Противодействие проявлениям экстремизма
Ограничение прав и свобод граждан в целях противодействия экстремизму предусмотрено рядом международных правовых актов (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие). Подобные ограничения являются объективно необходимым ответом на угрозу, которую представляет экстремизм для любого демократического общества.
Понятие "экстремизм" не употребляется в тексте Конституции Российской Федерации напрямую. Вместе с тем, в системе конституционных положений легко усматривается граница между допустимыми и недопустимыми формами общественно-политической активности граждан.
Принципиальное значение здесь имеют следующие нормы Конституции Российской Федерации: провозглашение Российской Федерации демократическим государством (ч.1 ст.1); закрепление равенства прав граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.2 ст. 19), запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29) и другие.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" принят в развитие указанных выше положений Конституции Российской Федерации. Названный Федеральный закон - не единственный источник правового регулирования в сфере противодействия экстремизму. В настоящее время имеется более двадцати федеральных законов, содержащих антиэкстремистские положения. Это Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законы "Об общественных объединениях", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О прокуратуре Российской Федерации", "О средствах массовой информации" и другие.
Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", таким образом, является стержневым, системообразующим актом, вокруг которого сформирован массив антиэкстремистского законодательства.
Статья 1 данного Федерального закона дает определение экстремизма через перечень конкретных противоправных действий: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и другие.
Содержащееся в ст. 1 упомянутого Федерального закона определение экстремизма не является определением в строгом смысле слова. Причина этого видится в том, что Закон ориентирован прежде всего на практику правоприменения, адресован правоприменительным органам, для которых важнее не научное определение, а именно перечень противоправных действий.