С целью воспитания у школьников экологической грамотности и гражданской ответственности за окружающую среду ежегодно в образовательных учреждениях проводится учебно-исследовательская конференция "Мир вокруг нас". На этот раз в районном этапе приняли участие восемь школ: Дивеевская, Сатисская, Глуховская средние и Ичаловская, Елизарьевская, Суворовская, Большечереватовская, Кременковская основные. На конкурс представлено 11 работ. И с ними ребята познакомили жюри и своих сверстников в актовом зале Дивеевской средней школы, где была организована презентация подготовленных учебно-исследовательских проектов.
По положению участники делились на две возрастные группы: юные экологи 5-6 классов и 7-8 классов. Выполнить работы можно было по двум номинациям: школьникам предлагалось реализовать свои задумки в учебно-исследовательской или проектной деятельности. Соответственно, победители определялись в каждой возрастной группе и номинации. Оценивала представленные на конференцию материалы конкурсная комиссия в составе руководителя районного методического объединения учителей биологии Ю.С.Лебедевой, специалиста управления образования Ю.С.Поляковой и преподавателя биологии Суворовской ООШ Ю.В.Масловой.
Все без исключения темы, по которым дети провели работу, отражали экологические проблемы мира вокруг нас. А главное, в исследовательских проектах школьники рассказали о конкретных делах по улучшению состояния природы и сохранению ее богатств, сбережению флоры и фауны.
Так, о редких и исчезающих видах растений и животных, встречающихся на территории Нижегородской области и Дивеевского района, захотелось узнать учащимся Елизарьевской ООШ Екатерине Лобановой и Олесе Федотовой (руководитель Е.А.Масленникова), создавшим проект "По страницам Красной книги". Эта тема также заинтересовала пятиклассницу Суворовской ООШ Елену Наумову (руководитель Ю.С.Маслова), подготовившую исследовательскую работу "Знать, чтобы сохранить", и восьмиклассницу Глуховской СОШ Елизавету Рубовскую (руководитель А.А.Полыгалин), представившую проект "Редкие виды растений и животных Нижегородской области". С целью привлечения внимания к проблеме сбережения флоры и фауны ребята выяснили, что в нашей местности 4 вида редких растений и 10 разновидностей исчезающих животных, среди которых по два вида насекомых и рептилий и 6 – птиц. Юные исследователи поделились собранным материалом с друзьями, одноклассниками, односельчанами, разместили информацию в сети интернет, чтобы как можно больше жителей района узнали о занесенных в Красную книгу видах и сохраняли редкие растения и животных.
Подробнее изучить мир птиц нашей области решила ученица Глуховской СОШ Мария Проворова (руководитель Л.Н.Емельянова). Проводя наблюдение за образом жизни и поведением пернатых, она сделала вывод, что зимуют в Нижегородском регионе только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы. Школьница призвала помогать птахам в период холодов, делать для них кормушки и регулярно подсыпать туда корм.
А вот пятиклассник Ичаловской ООШ Михаил Мочкаев (руководитель Н.Н.Козлова) свою исследовательскую работу посвятил домашнему питомцу. Школьник, изучив различную литературу о пресмыкающихся с костным панцирем, узнал, что его черепаха – самка, возраст которой – 4 года. А наблюдения за забавным существом по кличке Нюша дали понять, что рептилия любит полакомиться твердыми сортами сыра, колбасой, свежей и соленой сельдью, рыбными консервами. Благодаря этому исследованию мальчик научился правильно ухаживать за своим питомцем, ведь при соблюдении необходимых для содержания черепахи правил она может прожить в домашних условиях до 50 лет.
Наблюдение за срезанными в январе веточками трех разных деревьев провел учащийся Сатисской СОШ Артем Гилазутдинов (руководитель Ю.А.Буланкина). Его работа называлась "Зимние почки". Пятиклассник на протяжении двух недель следил за процессом пробуждения поставленных в воду побегов, изучал индивидуальные особенности каждого вида растений. В своем проекте Артем рассказал, что раньше всех на его подоконнике раскрылась верба, затем – ива, а больший период для развития цветочных почек потребовался сирени. Исследование привело мальчика к выводу: если создать растению условия, то оно распустится и в несвойственное для этого время. Однако не будет таким красивым и пахучим, как в пору естественного цветения. Поэтому лучше все делать так, как заложено природой. Подобное исследование заинтересовало и дивеевских школьников. Шестиклассники Илья Паршин и Виктор Закордонец (руководитель Ю.С.Лебедева) тоже решили вывести растение из состояния покоя, занявшись зимней выгонкой сирени. Создав оптимальные условия веточкам (регулярное подрезание стебельков, подкормка удобрением, смена воды и опрыскивание), они добились цветения кустарников в феврале. Ребята смогли соблюсти все тонкости агротехнического приема и средь зимы порадовали одноклассников нежно-лиловым майским букетом.
