остался на остановочной площадке…
Вся эта слаженность в работе не происходит сама собой, за всем этим скрыт кропотливый труд и самого Артура Николаевича и всех его водителей, так как с необходимой периодичностью и в положенные сроки все они проходят необходимые досмотры и аттестации, как технические, так и медицинские. Весь этот небольшой коллектив с особым старанием, добросовестно относится к своему труду.
Так что, желаем счастливого Пути всем вам: уважаемые водители маршруток и Артур Николаевич, а также всем пассажирам, случайным и постоянным! Всем вам лёгких дорог и только радостных встреч!