МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оплате труда

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оплате труда

Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления, специалистам бюджетных и внебюджетных организаций области.

В настоящее время в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации):

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Условные обозначения (сокращения):

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

Основные принципы формирования

систем оплаты труда

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При формировании систем оплаты труда необходимо руководствоваться статьей 132 ТК РФ "Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом".

В целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, статьей 134 ТК РФ предусмотрена индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Нормы трудового права, обязательные

для применения на предприятиях и организациях

всех форм собственности

I. Минимальный размер оплаты труда

1. С 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда составляет:

5554 руб. в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";

6200 руб. в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Саратовской области для организаций внебюджетного сектора экономики (за исключением организаций, не присоединившихся к Соглашению в рамках статьи 1331 ТК РФ).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда) работника включает в себя:

- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях подвергшихся радиоактивному заражению, и иные выплаты компенсационного характера);

стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, выплачиваемые в соответствии с трудовым договором работнику, отработавшему норму рабочего времени и выполнившему месячную норму труда (трудовые обязанности).

В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Если работник работает в режиме неполного рабочего времени, например, на условиях совместительства, или на полную ставку, но в каком-либо месяце болел или находился в ежегодном отпуске, его заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени исходя из установленной заработной платы, которая должна быть не ниже МРОТ.

При сдельной системе оплаты труда месячная заработная плата работника при выполнении установленной нормы труда не может быть ниже минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В связи с этим уровень расценок за единицу выработки должен учитывать не только качество труда и квалификацию работника, но и минимальный размер оплаты труда.

II. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

В соответствии с трудовым законодательством труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – работы с особыми условиями труда), оплачивается в повышенном размере по сравнению с оплатой труда, предусмотренной для различных работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 г. № 870).

Повышение заработной платы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда должно производиться по результатам специальной оценки условий труда. Обязанность работодателя проводить специальную оценку условий труда закреплена в ст. 212 ТК РФ.

Конкретные размеры повышенной заработной платы при выполнении работниками работ с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

При сдельной оплате труда лицам, занятым выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях труда, устанавливаются повышенные сдельные расценки исходя из которых, и исчисляется сумма заработной платы.

Отсутствие специальной оценки условий труда работника не может служить основанием для отмены ранее установленной доплаты или надбавки. Основанием отмены данной выплаты может служить только подтверждение об отсутствии вредных и (или) опасных условий труда по результатам специальной оценки условий труда.

III. Совместительство и совмещение

Совместительство

Выполнение в свободное от основной работы времени другой регулярной оплачиваемой работы является совместительством (ст.60.1 и 282 ТК РФ).

Внешнее совместительство - это выполнение регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя (имеется в виду не по месту основной работы). Другим работодателем может быть и организация, и предприниматель без образования юридического лица, и работодатель - физическое лицо, не являющийся предпринимателем.

Внутреннее совместительство - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы у работодателя по основному месту работы. То есть работник вправе заключить трудовой договор по основному месту работы с указанием должности, профессии, специальности в качестве совместителя.

Кто не может быть совместителем

Отдельным категориям граждан работу по совместительству запрещает Трудовой кодекс. Это лица моложе 18 лет и сотрудники, основная работа которых связана с тяжелыми работами, вредными и (или) опасными условиями труда. Эти сотрудники не могут работать по совместительству, если оно предполагает такие же условия труда.

Кроме того, некоторые ограничения для работы по совместительству установлены и для руководителей организаций. Так, согласно статье 276 ТК РФ "руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа)".

В определенных случаях Трудовой кодекс отсылает работодателя к иным федеральным законам и подзаконным актам, которые ограничивают совместительство отдельных работников. Это, в частности, федеральные законы о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, органах судейского сообщества, адвокатской деятельности и адвокатуре, мировых судьях. В список подобных актов входят также постановления Правительства РФ (например, постановление, регламентирующее порядок и условия службы (работы) по совместительству в системе МВД России).

Запрет на совместительство содержится и в пункте 3 статьи 97 Конституции РФ. В данной норме закреплено, что депутаты Госдумы работают на профессиональной постоянной основе и помимо этого могут заниматься лишь преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.

Условия работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры также являются особенными, регулируются Трудовым кодексом, другими законами и актами. Например, одноименными постановлениями Правительства РФ от 04.04.2003 N 197 и Минтруда России от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".

Оформление совместителя на работу

Процедура оформления на работу сотрудника на условиях совместительства такая же, как и при принятии его на основную работу. Трудовой договор с совместителем (в том числе и внутренним) заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой с отметкой работника "Второй экземпляр трудового договора получил" хранится у работодателя.

В трудовом договоре необходимо прописать, что работа будет выполняться на условиях совместительства (абз.4 ст.282 ТК РФ).

