Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Борзинского района Забайкальского края

674600 Забайкальский край Борзинский район г. Борзя, ул. Савватеевская, 21
телефон: +7 (30233) 3-16-42
e-mail: ay-bis@mail.ru

АЛЕКСАНДР ДУДИЦКИЙ

живут здесь люди – золотые зерна

С работами Александра Яковлевича Дудицкого мне довелось познакомиться несколько лет тому назад. Именно тогда, вернувшись из археологической экспедиции, мой старый друг, борзинский краевед, историк Михаил Трофимович Малахов показал мне несколько рисунков, сделанных простым карандашом на альбомных листах. Стоит заметить, это были замечательные работы. На одном из альбомных листов был изображён сам Михаил Трофимович, чуточку наискось, напротив портрета борзинского краеведа, художник изобразил голову динозавра. А под нею разместил двух молодых людей, ведущих археологические раскопки. Сейчас, за давностью лет, мне трудно вспомнить, к чему была приурочена на рисунке голова динозавра, возможно, в земле были раскопаны останки этого существа. Но в память врезались слова Михаила Трофимовича о том, что эти рисунки были сделаны Александром Яковлевичем Дудицким, преподавателем физкультуры одной из борзинских школ. Самое интересное, так это то, что Александр Яковлевич рисует, не имея никакого художественного образования. Он художник-самоучка, который постигал изобразительное искусство путем собственных проб и ошибок.Позднее мне вновь довелось встретиться с работами Александра Яковлевича. На этот раз они были выставлены в просторном фойе Дома детского творчества. Но какие это были работы! Каждая картина дышала своим настроением и радовала глаз яркой палитрой красок. В нашем Борзинском музее иногда проходят выставки картин известных художников, где встречаются замечательные полотна, от которых трудно глаз оторвать. Но для меня картины Александра Яковлевича приобрели особую ценность в тот момент, когда я впервые услышал о том, что мастер не имеет никакого художественного образования. Своё мастерство Александр Яковлевич практиковал годами, пока не достиг совершенства. И вот в один прекрасный день, а день этот, по счастливой случайности совпал с Международным днем художника, мы решили рассказать нашим читателям о талантливом человеке, борзинском спортсмене и художнике Александре Яковлевиче Дудицком.

С Александром Яковлевичем мы встретились в здании школы № 240. Забегая вперед, хочу сказать, что рисование – это не единственное его увлечение. Помимо него Александр Яковлевич увлекается спортом, в недалеком прошлом был игроком футбольной команды "Локомотив" и вошел в число чемпионов Забайкальской железной дороги. Ещё он занимался боксом, учил школьников популярной среди людей, обладающих интеллектуальным складом ума, игре в шахматы. С удовольствием Александр Яковлевич играет на баяне, гитаре, а в будущем планирует отреставрировать из собранных деталей гармонь.

О спорте он может говорить долго и с воодушевлением, при этом вспоминая события не одного минувшего десятилетия. Но об увлечении спортивными играми, славных победах и поражениях борзинских команд мы расскажем нашим читателям как-нибудь в другой раз. А пока обратим внимание на творчество Александра Яковлевича, его картины и на то, как он начинал свой славный путь художника.

При встрече прошу рассказать его о том, как появилось увлечение, стремление к рисованию. Может быть, в роду были художники, скульпторы, музыканты?

– Нет, насколько мне известно, в нашем роду не было художников, – углубляясь в воспоминания, произнес Александр Яковлевич. – Моей матери, Ефросинье Ильиничне Дудицкой, в годы моего детства было не до искусств. Отец ушёл из семьи, оставив на её руках нас, троих детей – Виктора, моего старшего брата, меня и нашу младшую сестру Людмилу. Мать всю жизнь проработала на Борзинском мясокомбинате. За добросовестный и долголетний труд была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Мой старший брат Виктор, а у нас была разница в возрасте на четыре года, очень хорошо лепил из всех подручных материалов – глины, пластилина. Вот возьмём, к примеру, обычную черно-белую фотографию с портретом человека, так вот, брату ничего не стоило тут же вылепить лицо, изображенное на фотографии, из пластилина. Причём сходство с фотографией было полное, точь-в-точь. Я тоже в своё время увлекался лепкой и позднее достиг того же мастерства, что было присуще моему старшему брату. Вот только работать предпочитаю с оконной замазкой, она намного эластичней.

А рисованием увлёкся рано, в тринадцать лет, заинтересовался также резьбой по дереву, лепкой. А позднее, увидев у своего друга нарисованные масляными красками картины, тоже стал писать маслом.

