30 октября по всей стране проходят траурные мероприятия, посвящённые Дню памяти жертв политических репрессий в СССР. Такие названия, как Магадан, Колыма, Печора, Бутовский полигон печально известны во всём мире.
Но есть также и великое множество других мест со схожей трагической историей. Например, Тихий Дон, поездку к которому я подробно описывал этой осенью. Однако и у нас есть такое место. Имя ему – хутор Лещёв.
Доподлинно неизвестно, сколько прошло людей через него. Возможно, что молодые черноярцы и не слышали никогда такого названия. Но ведь не мне вам говорить, что мы обязаны чтить и помнить своё прошлое. В том числе и самые чёрные её страницы. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы в нашей истории оставалось как можно меньше белых пятен.
На то место, где когда-то располагался Лещёв, в минувший вторник приехала внушительная делегация наших земляков (на снимке), чтобы отдать дань памяти тем, кто пал жертвой того безумного времени. Основную её часть составили казаки. Во времена сталинизма именно казачество было одной из основных объектов массовых чисток. Однако на Лещёв были сосланы не только и не столько казаки. Основной контингент ссыльных составляли крестьяне. Их свозили сюда чуть ли не со всей области; на хутор они попадали в рамках проводимой по всему Союзу борьбы с классовым врагом, говоря проще, борьбы с кулачеством. Вопреки насаждавшейся тогда пропаганде, кулак – далеко не всегда сидящий на мешках с золотом мироед, пьющий народную кровь. Зачастую в кулаки попадали те, у кого была лишние пара овечек или лошадка. Реалии были таковы, что с родимых подворий уводили не только глав семейств. Исчезали сами семейства, в полном составе. Масштабы зачистки деревень от их обитателей были таковы, что приходилось создавать перевалочные пункты, где выселенные люди ожидали своей отправки в ссылку. Одним из таких пунктов и был хутор Лещёв. Но необходимо добавить, что условия содержания в нём были таковы, что далеко не все смогли в итоге дождаться своей отправки в Сибирь или на Крайний Север и находили тут последний приют. Сколько людей осталось навеки на этом клочке заволжской земли? Кто знает…
На месте бывшего хутора установлен памятный крест. Стоит он на небольшом возвышении. Вот у этого креста и состоялась траурная церемония возложения венков в память о тех, кто навсегда остался в этом пересыльном пункте. Открывал церемонию глава района Дмитрий Заплавнов. В своей речи он отметил, что мы обязаны никогда не забывать тех людей, которые были принесены в жертву "текущему моменту" хотя бы потому, чтобы впредь не повторять ошибок прошлого и никогда не допустить такого вопиющего примера истребления собственных сограждан. Все присутствующие (а состояла делегация исключительно из мужчин) обнажили головы и встали на колени, поминая всех безвинно убиенных и умерших от голода и болезней.
Поклонный крест хотя и установлен по православному обычаю, но нам не следует никогда забывать, что на Лещёв было сослано и сгинуло там немало мусульман. В основном это были каменноярские татары. Возможно, что нашли тут своё последнее безымянное братское пристанище и представители ещё каких-нибудь народов и вероисповеданий. И пускай в этот день у Поклонного креста присутствовал лишь православный священник – отец Владимир из Солёного Займища , но ведь не зря же говорится, что Бог для всех един. Надеюсь, негромкие слова древней христианской молитвы упокоили души тех, кто при жизни молился Всевышнему на отличных от нашего языках. Мне почему-то кажется, что на небесах все едины…
Выступающих в этот скорбный день было немало, и позвольте мне не перечислять их всех поимённо. Все они говорили о том, память о том страшном времени должна всегда жить в сердце любого россиянина. Между прочим, ещё живы некоторые из тех, кто когда-то угодил в это страшное место, будучи совсем ещё маленькими детьми. Были случаи побегов с перевалочного пункта. Потомки спасшихся от "красного террора" живут ныне во множестве мест, начиная от Сахалина. Но при всём при этом выступавшие говорили и о том, что сама идея установления Поклонного креста на Лещёве была встречена неоднозначно. Многие придерживались следующего мнения – зачем, дескать, теребить дела давно минувших дней, кому это всё нужно?
А может, и вправду не нужно? Кресты эти, обелиски, памятные знаки на местах массовых расстрелов? Зачем ворошить прошлое? Да особенно такое неудобное нам прошлое, добавлю я. Меньше знаем – лучше спим, так ведь?
Мой ответ – нужно! И не потому нужно, чтобы лишний раз провести очередное мероприятие и разойтись. А потому, что народ, забывший о своём прошлом, обречён на то, что не будет иметь будущего. Потому что история массового террора в СССР – это те ошибки, которые никогда не должны повторять ни мы с вами, ни кто-либо ещё. Потому это всё нужно, что не должна больше никогда на нашей земле литься невинная кровь! И потому, в конце концов, что вот пусть я и не религиозный совсем человек, а и то понимаю, что любой верующий, будь то христианин, иудей, буддист или мусульманин, должен хранить в сердце память о своих предках. А ТАКОЕ из нашего прошлого мы обязаны помнить всегда...