Однако с таким работником необходимо не только заключить трудовой договор, но и заполнить на него личную карточку (форма N Т-2), а также присвоить табельный номер. То есть в табеле учета рабочего времени этот работник будет фигурировать дважды: как основной работник и как совместитель.

Перечень обязательных документов при приеме на работу на условиях совместительства приведен в статье 283 Трудового кодекса.

Продолжительность рабочего времени

Законодательство ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени совместителей.

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. "В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников" (ст.284 ТК РФ).

Например, если учетный период рабочего времени - одна неделя, норма рабочего времени - 40 часов, то продолжительность рабочего времени совместителя не может превышать 20 часов.

В дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). Указанные ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству не применяются в случаях, когда работник:

- по основному месту работы приостановил ее согласно части 2 статьи 142 ТК РФ (в связи с нарушением работодателем сроков выплаты зарплаты);

- отстранен от работы на основании части 2 или 4 статьи 73 ТК РФ (при невозможности перевода работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением).

Режим рабочего времени и времени отдыха (он обычно для совместителей индивидуален) является обязательным условием для включения в трудовой договор.

Например:

"Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 20 (двадцать) часов: с понедельника по пятницу с 17.00 до 21.00.

Выходными днями для Работника являются суббота и воскресенье".

Или – "Работнику устанавливается рабочая неделя продолжительностью 12 часов. Работник работает по скользящему графику: в понедельник, среду и пятницу с 18.00 до 20.00, во вторник и четверг с 17.00 до 20.00. Выходными днями для Работника являются суббота и воскресенье".

Оплата труда

Согласно статье 285 ТК РФ труд совместителей оплачивается "пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором". При этом заработная плата внутреннего совместителя рассчитывается одновременно и по основной работе, и по работе, выполняемой по совместительству.

При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ. При этом совместителям в обязательном порядке выплачиваются все необходимые районные коэффициенты и надбавки, где таковые установлены.

Отпуск

Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе (статьей 286 ТК РФ). Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

Внешнему совместителю, который желает получить очередной отпуск одновременно с отпуском по основному месту работы, можно порекомендовать взять соответствующую справку по основному месту работы и представить ее работодателю, у которого выполняется работа по совместительству.

Продолжительность отпуска совместителей так же, как и основных работников, не может составлять менее 28 календарных дней (ст.115 ТК РФ).

Если продолжительность отпуска совместителя на основной работе больше, чем на работе по совместительству, работодатель обязан по просьбе совместителя предоставить ему отпуск без сохранения зарплаты соответствующей продолжительности.

Исчисление размера средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска производится по общим правилам (статья 139 ТК РФ).

Гарантии и компенсации

Согласно статье 287 Трудового кодекса РФ сотрудникам, работающим на условиях совместительства, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством, локальными нормативными актами, соглашениями предоставляются в полном объеме.

Исключение составляет перечень гарантий и компенсаций "лицам, совмещающим работу с обучением, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этих случаях гарантии и компенсации предоставляются работникам только по основному месту работы.

Увольнение

Трудовой договор с совместителем в соответствии со статьей 288 Трудового кодекса может быть прекращен по общим основаниям (статья 77 ТК РФ).

Статьей 288 установлены дополнительные основания прекращения трудового договора - в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем совместитель должен быть уведомлен в письменной форме не менее чем за две недели. Речь идет о договоре, заключенном на неопределенный срок. Следовательно, срочный трудовой договор не может быть прекращен на данном основании.

Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы. В этот день работодатель обязан произвести с ним полный расчет.

Согласно Трудовому кодексу совместитель может быть уволен в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя (п.1 ст.81), а также в связи с сокращением численности (штата) работников организации, индивидуального предпринимателя (п.2 ст.81). Такому работнику выплачивается только выходное пособие в размере среднего месячного заработка на основании статьи 178 ТК РФ. Так как этот работник уже трудоустроен по основному месту работы, за ним не сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства.

Согласно статье 66 ТК РФ "по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству".

Совмещение профессий (должностей)

Под совмещением профессий понимается выполнение работником наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии за дополнительную оплату (ст.60.2 ТК РФ).

Понятие "совмещение профессий" применяется в отношении рабочих, а понятие "совмещение должностей" - в отношении служащих и специалистов.

К совмещению относится и расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. В этом случае сотрудник наряду с работой, определенной трудовым договором, выполняет дополнительный объем работ по одной и той же профессии или должности.

Еще одна разновидность совмещения - исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. В такой ситуации работник заменяет другого работника, который отсутствует в связи с болезнью, отпуском, командировкой (или по другим причинам) и за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется рабочее место (должность).

Согласно статье 60.2 ТК РФ срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, устанавливается работодателем с письменного согласия работника. Размер оплаты за совмещение должностей (профессий) устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статьи 60.2 и 151 ТК РФ).