В те, советские, годы очень трудно было достать масляные краски. Бывало, поедем с командой на спортивные состязания в Читу – забегу в магазин, а там – два или три вида краски: оранжевая, фиолетовая и всё. Приходилось изворачиваться, и, как говорится, всеми правдами и неправдами искать краски.

Рисую на пресс-картоне, холсте. На холсте, разумеется, писать гораздо удобнее, к тому же перед работой на тканевую основу наносится грунтовка. На пресс-картон тоже наносится грунтовка, но это уже не то. В отличие от холста, картина, написанная на пресс-картоне, теряет свою яркость.Слушая Александра Яковлевича, вспоминаю его рисунок, который был сделан простым карандашом на альбомном листе во время археологических раскопок. И интересуюсь, что же подтолкнуло его нарисовать не полную картину раскопок, а только отдельные фрагменты?

– Люблю разнообразие в работе, – признался Александр Яковлевич, – если бы я нарисовал сидящего на бугре Михаила Трофимовича, а на заднем фоне – скалистые сопки, то, наверное, подобная работа недолго задержалась бы в сознании людей. А так рисунок уже привлекает к себе внимание, остается в памяти. Демонстрируя картины, Александр Яковлевич показывает портрет молодого усатого мужчины. Рисунок сделан простым карандашом, но так качественно, как будто передо мной находится черно-белая фотография.

– Это я в молодости, после прохождения службы в рядах Советской армии, – улыбаясь, признается Александр Яковлевич. Через минуту художник демонстрирует ещё один портрет, написанный маслом. Глянув на картину, тут же узнаю Александра Яковлевича, играющего на аккордеоне. На заднем фоне – черно-белый набросок портрета молодой девушки и цветной портрет сидящего в кресле и играющего с газетой ребенка.

– Рисовал с помощью зеркала, – пояснил Александр Яковлевич, – садился перед зеркалом и рисовал. С практической точки зрения, мне стоило изобразить за моей спиной то, что там в тот момент находилось, к примеру, мебель или настенный ковер. Но это скучно, вот поэтому я включаю фантазию и рисую то, что мне захочется, так картина получается ярче, интереснее. Помимо портретов, Александр Яковлевич занимается копированием уже известных в мире изобразительного искусства шедевров. Так, к примеру, в его коллекции появились копии полотен "Подвиг киевлянина" и знаменитая "Мона Лиза".

– Среди художников считается дурным тоном копировать чужие картины, – признался Александр Яковлевич, – а я считаю иначе. Во-первых, создать копию с картины, принадлежащей кисти знаменитого художника, сможет не каждый. Во-вторых, все ставшие позднее знаменитыми художники начинали свой путь с копирования, так как это помогает осознать, прочувствовать технологию рисунка. Я, когда копировал "Джоконду" старался понять мысли великого Леонардо да Винчи. Ну, не мог он просто так рисовать портрет Лизы Герардини, жены флорентийского торговца! Что-то же он скрыл в её таинственной и загадочной улыбке? Позднее стал покупать журналы "Русский музей", "Эрмитаж" и, что самое интересное, после копирования картины обнаружил, что иногда копии получаются лучше оригинала. Прежде всего это яркость красок, и опять же, можно к полотну добавить свежие детали. По-моему, добавить что-нибудь своё к копии картины – это просто необходимо.

Поэтому считаю нужным дать совет всем начинающим художникам: не увлекаться детальным копированием полотен известных мастеров. Когда вы поставите перед собой цель написать картину, близкую к оригиналу, то со временем у вас пропадет фантазия, а это пагубно отразится на вашем дальнейшем творческом развитии.

Постепенно наш разговор уходит в сторону, и мы затрагиваем творчество художников, чьи работы входят в число мировых шедевров. К примеру, мне нравится творчество Б.М. Кустодиева, а также картины современных художников, работающих в жанре фэнтези. В наше время, благодаря современным технологиям, картины, в основе которых использование мифических существ, можно без особого труда найти в сети Интернет. Вот и Александр Яковлевич, привлеченный жанром фэнтези, сделал копию картины, где демоническое существо, раскинув в стороны упругие крылья, прижимает к себе мускулистыми, темными от загара руками обнаженное женское тело. Как рассказал автор, работа вызвала массу отрицательных откликов в среде городских художников, которые впоследствии пришли к выводу, что созданная Александром Яковлевичем копия является ни чем иным, как компьютерной графикой.

– Так и заявили, что это компьютерная графика, – улыбнулся Александр Яковлевич. – Но меня это нисколько не расстроило, наоборот, даже порадовало. У меня нет художественного образования, я – художник-самоучка. И если мою работу признали компьютерной графикой, то это уже говорит о многом, по крайней мере, о моей профессиональности.

Автор: Иван ПОРТНЯГИН.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 688

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика