Судьбы людские… Все они разные, и каждая индивидуальна. Порой общаешься с человеком всю жизнь, кажется, что знаешь его как прочитанную книгу, а в самый ответственный момент он может открыться совершенно с неожиданной стороны. А иногда в совсем незнакомом человеке можно обнаружить родственную душу.
Александру Ивановну Макарову знает не одно поколение сатисцев не только как человека порядочного и очень скромного, но и как прекрасного педагога. Ведь это во многом благодаря ее кропотливому труду из непосед и озорников выросли достойные люди. А скольким она привила любовь к царице наук – математике. Многие ее ученики пошли по стопам любимого учителя и тоже стали преподавать математику в городах и селах нашей необъятной Родины. Я с Александрой Ивановной была знакома заочно: лишь по рассказам мамы и тети. В их воспоминаниях она, будучи совсем молоденькой, пришла работать в Большечереватовскую среднюю школу и была чуть старше своих воспитанников, но молодая учительница покорила их своим тактом и добротой. Ее копировали, ей подражали. Детей не обманешь, они чувствуют любовь и искренность, поэтому и тянутся к людям с большим сердцем. Теплые воспоминания об учительнице сохранились на всю жизнь.
А я впервые встретилась с Александрой Ивановной совсем недавно, когда хотела написать о человеке, прошедшем с достоинством трудовой путь, общественнике, заслужившем уважение людей, комсомольце, побывавшем по велению сердца на целине.
Александра Ивановна встретила нас радушно на пороге своей квартиры и приветливо пригласила пройти. С первых же минут мне настолько было комфортно находиться рядом с ней, что казалось, будто мы знакомы уже сто лет, только вот не виделись давно, и нам многое хотелось друг другу рассказать. Гостеприимная хозяйка усадила меня в кресло, а сама, стоя, словно объясняя новую тему, поведала историю своей непростой жизни. Я чувствовала себя ее ученицей, с интересом следила за каждым словом учителя. И, несмотря на то, что уже и волосы давно поседели, и ноги болят, и руки порой не слушаются, да и недуги одолевают, в ней по-прежнему чувствуется учительский такт и комсомольская закалка. Речь педагога правильная, неторопливая, а глаза добрые-добрые.
Родилась Александра Ивановна еще до войны, в далеком 1937 году в Суворове. Однако родиной своей это село не считает. Ведь уже через год семья переехала на постоянное место жительства в Первомайский район на станцию Берещино. С гордостью рассказывает А.И.Макарова о своей семье:
– Мама – образец женственности и материнства. Ведь родила и воспитала семерых детей, четверо в дальнейшем выбрали педагогическую стезю. Отец – опора большого семейства, человек грамотный, работал в довоенное время в магазине. Трудились много. Жили безбедно. Я в лаптях никогда не ходила.
И вот незваной гостьей война ворвалась в каждую семью, опалила своим огненным дыханием, разрушила мирный уклад жизни. Села и деревни осиротели. Мужчины уходили на фронт, на плечи женщин и детей ложился непосильный труд. Из семьи Трешиных (фамилия героини нашей зарисовки в девичестве) защищать Родину ушли два сына. Отца отправили на Горьковский завод, переоснащенный в военное время на выпуск оружия. Пятеро сестер остались с матерью без мужской поддержки. Приходилось непросто. Женщины ходили на станцию разгружать кукурузу из вагонов товарных поездов. Желтенькие маленькие зернышки не дали умереть с голода. Во время работы набивались они в сапоги, попадали за ворот одежды. А придя домой, каждое зернышко собирали и варили кукурузную кашу или пекли лепешки. "И ничего вкуснее их не было! Даже порой берегли эти кукурузные зерна, чтобы приготовить хлеб для отца. Маме несколько раз удавалось съездить к нему на завод в Горький. И вот эти ароматные лепешки везла ему", – рассказывает Александра Ивановна. Все тяготы преодолели, выжили в это страшное время. Братья А.И.Макаровой, воевавшие с первого дня, дошли до Берлина. Встретили там Великую Победу. Несмотря на трудности, в семье у детей всегда было сильное желание получить образование.
Шура Трешина до четвертого класса бегала в Берещинскую школу. Многие дальше учиться не стали, ведь надо было ходить в Первомайск. А Саше учиться нравилось, да и родители поддерживали это желание, так что школу не бросила. В 5 и 6 классах она занималась в Первомайске, а потом 7 класс открыли в родном Берещине, и девушка с отличием закончила семилетку на своей малой родине. Александре не только хотелось учиться, но и учить других, поэтому пришлось покинуть родной дом и поступить в Дивеевское педагогическое училище.
До сих пор Александра Ивановна с благодарностью вспоминает строгого, но справедливого педагога Надежду Георгиевну Софейкину. Она не только преподавала дисциплины, но и учила будущих педагогов как держать себя во время урока, как входить в класс, как и что говорить детям. Четыре года пролетели быстро. Получив диплом с одними пятерками, пытливая девушка на достигнутом не остановилась. Без экзаменов ее приняли на физико-математический факультет Арзамасского педагогического института. Шура была очень старательной студенткой. Вспоминает, как приходилось корпеть над учебниками, порой не спать ночами, учить конспекты, решать задачи.
И, тем не менее, студенческие годы запомнились на всю жизнь. Ведь именно в это время им, молодым, энергичным, полным задора и энтузиазма, предложили поехать на целину. Активистка, комсомолка А.И.Трешина откликнулась на призыв, как и еще 20 юношей и девушек из педагогического института. Успешно сдав летнюю сессию, получив заветную путевку, студенты едут на освоение целинных земель Казахстана.