Все виды совмещения должностей (профессий) могут быть поручены только с письменного согласия работника.

При оформлении совмещения не требуется заключать новый трудовой договор, равно как и делать записи в трудовой книжке. Но, в связи с тем, что условия о "трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)" являются обязательными для включения в трудовой договор (ст.57 ТК РФ), с работником, совмещающим профессии (должности), заключается дополнительное соглашение к трудовому договору.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня (ст.60.2 ТК РФ). В этом случае также заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, а на его основании издается приказ об отмене совмещения.

IV. Оплата труда сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время

Оплата труда сверхурочной работы

Сверхурочная работа оплачивается:

за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере,

за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Оплата выходных и нерабочих праздничных дней

В соответствии со статьей 153 ТК РФ работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Нормы, установленные данной статьей, являются обязательным минимумом.

Оплата труда в выходные, нерабочие, праздничные дни регламентируется ст.153 ТК РФ, согласно которой:

– труд сдельщиков должен оплачиваться как минимум по двойным сдельным расценкам;

– работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, должно выплачиваться не менее двойной ставки;

– работникам, получающим оклад, должны выплачивать не менее одинарной ставки СВЕРХ оклада, если работа производится в пределах нормы рабочего времени в месяц, и не менее двойной ставки СВЕРХ оклада, если работа производится сверх нормы рабочего времени в месяц.

Кроме этого, по желанию работника, ему может быть предоставлен дополнительный день отдыха за каждый отработанный день в праздничное нерабочее время. В этом случае за работу в нерабочий праздничный день выплачивается оклад, а эти дополнительные дни не оплачиваются.

Нормы, установленные в ТК РФ, являются обязательным минимумом.

Конкретные размеры оплаты труда (в том числе и большие) могут устанавливаться трудовым договором, коллективным договором или иным локальным нормативными актами.

Согласно части 3 статьи 112 Трудового Кодекса Российской работникам, за исключением работников, получающих фиксированный оклад, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение.

Размер вознаграждения и порядок его выплаты определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Эти вопросы также могут быть отражены и в трудовом договоре. С помощью трудового договора указанные вопросы могут решаться при отсутствии соответствующих норм в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

Следует иметь в виду, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад.

Оплата за работу в ночное время

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" - минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% от оклада.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

V. Порядок исчисления среднего заработка

В соответствии со статьей 139 ТК РФ (с изм. от 02.04.2014) для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления среднего заработка установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

VI. Единые квалификационные справочники и

профессиональные стандарты

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

До утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих работников учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям служащих, применяется Единый квалификационный справочник, порядок применения которого утвержден постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9.

Единый квалификационный справочник по должностям руководителей, специалистов и других служащих включает в себя:

- квалификационный справочник - утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37;

- квалификационные характеристики по отраслям бюджетной сферы:

здравоохранение – приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н;

образование – приказ Минздравсоцразвития России от 26.10.2010 № 761н;

культура и искусство – приказ Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н;

- физкультура и спорт – приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 961н;

молодежная политика – приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 № 678.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; примеры работ. К данному справочнику относятся:

- выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);

- постановление Минтруда России от 10.11.1992 № 31.

Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

2. Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Профессиональные стандарты применяются:

работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В 2013-2018 гг. будут разработаны и приняты порядка 800 профессиональных стандартов.

В 2013 г. и в 1 квартале 2014 года утверждены более 50 профессиональных стандарта в сфере образования, социального обслуживания, атомной и ракетно-космической промышленности, в области рыбоводства и рыболовства, обеспечения безопасности, информационных технологий, СМИ, связи, издательства и полиграфии, строительств и ЖКХ, транспорта, физической культуры и спорта, а также сквозных видов профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты утверждаются приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Вся информация по данному вопросу размещена на сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/.

Утвержденные профессиональные стандарты в социальной сфере представлены в таблице:

№ п/п Профессиональный стандарт Наименование нормативного правового акта

1. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н

2. Специалист по социальной работе Приказ Минтруда России от 22.10.2013 № 571н

3. Социальный работник Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 677н

4. Руководитель организации социального обслуживания Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 678н

5. Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 680н

6. Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 681н

7. Психолог в социальной сфере Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 682н

8. Специалист по работе с семьей Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 683н

9. Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы Приказ Минтруда России от 05.12.2013 № 714н

10. Специалист по медико-социальной экспертизе Приказ Минтруда России от 05.12.2013 № 715н

11. Спортсмен Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 186н

12. Тренер Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н

13. Программист Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 679н

VII. Аттестация работников

Аттестация работников проводится в целях проверки соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков работника занимаемой должности и позволяет обеспечить формирование высокопрофессионального кадрового состава руководителей и специалистов организаций.

