Душой русской глубинки во все времена считались гармонисты. Тот, кто на этой гармони играет, всегда был в почете у односельчан. Вот и Юрий Васильевич Колганов из Коннова не только самый что ни на есть уважаемый в своем населенном пункте человек, а без преувеличения первый парень на деревне. Ну, собственно, не парень уже – мужчина, который четверых детей с супругой воспитал, внуков дождался. Однако как развернет меха своей двухрядной тульской подружки да запоет под нее частушки или страдания, то ни дать ни взять – разудалый бравый молодец, столько юношеского задора появляется в глазах гармониста.
Когда сотрудники газеты приехали в Конново и стали спрашивать, где дом Юрия Васильевича Колганова, местные жители одобрительно закивали, что давно бы нужно о нем написать. "Это человек, который дарит нам, сельским труженикам, праздник, радует своим музыкальным талантом", – высказались конновцы.
На всех местных торжествах Юрий Васильевич – главный, самый желанный гость. С непременным своим хитом "Калина красная". Если самодеятельный артист ненароком забывает на концерте или свадьбе исполнить эту песню, то ему напоминают. И деревенский музыкант обязательно поет.
До глубины души трогает земляков выступление человека с большими природными дарованиями. В руках Юрия
Васильевича умело звучит не только гармошка. Он владеет балалайкой, гитарой, баяном, причем освоил все эти инструменты, не имея музыкального образования. Ноты выучил уже в зрелом возрасте, чтобы, так сказать, совершенствовать свое мастерство. А до этого, абсолютно не зная нотной грамоты, подбирал мелодии на слух.
– Рад бы назвать учителя, да… не было его у меня, – рассказывает Юрий Васильевич. – Самоучка я. Отец был гармонистом, только некогда ему было давать мне уроки, в колхозе трудился от зари до зари. Вот я и не ждал, когда мне покажут, как заставить инструмент заиграть, перебирал кнопки ладов и басов, пока не понял их расположение и звучание.
В девять лет в своей родной деревне тяготеющий к музыке мальчуган уже уверенно растягивал меха отцовской двухрядки на торжествах односельчан. Его сверстники мечтали о велосипедах и приемниках, а он выпросил у родителей новую гармонь. Как-то, разучив под собственный аккомпанемент "Песню о Ленине", исполнил ее на школьном празднике. Учителя, услышав выступление второклассника, были удивлены его безукоризненно чистым и звонким альтом. Так выяснилось, что природа в полной мере наградила мальчугана из глубинки музыкальными способностями, даровав и абсолютный слух, и прекрасный голос.
С тех пор деревенский паренек стал активным участником смотров и конкурсов художественной самодеятельности. Он представлял свою малую родину на районных, зональных и областных соревнованиях детского творчества. Не распрощался с концертной деятельностью и в техникуме, куда поступил после окончания школы. Получая профессию агронома в рабочем поселке Ардатове, Юрий Колганов играл и пел на студенческих вечерах, защищал честь учебного заведения на выездных конкурсах. Особенно памятен ему смотр техникумов России, проходивший в городе Пензе. Конновский самородок, голос которого со временем зазвучал прекрасным баритоном, тогда солировал в хоре из 120 человек, и ардатовцы стали победителями.
Трудовую деятельность после получения диплома агронома Юрий Васильевич начал там же, где учился, – в Ардатове. Но только год проработал по специальности. Слушая его то на одном, то на другом культурном мероприятии (самодеятельным творчеством любитель музыки по-прежнему активно занимался), председатель колхоза в итоге сказал: "Нельзя тебе оставаться в хозяйстве. Брось это дело и переходи в искусство". Он же походатайствовал в райкоме о назначении своего агронома на должность по призванию. Вскоре Ю.В.Колганов стал директором Дома культуры в селе Надежине. Однако навсегда с колхозом не распрощался. В горячую посевную пору или уборочную страду садился на трактор, на грузовую машину, на комбайн и помогал труженикам полей растить хлеб.