С Арзамасского железнодорожного вокзала объявили отправление. Душевный подъем царил в каждом отъезжающем и провожающем. Молодых людей переполняло чувство долга и ответственности. Ведь впереди – романтика, возможность показать себя в новом деле, помочь своей стране. Ехали в товарном вагоне в манящую неизвестность, но не пугали ни тяжелые бытовые условия, ни отрыв от "цивилизации".
Поезд мчал в далекие казахские степи. Стук его колес отзывался волнением в горячих сердцах молодых людей. Словно напоминал о том, что именно им предоставлен шанс помочь своему народу, участвовать в освоении земли, не тронутой человеком. Приходилось делать в пути остановки, чтобы пропустить встречные поезда. Но вот заветная станция…
До места назначения – Балкашинского района – ехали на грузовых машинах. Разместились в помещениях, конечно, не совсем приспособленных под общежитие. Но все всех устраивало. Каждой бригаде определено было задание.
К тому времени созрел хлеб, поэтому юношей взяли убирать пшеницу. Они работали на комбайнах от зари до зари. Словно степные корабли плыли огромные агрегаты по золотому полю. Стояли шум, грохот, пыль столбом, машины одна за другой подъезжали к комбайнам, чтобы успеть загрузить зерно, которое лилось нескончаемым потоком из комбайна.
Девушек ждала другая работа: помогать в строительстве скотных дворов. Срубы уже стояли, нужно было крыть крышу. И вот тринадцать юных комсомолок ответственно выполняли поставленную задачу. Материал для покрытия делали из соломы, песка и органического удобрения. В бригаде девушки были из города, только Александра Трешина – сельская жительница. Руки ее с детства привыкли к крестьянскому труду, поэтому забираться наверх и мастерить крышу пришлось ей. А в помощницы определилась еще одна Александра – Рыбина – из Арзамаса. Вот и звали их две Шуры – маленькая и большая. Остальные носили песок, грузили его совковыми лопатами на машины, готовили материал. Возили воду на быках. Работа очень тяжелая, но молодость не знала усталости. Трудились с утра до вечера.
Навсегда запомнила Александра Ивановна запах хлеба. Его пекли неподалеку, и был он настолько вкусным и ароматным, что мягкие свежие буханочки моментально съедались, а запах плыл по всей окрестности. А после ужина устраивали танцы. Комсомольцы не только работали, но и веселились от души.
Запомнила Александра Ивановна, как пришлось их отряду тушить пожар:
– Помогали порой и местным жителям. До ближайшего населенного пункта был километр. И вот однажды мы увидели черный дым, который валил коромыслом. Горел дом. Конечно, долго раздумывать времени не было. Комсомольцы бросились тушить пожар, спасать имущество. К сожалению, дом отстоять не удалось. Но мы не дали огню перекинуться на другие строения. Жильцы благодарили нас за оказанную помощь.
Время на целине пролетело незаметно. Пришла пора прощаться с широкой и вольной казахской степью. Это сейчас слово "целина" поколению младше 30 лет практически ничего не говорит. А в 1950-е годы у молодежи оно вызывало чувство патриотического подъема и энтузиазма, наверное, не меньшее, чем слово "космос".
Окинула Шура на прощание взором построенные скотные дворы, убранные пшеничные поля, а им ни конца ни края нет. Здесь необъятный простор для созидающей деятельности. И сколько трудов и доблести показала рабочая молодежь, выполняя задания по освоению нетронутых земель, строительству животноводческих помещений.
Александра Ивановна за самоотверженный труд была отмечена медалью "За освоение целинных земель". А.И.Макарова хранит эту дорогую сердцу награду до сих пор.
Годы учебы пролетели быстро. В 1961-м, после окончания Арзамасского педагогического института, Александра Ивановна Трешина пришла работать учителем математики в Большечереватовскую среднюю школу. С того момента минуло немало времени, но педагог помнит своих первых воспитанников. Перечисляет, едва сдерживая слезы от нахлынувших воспоминаний: "С Зиной Рожковой и Галей Сергачевой изъездили чуть ли не весь район. Они хорошо пели, поэтому мы участвовали в самодеятельности. Помню Нину Кузнецову из Маевки. Очень скромная девушка. Петя Захаров, Ваня Кудряшов, Зина Левкина, Зина Кузнецова... Это все мои ребята. И все добрые, отзывчивые. Как будто вчера все было".
Через год на привлекательную девушку обратил внимание молодой учитель-комсомолец Юрий Александрович Макаров.
Школа соединила две судьбы в одну. Образовалась семья. У счастливых молодоженов вскоре появились сыновья-погодки Александр и Олег. В доме Макаровых зазвенели детские голоса, малыши стали большим счастьем для родителей.
Пять лет работы в Череватовской средней, потом четыре года в Конновской школе, один год в районном отделе народного образования и 24 года неустанного труда в Сатисской средней школе. За это врепмя Александра Ивановна Макарова воспитала и выучила, дала путевку в жизнь нескольким поколениям. Ее ученики помнят своего доброго учителя. Ведь она вложила в них много знаний, переживала за их неудачи, радовалась успехам.
А.И.Макарова – отличник народного образования, учитель-методист, педагог высшей квалификационной категории, активная комсомолка. Относится к поколению патриотов и романтиков, людей, способных по первому зову Родины ехать с насиженных мест и поднимать целину, осваивать необжитые пространства, строить заводы и
фабрики…
Вот только о ее достоинствах и заслугах мы узнали не от Александры Ивановны. Скромная женщина не любит говорить о себе и слезно просила не писать, но промолчать и не рассказать о таком достойном человеке с интересной судьбой мы просто не могли.
Юлия КУЗНЕЦОВА
Фото автора