По целям проведения можно выделить аттестации:

а) на право занятия должности;

б) на соответствие занимаемой должности;

в) на право повышения квалификационной категории.

Основные принципы проведения аттестации:

гласность, т.е. широкое ознакомление работников о порядке и методике проведения аттестации, кроме того, на аттестуемого составляется отзыв, который нередко обсуждается в коллективе структурного подразделения;

демократизм предполагает широкое участие общественности в проведении аттестации;

результативность – обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации;

объективность аттестации проявляется в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, в возможности обжалования решения комиссии.

Законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Проведение аттестации – это право администрации организации, которое она может реализовать в отношении определенной категории работников в соответствии с установленными правилами.

В организациях отдельных видов деятельности аттестация персонала обязательна и проводится в соответствии со специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Категории работников Основание

Государственные служащие Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ"

Руководители унитарных предприятий Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Авиационный персонал и другие работники транспорта Воздушный кодекс РФ, Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (утверждено приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11)

Работники на опасных производственных объектах Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Специалисты, работающие в системе здравоохранения Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 № 314)

Педагогические и руководящие работники государственных и муниципальных учреждений образования Федеральный закон "Об образовании", Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209)

Аттестация должна проводиться периодически (например, один раз в три-пять лет).

При проведении и внеочередной аттестации должны быть четко определены основания ее назначения (например, если принято решение об обучении персонала с целью повышения квалификации или открылся конкурс на замещение вакантной должности, в связи с введением профессионального стандарта, изменения квалификационных требований по занимаемой должности и др.).

Нельзя проводить аттестацию для одного сотрудника, преследуя цель уволить его.

Специально избранная комиссия проверяет знания и навыки сотрудников по правилам, установленным законодательством и локальными актами организации.

Положение об аттестации должно содержать:

- всю процедуру аттестации, условия, как именно она будет проходить (в форме собеседования, письменного экзамена или практического занятия);

- сроки, в которые работодатель вправе принять решение, связанное с продолжением, изменением или прекращением трудовых отношений с работниками;

- категории работников, подлежащих аттестации, и категории работников, не подлежащих аттестации (с юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации: работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, беременных женщин, внутренних совместителей и т.д.);

- критерии, по которым будут оцениваться сотрудники, причем одинаковые для всех.

Положение об аттестации утверждается приказом руководителя организации.

После того, как положение об аттестации вступит в силу, с ним нужно знакомить под роспись каждого нового сотрудника при приеме на работу.

В трудовой договор необходимо включить обязанность работника проходить аттестацию. С работниками, в трудовых договорах которых такой обязанности не было, необходимо заключить дополнительное соглашение об изменении существенных условий договора.

Советы руководителю:

Перед аттестацией необходимо проверить, на все ли должности в вашей организации имеются должностные инструкции, т.к. нельзя сделать вывод о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности, если не существует никаких критериев оценки.

Если по итогам аттестации вы планируете уволить сотрудника, необходимо принимать во внимание не только результаты аттестации, но и другие факторы, влияющие на оценку работника.

Этапы организации аттестации:

1. Руководитель организации издает приказ об аттестации.

2. Аттестационная комиссия готовит материалы, необходимые для проведения аттестации (копии документов об образовании, стаже работы, должностные инструкции и др.).

3. Комиссия знакомит работников под роспись с подготовленными материалами и критериями оценки знаний, умений, навыков.

4. Комиссия проводит процедуру аттестации, руководствуясь положением об аттестации.

5. Комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.

6. Работник под роспись знакомится с результатами аттестации.

7. Комиссия направляет материалы аттестации руководителю организации, который принимает решение по итогам аттестации.

Аттестационная комиссия проверяет знания и навыки сотрудников по правилам, установленным законодательством и локальными актами организации. В состав комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения), секретарь и члены комиссии (руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций). Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого работника.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист, который подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой - выдается ему на руки.

Возникающие порой в таких ситуациях трудовые споры по вопросам аттестации работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

Расторжение трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (статья 81 Трудового кодекса РФ), правомерно при условии, если в организации действует положение об аттестации, составленное и утвержденное по всем правилам трудового законодательства и в состав аттестационной комиссии входит представитель профсоюзной организации (статья 82 Трудового кодекса РФ).

VIII. Эффективный контракт

в государственных и муниципальных учреждениях

В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее – федеральная Программа), актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта.

Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

В рамках внедрения механизма "эффективного контракта" в учреждениях необходимо:

трудовые договоры с работниками учреждений привести в соответствие (заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам) примерной форме трудового договора с работниками, предусмотренной федеральной Программой (приложение №3 к Программе);

разработать (актуализировать) показатели и критерии оценки результативности и качества труда работников учреждений;

должностные инструкции работников учреждений привести в соответствие современным квалификационным требованиям и профессиональным стандартам;

организовать соответствующую профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников учреждений в целях обеспечения качества услуг в соответствии со стандартами оказания услуг и решения задач;

провести аттестацию персонала (педагогических, медицинских и иных категорий работников) учреждения с учетом изменения квалификационных требований и введения профессиональных стандартов.

