Секреты общения с подростком – каковы они?
Подростковые сложности включают в себя неожиданные и резкие перепады настроения без достаточных на то причин, повышенное внимание к своей внешности, к оценке своей личности другими людьми — и в то же время самонадеянность и безапелляционность, сентиментальность — и удивительная черствость по отношению к близким, стеснительность — и развязность (в основном показная, "на публику"), появление кумиров — и борьба с авторитетами, ну и классическая дилемма "быть как все — выделиться из толпы".
Что бы вы ни сказали своему сыну или дочери, он (она) непременно занимает позицию самозащиты и тотального самооправдания в разговорах об особенностях собственного поведения. Нормой вдруг становится пониженное настроение, негативизм, чрезмерно критическое отношение к привычным вещам, событиям, семейным традициям. Нередко мы наталкиваемся на гневливость, немотивированную агрессивность и вспыльчивость сына или дочки.
Еще вчера такой покладистый, подросший "ребенок" чуть что — настаивает на желании всегда и везде поступать "по-своему", стремится отгородиться от родителей, показать, как чужды ему их увлечения и взгляды — вплоть до стремления жить отдельно или уехать учиться в другой город. Крайним вариантом являются побеги из дому и бродяжничество, когда они обусловлены желанием "пожить на свободе". При этом и прогулы, и побеги подразумевают не только избавление от трудностей, но и привлечение к себе внимания (об этом говорит тот факт, что, сбежав, подростки часто держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знакомым или направляются туда, где, надеются, их будут искать).
С той же целью (вернуть утраченное внимание) подростками может использоваться нарочитое бравирование алкоголизацией, вызывающее поведение в общественных местах и т. п. Все эти демонстрации через поступки словно говорят: "Ну обратите же на меня внимание! Не видели меня, пока я был хорошим — тогда я буду плохим, только заметьте меня — иначе я пропаду!" Желание отделиться — отчасти естественный этап, через который проходит подросток, и называется он "реакция эмансипации". Однако характерно, что неприятие взрослых и стремление к сепарации у подростка тем сильней, чем больше мы опекаем чадо и лишаем его самостоятельности в решениях и поступках, чем сильней мелочный контроль со стороны взрослых, чем больше мы грешим отношением к подростку как к маленькому ребенку, чем большие претензии к нему предъявляем — требуем отличной учебы, достижений в спорте и т. д.
Что же делать? Во-первых, совместно с подростком выработать приемлемый именно для вашей семьи круг решений, которые он может принимать самостоятельно (что надеть, кого пригласить на день рождения); круг решений, принимаемых совместно (ехать ли на экскурсию с друзьями в другой город; где учиться); и отделить моменты, решения по которым принимаются только взрослыми (распределение семейного бюджета, место жительства семьи и т. д.). Помните, здесь главное — два момента: 1) последовательность и обязательность к исполнению (а не так, что сегодня — как договорились, а завтра — как скажет папа, потому что он не в духе); 2) круг самостоятельно принимаемых решений со временем расширяется (что еще не по плечу 12-летнему, 15-летний вполне осилит). Во-вторых, запомнить магическую формулу подачи информации друг другу: оперируем "я-сообщениями" вместо "ты-сообщений". Все мы имеем право на чувства, в том числе и негативные — если деть что-то вытворил, мы не можем (и не должны!) с милой улыбкой и олимпийским спокойствием говорить "чем бы дитя ни тешилось"…
Другое дело — как преподнести свои эмоции и слова в общении с подростком так, чтобы достичь желаемого результата, а не прямо противоположного. Почувствуйте разницу между высказываниями: "Ты просто мерзавец, тебя ждет колония после всего, что ты натворил, ты всегда как нарочно делаешь только гадости!!!" и "Я в ужасе от такого поведения, очень сильно расстроена, для меня неприемлемы такие поступки". Накал эмоций тот же, а слушается по-другому, потому что во втором случае родитель говорит о своих чувствах, а не о личности сына или дочери, и, кроме того, нет обобщений, которые искажают истину до неузнаваемости ("ты сегодня опоздал" звучит гораздо справедливей, чем "ты вечно опаздываешь!").
Проблема четвертая: он совершенно перестал учиться, ему ничего не надо, обленился и утратил интерес ко всему на свете! Часто подростковый возраст преподносит сюрпризы вроде потери интереса к учебе, спорту и увлечениям, ранее доставлявшим удовольствие и являвшимся существенной частью жизни подростка, повышенная скрытность, стремление уединиться, отстранение от участия в жизни семьи и общества (учебного, спортивного, дружеского коллектива).
Как же на это реагировать? Во-первых, примем как данность, что у подростка происходит переоценка ценностей. В начальной школе мальчику нравилась музыка, а в шестом классе он понял, что есть на свете еще много интересного: история, география, физика с химией… И карьера пианиста его больше не прельщает — к ужасу мамы. В возрасте 10 лет девочке нравилось ходить в художественную школу, а в 13−14 она понимает, что в "большой" жизни художником она не будет, и рисование останется разве что в качестве хобби — отсюда стремление "бросить и не заниматься бесполезным делом", сопровождаемое родительскими криками: "Ведь столько лет на это потрачено!!!". Обсудите с подростком, как он видит свое будущее, кем бы он хотел стать и почему, что именно ему надо для достижения цели (какие предметы, какие усилия) — так и вам, и ему будет понятнее, на что стоит тратить силы и время. Во-вторых, не будем забывать, что взросление организма — энергоемкий процесс. Еще вчера детское, тело подростка за короткий период (пару лет) претерпевает колоссальные изменения на уровне физиологии, поэтому не удивительно, что он устает — и физически, и душевно.
Ему необходимо время, чтобы "освоить", "переварить" весь объем информации, на него свалившийся — поэтому он мечтает, фантазирует, строит планы, вырабатывает свои философские концепции — то есть делает все то, что мы, родители, емко умещаем во фразу: "Лежит на диване и плюет в потолок". Тем более, что внешне это так и выглядит. Относитесь с пониманием к тому факту, что подростку необходимо какое-то время на то, чтобы "полениться". А заодно присмотритесь к себе — нет ли и у вас некоей вредной привычки: лежа на диване, задумчиво глядеть в мерцающий телевизор?