Учитель музыки – замечательная профессия. Она ведет детей в мир прекрасного, дает им возможность прикоснуться и почувствовать удивительную гармонию звуков. Но идти в эту профессию нужно долгим и тернистым путем. Причем начаться он должен с самого детства. Ступеньку за ступенькой, каждая из которых – огромный труд, усердие и терпение, необходимо преодолевать на протяжении как минимум девяти лет. Пять или семь лет, в зависимости от специализации, требует начальное образование в музыкальной школе и четыре года – среднее профессиональное в колледже. А если у человека есть желание и способности для учебы в ВУЗе – консерватории или институте культуры – то это плюс еще пять лет.
Такой вот длительный и сложный путь к мечте о музыке. Выбирают его немногие, поэтому с удовольствием расскажем о человеке не только прошедшем все ступеньки мастерства великого искусства, а обладающем исключительным талантом и огромным творческим потенциалом.
Ольга Валентиновна Круглик, сколько себя помнит, всегда была связана с музыкой. Яркие картинки из детства приятно волнуют душу на протяжении всех лет: мама (педагог по образованию) играет на мандолине, и по комнате льется ее ласковый и красивый голос. Ольга с двумя братьями, окруженные богатой аурой звуков, впитывали ее многообразие во всех тонах и красках. Папа, несмотря на серьезную профессию инженера, тоже очень любил музыку. Вообще в этой семье, живущей тогда в городе Ровно на Украине, было особое отношение к искусству. Родители водили детей на оперы, классические концерты, даже в Москву их возили в Большой театр, Третьяковскую галерею. И, конечно же, только приветствовали желание сыновей и дочки осваивать музыкальные инструменты. Старший брат Ольги заинтересовался гитарой, среднего привлекла виолончель, а она стала учиться игре на скрипке.
Преподаватели обнаружили у девочки очень хороший слух. Способности у маленького дарования были и к инструментальному мастерству, и к вокальному пению. Про таких, как она, талантливых детей говорят, что Бог поцеловал их в самую макушку. Так что педагоги развивали в ученице все ее задатки. К ежедневным усердным занятиям она относилась ответственно. Не капризничала, если за разучиванием пьес приходилось проводить часы напролет.
Бесспорно, на серьезность занятий повлиял и пример братьев. Старший проявил себя как бард. Средний как отличный виолончелист после училища был принят в консерваторию по классу контрабаса. Юная скрипачка тоже мечтала в совершенстве овладеть музыкальным мастерством. Если кому-то из учеников разбор пьесы или чтение с листа казалось делом скучным, то для нее эти уроки были очень интересными. Как же девочка радовалась сборникам нот, которые родители заказывали по почте (в магазине их тогда было не купить). И очень переживала, когда после Чернобыльской катастрофы пришлось расстаться с этой музыкальной школой. Город Ровно находился всего в трехстах километрах от места страшной аварии. Семья, в которой воспитывалась Ольга, как и многие проживающие в зоне бедствия, вынуждена была переехать в другую местность. Переселились в Крым, и там девочка продолжила свой путь к мечте.
По завершении курса начального музыкального образования она поступила в Новороссийское училище по классу скрипки. Студенческие годы тоже оставили очень яркие впечатления. В музучилище скрипачка играла в камерном оркестре, который часто выступал с концертами. Однажды их даже записывали на телевидение, и она увидела себя в передаче Новороссийского канала. А еще с удовольствием пела в хоре, также выходя в его составе на большую сцену и принимая участие в различных конкурсах. Именно тогда зажглась еще одной мечтой – расширить поле музыкальной деятельности, получив вторую специальность.
После окончания музучилища путь к вершине мастерства продолжился в институте культуры города Николаева на факультете народного художественного творчества. Студентка отделения хорового дирижирования со второго курса стала совмещать учебу с работой – вела в школе уроки музыки. Стипендия была меленькой, а родители помочь дочери материально не могли – в Крыму тогда была очень тяжелая обстановка, зарплату не выдавали месяцами. А затем Ольга в числе еще нескольких способных студентов получила приглашение петь в хоре Кафедрального Собора. Оплачивалось это, по сути, символически, но вел регент очень талантливый дирижер – выпускник Одесской консерватории, у которого многому можно было поучиться.
Она пришла к своей мечте. После получения диплома стала работать хормейстером капеллы бандуристов во Дворце творчества, открывая ученикам мир прекрасного. Прививала любовь к музыке и своим детям. Они с мужем, также, как когда-то ее родители, водили сына и дочек на классические концерты, в театр. Но с городом Николаевом из-за накалявшейся там политической обстановки пришлось распрощаться. На Украине в школах стали вводиться программы преподавания на своем национальном языке, к русской культуре отношение тоже изменилось. Родственники помогли переехать семье Круглик в Дивеевский район.
Какое-то время Ольга Валентиновна была музыкальным руководителем в детском саду села Елизарьева, затем вела кружок по вокалу в районном Доме культуры. Но хотелось полностью реализовать свой творческий потенциал. Это она смогла сделать в Дивеевской музыкальной школе, куда пришла четыре года назад. Она очень рада, что влилась в настоящий коллектив профессионалов. И став преподавателем по классу хорового дирижирования, также начала вести детей к успехам. За недолгое время работы с хором и солистами у ее воспитанников уже есть победы, и довольно значимые – на международных конкурсах "Волга в сердце впадает мое", "Новые вершины". Она продолжает искать в маленькой сельской школе новые дарования, каждую ноту, каждый звук оттачивая до идеала.
Ей очень нравится учить детей искусству владения голосом. К каждому воспитаннику у Ольги Валентиновны особый, творческий подход. Она старается именно заинтересовать ребят, а не просто провести урок. И главным стимулом работы считает отдачу. Ее ученики любят петь, умеют слышать и чувствовать прекрасный и безграничный мир нот и звуков. И уже одна из солисток решила выбрать музыку делом жизни. Сейчас педагог первой квалификационной категории готовит ее к поступлению в музучилище. Применяя все свое мастерство, О.В.Круглик также помогает юному дарованию идти к заветной мечте. Идти к профессии, которую сама считает самой лучшей на земле.
В завершение хотелось бы процитировать слова великого композитора Дмитрия Кабалевского: "Нельзя вызвать в детях любовь к тому, что сам не любишь, увлечь их тем, чем сам не увлечен". Ольга Валентиновна открывает своим воспитанникам многогранный мир музыки, сама не представляя жизни вне его. И получает истинное удовлетворение от того, что учит ребятишек этому высокому искусству.
Ирина ЛИСЕНКОВА
Фото автора