При проведении аттестации работников с последующим их переводом на "эффективный контракт" на уровне учреждений необходимо:

- провести разъяснительную работу среди коллектива, учитывая, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации может повлечь расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

- создать аттестационную комиссию с обязательным включением в нее представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации;

- определить категории специалистов, которые не подлежат аттестации (беременные женщины, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года, лица, вышедшие на работу после длительного перерыва и др.);

- утвердить порядок проведения аттестации, включая план-график проведения аттестации по категориям работников и (или) структурным подразделениям, "пакет" документов представляемых аттестационной комиссии;

- провести аттестацию специалистов;

- принять необходимые меры по устранению, выявленных в ходе проведения аттестации недостатков.

В ходе подготовки и проведения аттестации специалистов должна быть проделана следующая работа:

- проведена проверка соответствия должностных обязанностей, определенных трудовым договором (должностей инструкцией) и фактически исполняемых трудовых обязанностей работника. Выявленные неточности должны быть устранены при последующем переводе работника на "эффективный контракт".

- проведена проверка соответствия квалификации работника, требуемой квалификации для выполнения должностных обязанностей. По итогам проверки, в частности, может быть принято решение о направления работника на повышение квалификации.

- проведена проверка выполнения работником показателей эффективности деятельности, как установленных в организации, так и планируемых к введению при переводе работника на "эффективный контракт".

Приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н утверждены методические рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта.

Федеральными органами исполнительной власти разработаны методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в социальной сфере, их руководителей и работников:

в сфере образования – письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 г. № АП-1073/02;

в сфере здравоохранения – приказ Минздрава России от 28.06.2013 г. № 421;

в сфере культуры – приказ Минкультуры России от 28.06.2013 г. № 920;

в сфере социального обслуживания населения – приказ Минтруда России от 01.07.2013 № 287.

Информация о реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, а также по внедрению в государственных (муниципальных) учреждениях эффективного контракта размещена на сайте Минтруда России http://www.rosmintrud.ru/zarplata и министерства занятости, труда и миграции области http://zanas.saratov.gov.ru/realizaciya/.

IX. Нормирование труда

В соответствии с трудовым законодательством работникам гарантируется государственное содействие системной организации нормирования труда. Система нормирования труда в организации устанавливается руководителем с учетом мнения профсоюза работников локальным актом или коллективным договором (статья 159 ТК РФ).

Согласно статье 160 ТК РФ достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные) нормы труда утверждаются федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время проводится работа по утверждению (пересмотру) типовых норм труда, до их установления применяются типовые нормы труда, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации и СССР.

На основе типовых норм труда в организации определяются:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда и могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда.

Нормы труда являются основой для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

Приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 утверждены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, согласно которым системы нормирования труда в учреждениях должны быть направлены на:

создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);

повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.

Внедрение систем нормирования труда в учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физкультурно-спортивной направленности области с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. № 504, предусмотрены региональными "дорожными картами" развития отраслей социальной сферы Саратовской области.

Информация по нормированию труда в Российской Федерации размещается на сайте Минтруда России: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/norma_truda.

Ниже представлен Перечень типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда, утвержденных нормативными правовыми актами Российской Федерации и СССР, и рекомендации по нормированию труда отдельных работников.

Рекомендации

по нормированию труда работников,

занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда

(нормы времени и нормы обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладений)

Утверждены

Приказом Госстроя России

От 09.12.99г. №139

Государственный комитет РФ по строительству и ЖКХ, Центр нормирования и информационных систем в ЖКХ, Федеральный центр ценовой и тарифной политики в ЖКХ

Территории дворов относятся к I классу по интенсивности движения пешеходного движения до 50 чел./ч.

Периодичность уборки в летний период:

Нормы времени на 1м², мин. Нормы обслуживания, м² Укрупненные нормы обслуживания при ручной уборке домовладений

С усовершенствованным покрытием 1 раз в 2 суток 0,08 5250 3630

С неусовершенствованным покрытием 0,11 3818 2860

Без покрытий 0,13 3231 2340

Газоны 30000

Документ носит рекомендательный характер, рассчитан на 8 часовой рабочий день для расчета оплаты труда, ТСЖ может самостоятельно установить нормы обслуживания домовладений: перечень и периодичность требуемых работ, ссылаясь на данный документ.

В расчет территории домовладений берутся пешеходные дорожки во дворах, остальное (газоны) требуют не такой интенсивной уборки.