Холостым первый парень на деревне долго не оставался. В двадцать лет женился, пошли дети. Мария Алексеевна стала его верной спутницей на всю жизнь. Как ниточка за иголочкой тянулась она за мужем. И самодеятельным творчеством глядя на супруга увлеклась. Вместе с ним выходила на сцену с песнями да частушками.
Но все же судьбой было уготовано возвращение выходца из Коннова на свою малую родину. В Надежине не было детского сада, а ребятишек у Колгановых народилось четверо. То с матерью отправлялись они на работу в бухгалтерию сельсовета, то их брал с собой отец, где в Доме культуры вместо игрушек они забавлялись балалайками, дудочками, ложками и трещотками, участвовали в сценках (кстати, эта атмосфера репетиций, сценические декорации и костюмы троих сыновей и дочку также навсегда связали с культурной жизнью). Семья переехала в свой район, в родную деревню.
Тогда, в советскую пору семидесятых, всех тружеников колхоза обеспечивали собственным жильем. Построить дом пообещали и Колгановым, если они пойдут работать в хозяйство. Супруги согласились – большой семье у родителей было тесно, а мыкаться по частным квартирам не хотелось. Юрий Васильевич встал на колхозный погрузчик, с которого весной пересаживался на сеялку, а осенью – на комбайн. Мария Алексеевна пошла на ферму телятницей. А после работы взрослые с детьми спешили в сельский клуб, в самодеятельность. Гармониста прямо-таки окружали местные певуньи, которым он играл частушки, плясовые, страдания…
Так, вот уже 60 лет, и идет конновский самородок по жизни со своей музыкальной подружкой. С колхозом, построившим для его семьи дом, Ю.В.Колганов распрощался только после распада хозяйства. Теперь вот работает оператором школьной газовой котельной. И если выкраиваются у них с супругой свободные минутки, торопятся в клубную самодеятельность. Они активные участники всех культурных мероприятий не только в своем Коннове, но и в соседнем Онучине, где Юрий Васильевич аккомпанирует женской вокальной группе, а Мария Алексеевна в ней поет. Не отказывается гармонист и порадовать земляков своим талантом на их семейных торжествах. Причем, никогда за это денег не берет. Нельзя, говорит, продавать то, что тебе Богом дано.
Властно берут всех в плен переливчатые звуки его кнопочной двухрядки. Никто не остается безучастным к молодчеству, ухарству и огню переборов. Юрий Васильевич столько энергии затрачивает при игре, что пот градом льет, а рубашку можно просто выжимать. Выкладывается, как говорится, "по полной".
– Меня бы не стали слушать, если бы я всецело не отдавался инструменту, владея им без души, без сердца, – поделился музыкант секретом своего мастерства. – Страстная игра на гармошке дает слушателю эмоциональную подпитку, мощную энергию.
А сам гармонист, одаренный природой, эту самую подпитку у природы и берет. Любят они
с женой побродить по лесу, любуясь его истинной красотой.
– Я все то, что растрачиваю во время выступлений, восполняю в лесу, – говорит Юрий Васильевич. – Посмотрю на березки, вдохну их аромат и непременно ощущаю творческий подъем.
Знакомая картина. Сразу вспоминается шукшинский Егор Прокудин из фильма "Калина Красная", который обнимался с березками и говорил им ласковые слова. Видимо, природа действительно помогает тем, кто не очерствел к ней душой, кто ценит и чувствует ее целительную силу.
Наверное, если бы Ю.В. Колганов не был самоучкой, а получил музыкальное образование, его ожидало бы большое будущее. Все задатки к этому у конновского самородка есть. Однако данный Богом дар не оказался зарытым в землю.
Самодеятельный артист играет и поет для земляков.
Порадовал Юрий Васильевич своим творчеством и сотрудников газеты. Исполнил неизменный хит "Калина красная", а затем развернул меха гармоники для плясовых и частушек, пленяя молодчеством, ухарством и огнем переборов. Его трогательные куплеты и душевная музыка шли от самого сердца. Сердца человека, щедро одаренного матушкой-природой и неустанно дарящего свой талант всем вокруг.
Ирина ЛИСЕНКОВА
Фото автора