Среди наших земляков немало людей, которые носят звание воины-интернационалисты. Политическая составляющая никогда не перевесит наше уважение и поклонение перед этими людьми за выполненный солдатский долг, за то, сколько пришлось пережить им и их матерям и семьям, за то, что им было тяжело, страшно и больно. По-человечески - за многое...
Героем моей заметки в номере, посвящённом юбилейной дате, связанной с Афганистаном, стал Сергей Болдырев (на снимке).
[IMG 2]
Беседа с Сергеем Болдыревым состоялась в энергосбытовой компании. Там он сейчас трудится водителем. Свою профессию освоил ещё до службы, и дороги Афганистана тоже прошёл за рулем автомобиля.
О своей службе он вспоминает так: "Призвали в армию меня 17 апреля 1984 года. Поначалу направили проходить курс молодого бойца, а спустя почти полгода переправили через границу в Афганистан. Попал я в город Пули-Хумри, расположенный на севере страны, в особый батальон материального обеспечения. Вместе со мной в одной роте служили ребята-земляки из нашего района: Александр Кузнецов, Александр Егоров, Юрий Куликов.
Боевое задание у меня, как у водителя, было одно - перевозить грузы по гарнизонам, по городам: Кабул, Гардез, Газни, Джелалабад и остальным. Поначалу самым трудным было пройти сложнейший участок горной дороги - перевал Саланг (перешеек горного хребта Гиндукуша, разделяющего Афганистан на северную и южную части). Высота его была более 3 километров над уровнем моря. Особенно тяжёлой была дорога туда зимой, из-за снегопадов порой даже не получалось подняться. Конечно, в Афганистане было страшно, особенно когда попадали под обстрел.
Климатические особенности были не простыми из-за больших перепадов температур. Летом - всегда жарко, зимой - днём можно ходить в майке, а ночью - кутаться в бушлат. Очень понравился город Джелалабад: апельсиновые рощи, оливки, пальмы. Но влажность и жара такие, что в три часа утра уже весь покрываешься липким потом.
Ещё Афганистан запомнился тем, что в это время в нашей стране мы не видели таких навороченных магнитофонов, жвачек, ручек, часов. Особенно удивительным было то, что дуканы (торговые лавочки наподобие наших "мазанок") все светились неоновыми огнями, а внутри них - изобилие товаров.
Самым радостным моментом было, когда приходило письмо из дома. Ведь шло оно месяц туда и ответ обратно - месяц. Бывало, что дослуживались до того, что не знали какой день недели, выходной ли, праздник ли. Только когда приезжали в часть, ориентировались во времени и нам сообщали, что будет праздничный обед, например, в честь Нового года.
Порядок был такой - после рейса три дня находишься в части. За это время нужно было починить машину, загрузить её и снова уйти в рейс. Часто и спали тоже в машинах, а если в части, то в палатках. Один раз к нам с концертом приезжал Александр Розенбаум - это было долгожданное и радостное событие для всех бойцов. Но на него мы не попали - выполняли задание.
После службы в Афганистане, спустя два с половиной года, я вернулся в Чёрный Яр. Работать устроился в ПМК-2 водителем, откуда и уходил на службу. Туда же мне и пришла награда "Медаль за отвагу".
Сегодняшним призывникам пожелал бы всегда честно выполнять свой долг и помнить, что главное в армейском мужском коллективе - сплочённость и дружба".
Около сорока человек в Черноярском районе зовутся "афганцами". Они входят в организацию "Боевое братство". Именем одного из них - Юрия Куликова, первого из наших земляков, погибших в Афганистане, - названа улица в Чёрном Яру. Кто-то ушёл из жизни уже в наши дни. Вечная им память и преклонение перед живыми.
Им - молодым мальчишкам-срочникам пришлось смотреть смерти в лицо, быть под вражеским прицелом, переживать гибель своих друзей, тяжёлые болезни. На всю оставшуюся жизнь Афганистан неотступно присутствует в их израненных душах. Все они с честью выполнили свой долг, сохранили верность воинской присяге. Спасибо им, спасибо их матерям и близким, спасибо родной земле, рождающей героев!