Рекомендации по нормированию труда

численности рабочих, занятых обслуживанием общественных зданий

(зданий управлений и зданий конструкторских и проектных организаций)

Центральное бюро нормативов по труду

Государственного комитета СССР

по труду и социальным вопросам

М., 1986

Сборник нормативов предназначен для расчета численности рабочих по обслуживанию зданий управлений и зданий конструкторских и проектных организаций по профессиям: гардеробщик, слесарь-сантехник, электромонтер по обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту электрооборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, столяр, лифтер, сторож, уборщик служебных помещений.

Нормативы численности гардеробщиков

Количество мест в гардеробе Нормативы численности на один гардероб, человек в смену Количество мест в гардеробе Нормативы численности на один гардероб, человек в смену

До 100 0,86 601-700 2,02

101-200 0,97 701-800 2,23

201-300 1,18 801-900 2,44

301-400 1,39 901-1000 2,65

401-500 1,60 1001-1100 2,86

501-600 1,81

Нормы обслуживания уборщиков служебных помещений

№ п/п Наименование

помещений Нормы обслуживания в смену, м

Коэффициент заставленности

до 0,20 0,21-0,40 0,41-0,60 более 0,60

1 Служебные помещений 560 480 400 320

2

Конференц-залы, залы совещаний и заседаний .- - 770 600

3

Вестибюли, холлы, коридоры, кулуары, курительные 1110 960 - -

4 Лестницы 730 - - -

5 Техническая библиотека, архив - - - 510

№ п/п Наименование помещений Норма обслуживания в смену, м

1 Туалет женский 200

2 Туалет мужской 185

3 Душевая комната 300

Примечания:

1. К категории служебных помещений отнесены следующие помещения: комнаты для работы сотрудников, кабинеты руководителей, приемные, помещения общественных организаций, помещения ожидания и приема посетителей, медицинские пункты.

2. Коэффициент заставленности определяется отношением площади (м ), занимаемой предметами, расположенными в помещениях одного назначения, ко всей площади этого помещения.

3. Нормами обслуживания не учтены работы по чистке ковров, ковровых дорожек и мягкой мебели, т.к. периодичность их уборки устанавливается на местах в соответствии с местными организационно-техническими условиями.

Перечень типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда, утвержденных нормативными правовыми актами Российской Федерации и СССР:

№ п/п Наименование сборника Нормативный правовой акт, утвердивший типовые отраслевые (межотраслевые нормы труда) Вид экономической деятельности

1. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию оборудования телемеханики, сопровождению и доработке программного обеспечения Приказ Минздравсоцразвития России от 16.01.2006 № 22 Информационные технологии

2. Межотраслевые типовые нормы выработки на лесокультурные работы, выполняемые в равнинных условиях Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2006 № 317 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

3. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на фрезерных станках (среднесерийное производство) Постановление Минтруда России от 12.02.2004 № 13 Станочные работы

4. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на отделочно-расточных станках (единичное и мелкосерийное производство) Постановление Минтруда России от 12.02.2004 № 14 Станочные работы

5. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на ремонт и восстановление деталей с использованием полимерно-композитных материалов Постановление Минтруда России от 03.06.2003 № 32 Работы по ремонту оборудования и машин

6. Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти Постановление Минтруда России от 05.06.2002 № 39 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

7. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на шлифовальных станках (Единичное и мелкосерийное производство) Постановление Минтруда России от 19.06.2002 № 43 Станочные работы

8. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на зубообрабатывающих станках (единичное и мелкосерийное производство) Постановление Минтруда России от 24.07.2002. № 51 Станочные работы

9. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях Постановление Минтруда России от 22.01.2001 № 10 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

10. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на сверлильных станках (Единичное и мелкосерийное производство) Постановление Минтруда России от 01.02.2001 № 13 Станочные работы

11. Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы Постановление Минтруда России от 17.10.2000 № 76 Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

12. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на токарно-винторезных станках (Единичное и мелкосерийное производство) Постановление Минтруда России от 21.01.2000 № 6 Станочные работы

13. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств Постановление Минтруда России от 23.07.1998 № 28 Информационные технологии

14. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках Постановление Минтруда России от 03.02.1997 № 6 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

15. Межотраслевые нормы времени и выработки на процессы полиграфического производства Постановление Минтруда России от 22.07.1996 № 46 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

16. Межотраслевые нормы времени на геофизические исследования в скважинах, пробуренных на нефть и газ Постановление Минтруда России от 19.12.1996 № 20 Геологоразведочные и буровые работы

17. Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений Постановление Минтруда России от 24.06.1996 № 38

Приказ Госстроя России от 09.12.99 № 139

Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

18. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях Постановление Минтруда России от 26.09.1995 № 56 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

19. Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда на предприятии Постановление Минтруда России от 10.03.1995 № 13 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

20. Межотраслевые нормы выработки и времени на вывозку леса автомобилями-лесовозами Постановление Минтруда России от 27.01.1995 № 5 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

