Активная жизненная позиция, присущая Валерию Чкалову, привлекала к нему самых разных людей. Среди его друзей были полярники и лётчики, передовики производства, колхозники, писатели, музыканты, актёры и художники. Не только героическая биография, не только впечатляющий внешний облик привлекали к Валерию Павловичу внимание столь разных людей. Было что-то такое в его душевных качествах, что делало его близким и родным.
Из выступления Валерия Павловича Чкалова на митинге земляков, 1938 год:
"…В Америке и в Европе, даже и у нас в стране находятся люди, которые пытаются объяснить успех наших перелётов простым счастьем, а меня считают просто счастливым человеком. Вроде как будто счастье написано у меня на роду.
Нужно ли доказывать, что это сущая ерунда. Здесь, на собрании, присутствует человек, который крестил меня. Он рассказывает, что всё обстояло в порядке вещей: родился я без сорочки, как все простые смертные. Крестили меня в ледяной воде. После такого омовения я должен был бы умереть. Но организм оказался крепким - весил я фунтов тринадцать.
Детство моё, бурное и озорное, вы знаете. Хороводил ребятами, шалил. Словом, был обычным ребенком, может, немного смелее других. Жизни учился у рабочих - водников. К ним юношей пришёл работать, среди них прошёл первоначальный университет. А потом лётная школа. Пока, как видите, все обходилось без так называемого "счастья".
Летаю пятнадцать лет. И говорят, что летаю неплохо. Мной освоены некоторые фигуры высшего пилотажа. Мной разработана и доказана боевая сила бреющих полётов, которые сейчас получили общее признание. Мне доверено испытание новых самолётов. Моё заключение о машине считается достаточно авторитетным.
И опять здесь нет никакого счастья! Наоборот, было много трудностей, тяжёлых дней и минут.
Были и такие, которые вставляли палки в колесницу могучего роста советской авиации.
Преимущество бреющих полётов многие отрицали. Я упорно доказывал свою правоту. И жизнь, практика помогли мне. Некоторые испытанные мной и признанные отличными самолеты браковались, не ставились на серийное производство. Я месяцами, годами разоблачал таких "теоретиков", и испытанные мной самолёты шли в производство, а теперь несут боевую службу.
Много трудностей было на пути. И сам я делал ошибки. Но ни разу у меня не возникла мысль бросить дело и уйти. Где я был не прав - исправлялся. Тогда же, когда чувствовал правоту своего дела, настойчиво, упорно добивался своего, ибо интересы Родины, партии всегда для меня были превыше личных удобств.
Трудно передать словами те чувства, которые мы испытываем, когда наши товарищи завоевывают новые мировые рекорды. Не чувство зависти, незнакомое советскому лётчику, а чувство гордости за успехи своих товарищей наполняет нас. И как не радоваться последнему изумительному полёту летчика - испытателя Коккинаки? Он сразу установил три мировых рекорда. А кто он? Сын грузчика, а в прошлом сам грузчик. Он сын народа.
Я знаю, своей работой вы докажете, что в Василёве не один, а десятки героев. В каждом колхозе, на каждом заводе у нас есть такие люди, которые могут стать героями!
Переименование посёлка - высшая честь, которую вы оказываете мне. Ваше доверие я оправдаю. Здесь, перед вами, земляками, я клянусь, что проложу со своими товарищами ещё не один новый маршрут. Если потребуется, я буду первым лётчиком, который врежется во вражеские эскадрильи, и буду громить их, не щадя сил и жизни…
Товарищи земляки, ни своей работой, ни своим поведением я не позволю оскорбить вашего доверия.
Всю свою жизнь до последней капли крови я посвящаю Родине…
…Вот в этом и есть моё счастье..."
Чкалов был выдающимся лётчиком своего времени. Талант Валерия Павловича - это не просто талант профессиональный, прежде всего это талант быть ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы.
Он умел найти контакт с любой аудиторией, умел обращать внимание на самое важное, отбросив незначащее, второстепенное. И, наверное, главное, что располагало к Чкалову, - это его огромное, ни с чем не сравнимое уважение к людям, к народу.