Тема охраны окружающей среды привлекла ученицу Большечереватовской ООШ Елизавету Вишнякову (руководитель Ю.С.Полякова), подготовившую проект "Чистое село – чистая планета", и школьницу Кременковской ООШ Ирину Калинину (руководитель Ю.А.Абронина), озадачившуюся вопросом: "Есть ли альтернатива полиэтиленовым пакетам". Юные защитники природы проанализировали влияние отходов на экологию и разработали ряд мероприятий по улучшению ситуации. Это акции "Вторая жизнь ненужных вещей", "Зеленый патруль", "Чисто там, где не мусорят". Призвали и к тому, чтобы свести до минимума использование полиэтиленовых пакетов, разложение которых может длиться сотни лет. В качестве альтернативы целлофану Ирина Калинина предложила сумку из ткани, эскиз которой сама разработала и представила на конференции.
Исследовательскую работу "Влияние зубной пасты на прочность зубов" провела восьмиклассница Сатисской СОШ Дарья Пантелеева (руководитель Ю.А.Буланкина). Путем эксперимента с куриным яйцом, твердая оболочка которого по химическому составу совпадает с костной тканью, и несколькими видами зубной пасты, нанесенной на скорлупу, школьница установила, что содержащее фтор гигиеническое средство оказывает большее влияние на прочность зубов. Так что от выбора пасты во многом зависит состояние полости рта.
Самой определить качество магазинного молока захотелось ученице Большечереватовской ООШ Ольге Кудряшовой (руководитель Ю.С.Полякова). В ходе своего исследования восьмиклассница выяснила, что этот незаменимый для человека продукт впервые на Земле стали употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры народы Среднего Востока. Секреторная жидкость, вырабатываемая молочными железами млекопитающих сельскохозяйственных животных, содержит свыше ста ценнейших компонентов. В составе продукта все необходимые для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Проверка школьницей органолептических и других свойств молока, приобретенного в магазине, привела к заключению, что все взятые для исследования образцы торговых марок являются качественными, без примесей, но один из объектов был разбавлен водой. Ученица отметила молоко тех производителей, которое по результатам ее анализа является хорошо сбалансированным.
После презентаций ребятами своих проектов жюри определило следующих победителей. В возрастной группе 5-6 класс за учебно-исследовательскую работу первое место не присуждалось, второе занял Михаил Мочкаев (Ичаловская ООШ), третье – Артем Гилазутдинов (Сатисская СОШ). В номинации "Проектные работы" в этой же возрастной группе первое место отдано Илье Паршину и Виктору Закордонцу (Дивеевская СОШ), а также Елене Наумовой (Суворовская ООШ), второе – Екатерине Лобановой, Олесе Федотовой (Елизарьевская ООШ) и Елизавете Вишняковой (Большечереватовская ООШ), третье – Марии Проворовой (Глуховская СОШ). В возрастной группе 7-8 класс победителем стала Ольга Кудряшова (Большечереватовская ООШ), второе место присуждено Ирине Калининой (Кременковская ООШ), третье – Дарье Пантелеевой (Сатисская СОШ) и Елизавете Рубовской (Глуховская СОШ).
Как отметила при награждении школьников Ю.С.Лебедева, руководитель районного методического объединения учителей биологии, ребята в своих исследовательских работах проявили самый живой интерес к народным природосберегающим традициям, что свидетельствует о гражданской ответственности юных жителей района за окружающую среду и развитии интереса к культуре родного края.
Наверняка, воспитание в детях экологической грамотности сделает чище и краше мир вокруг нас. А пока поздравляем учащихся, так радеющих за сбережение природных богатств, качество употребляемых продуктов и улучшение здоровья населения, с успешной презентацией своих проектов на экологической конференции и желаем дальнейшей плодотворной работы по очень актуальным на сегодняшний день темам.
Ирина ЛИСЕНКОВА
Фото автора