21. Межотраслевые нормы выработки и времени на работы, выполняемые при проведении санитарных рубок и рубок ухода за лесом Постановление Минтруда России от 19.09.1995 № 53 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

22. Межотраслевые укрупненные нормы времени на ремонт тракторов (гусеничных, колесных) с тяговым усилием от 0,6 тс (6 кН) до 2 тс (20 кН) Постановление Минтруда России от 15.16.1995 № 32 Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

23. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости в условиях автоматизированной обработки информации, и нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости Постановление Минтруда России от 09.10.1995 № 57 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

24. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления Постановление Минтруда России от 25.11.1994 № 72 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

25. Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек Постановление Минтруда России от 02.12.1994 № 74 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

26. Межотраслевые нормы выработки и времени на лесозаготовительные работы Постановление Минтруда России от 19.12.1994 № 82 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

27. Укрупненные нормативы времени на работы, выполняемые на фрезерных, строгальных и долбежных станках в условиях ремонтных цехов и мастерских Постановление Минтруда России от 23.03.1994 № 26 Станочные работы

28. Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий Постановление Минтруда России от 10.09.1993 № 153 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

29. Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 86 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

30. Межотраслевые нормы выработки, времени и нормативы численности на подготовительные и вспомогательные работы в лесозаготовительном производстве Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 90 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

31. Укрупненные нормативы времени на горнопроходческие и нарезные горные работы шахт и рудников горнодобывающей промышленности и в геологоразведке Постановление Минтруда России от 21.04.1993 № 89 Горные работы

32. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления Постановление Минтруда России от 10.09.1993 № 152 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

33. Укрупненные нормативы времени (нормы) на работы по ремонту термопластавтоматов (по видам ремонта) Постановление Минтруда России от 12.05.1992 № 12 Работы по ремонту оборудования и машин

34. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий Постановление Минтруда России от 18.12.1992 № 57 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

35. Укрупненные нормативы времени на изготовление протезно-ортопедических изделий (протезов нижних конечностей) Постановление Минтруда России от 02.09.1992 № 14 Нормативы других производств и отраслей

36. Нормы времени на обработку белья в прачечных с механизированной, полумеханизированной и ручной обработкой белья Постановление Минтруда России от 24.07.1992 № 6 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

37. Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по бухгалтерскому учету для предприятий отраслей промышленности Постановление Госкомтруда СССР от 19.06.1991 № 111 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

38. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

39. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации Постановлением Минтруда СССР 14.11.1991 № 69 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

40. Межотраслевые нормативы численности работников клубных учреждений Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 77 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

41. Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих спортивных сооружений Постановление Госкомтруда СССР от 11.02.1991 № 33 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

42. Межотраслевые нормы выработки (времени) на производство древесностружечных плит Постановление Госкомтруда СССР от 18.04.1991 № 89 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

43. Межотраслевые нормативы численности рабочих, занятых на вспомогательных работах в автотранспортных предприятиях Постановление Госкомтруда СССР от 15.04.1991 № 87 Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

44. Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 76 Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

45. Укрупненные нормы времени на полотерные и стеклопротирочные работы Постановление Госкомтруда СССР от 05.03.1991 № 63 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

46. Нормы времени на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту установок наружного освещения Постановление Госкомтруда СССР от 13.02.1991 № 38 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

47. Нормативы времени на работы, выполняемые экономистами по финансовой работе Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 08.01.1990 № 9/2-7 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

48. Межотраслевые нормативы численности работников юридической службы на предприятиях отраслей промышленности Постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 10.07.1990 № 273/К-14-440/11-41 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

49. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по ремонту деревообрабатывающего оборудования (по видам ремонта) Постановление Госкомтруда СССР от 01.01.1990 Работы по ремонту оборудования и машин

50. Межотраслевые укрупненные нормативы (нормы) времени на ремонт грузовых автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 10.10.1990 № 395/18-71 Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

51. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на арматурные работы в производстве железобетонных изделий и конструкций Постановление Госкомтруда СССР и секретариатом ВЦСПС от 17.04.1990 № 158/5-94 Станочные работы

52. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по ремонту резьбошлифовальных станков (по видам ремонта) Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.04.1990 № 162/5-105 Станочные работы

53. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на открытые горные работы предприятий горнодобывающей промышленности, бурение Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.10.1990 № 404/18-94 Горные работы

54. Межотраслевые нормы выработки и времени на работы, выполняемые на плодоовощных базах Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.04.1990 № 133/5-22 Нормативы других производств и отраслей

55. Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений Постановление Госкомтруда СССР от 29.12.1990 № 469 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

56. Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1989 № 233/13-15 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

57. Единые нормы выработки и времени на производство щебня Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.10.1989 №341/21-78 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

58. Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.04.1989 № 130/8-1 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

59. Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков на предприятиях отраслей машиностроения и металлообработки Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.10.1989 № 343/21-80 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

60. Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12.04.1989 № 130/8-1 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

61. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24.10.1989 № 351/22-71

Приказ Госстроя России от 22.03.99 года № 65 Энергетическое хозяйство

62. Типовые нормы времени на изготовление столярных изделий Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1988 № 677/29-149 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

63. Типовые укрупненные нормы времени на работы по ремонту станков с числовым программным управлением (по видам ремонта) Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13.01.1988 № 10/2-21 Работы по ремонту оборудования и машин

64. Типовые нормы времени на переплетные и картонажные работы Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 08.08.1988 № 447/21-108 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

65. Укрупненные нормативы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 327/17-42 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

66. Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду на производстве Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 331/17-46 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

67. Типовые нормы выработки и времени на лесопильные работы (работы, выполняемые на одноэтажных лесопильных рамах и круглопильных станках) Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.05.1987 № 326/17-41 Работы на лесозаготовках, в лесном хозяйстве, деревообработке и в производстве строительных материалов

68. Общемашиностроительные нормативы времени предназначены для нормирования многостаночных работ на металлорежущих станках Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.11.1987 № 695/30-49 Станочные работы

69. Нормативы численности рабочих, занятых обслуживание и подготовкой производства на открытых горных работах Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 18.08.1987 № 504/24-3 Горные работы

70. Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1987 № 454/22-70 Информационные технологии

71. Единые нормы времени на чертежные и копировальные работы Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13.02.1987 № 101/5-29 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

72. Нормативы численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.01.1987 № 19/2-8 Погрузочно-разгрузочные, транспортные и упаковочные работы

73. Общемашиностроительные нормативы времени на слесарные работы по ремонту оборудования Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.05.1987 № 342/18-14 Слесарные, слесарно-сборочные, электромонтажные, жестяницкие и другие работы

74. Типовые нормы времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 05.10.1987 № 602/28-54 Энергетическое хозяйство

75. Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации (проектирование технологического оснащения) Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.03.1986 № 96/6-6 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

76. Единые нормы времени на бурение скважин на нефть, газ и другие полезные ископаемые Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.03.1986 № 81/5-86 Геологоразведочные и буровые работы

77. Укрупненные нормы времени на разработку программных средств вычислительной техники Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 24.09.1986 № 358/22-20 Информационные технологии

78. Типовые нормы времени (выработки) на работы по озеленению Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.04.1986 № 136/9-49 Работы по уборке территорий и помещений

79. Типовые укрупненные нормы времени на ремонт водопроводного и канализационного оборудования Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.04.1986 № 137/9-50 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

80. Типовые нормы времени на работы по комплектованию и учету кадров Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11.04.1985 № 95/9-18 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

81. Единые нормы времени на ремонт бурового оборудования и инструмента Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 05.09.1984 № 258/16-67 Работы по ремонту оборудования и машин

82. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.06.1984 № 189/11-64 Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

83. Типовые нормы времени на подготовку управляющих программ для станков с ЧПУ с помощью ЭВМ Госкомтруд СССР Информационные технологии

84. Нормативы численности инженерно-технических работников и служащих объединений гостиничного хозяйства и гостиниц Утверждены Госкомтруда СССР Работы, выполняемые руководителями, специалистами и служащими

85. Нормативы расчета численности рабочих по обслуживанию зданий управлений и зданий конструкторских и проектных организаций

Нормативы численности рабочих, занятых обслуживанием общественных зданий Центрального бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, 1986 Работы по уборке территорий и помещений

86. Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда Приказ Госстроя России от 09.12.99 № 139 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

87. Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве Приказ Госстроя России от 16.08.2000 года № 184 Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения и жилищно-коммунальном хозяйстве

88. Типовые нормы выработки для нормирования труда рабочих в подсобных сельских хозяйствах и побочном пользовании лесом Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 20.04.93 года № 100 Работы, выполняемые в сельском хозяйстве

89. Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду Приказ Федеральной службы России от 14.01.2004 года

№ 9

Работы, выполняемые в архивных учреждениях

90. Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения Приказ Министерства строительства Российской Федерации, Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 15 ноября 1994 года № 11

Работы, выполняемые в бытовом обслуживании населения

Подзаголовок

Красочное театрализованное представление, посвященное открытию мемориальной доски на доме, в котором жил Ф.Н.Палюков - городской голова, который сделал наш город красивым и процветающим, - прошло 2 июля на углу улиц Советской и Коммунистической. Красочное театрализованное представление, посвященное открытию мемориальной доски на доме, в котором жил Ф.Н.Палюков - городской голова.

Видеосюжет о праздновании
Дня Победы 2014

Большинство архитектурных шедевров нашего города, сохранившиеся и поныне, были построены в тот период - с 1888 по 1917 г.