В школьных коридорах тихо, в классах идут уроки. И в актовом зале Дивеевской средней при абсолютной тишине особенно проникновенно звучат строки из литературных произведений. Конкурс "Живая классика" в нашем районе является традиционным на протяжении ряда лет. Ребята из разных образовательных учреждений в один из мартовских дней приезжают в школу райцентра, где проходит муниципальный этап общероссийского конкурса, чтобы продемонстрировать свое мастерство художественного слова.
"Живая классика" – масштабный, яркий и уникальный проект по популяризации чтения среди детей. Его главная задача – воспитать у подрастающего поколения любовь к художественной литературе. Также подобные творческие соревнования помогают находить и поддерживать талантливых учеников.
На этот раз показать выразительное чтение прозаических текстов в Дивеевскую среднюю школу прибыли 10 юных любителей литературы. По условиям конкурса, произведения российских или зарубежных писателей, выбранных для декламации, не должны входить в школьную программу. А это говорит о расширении читательского кругозора детей. И, действительно, участники мероприятия просто погрузили всех присутствующих в актовом зале в атмосферу любви к книге.
Безусловно, эти ребята проделали серьезную работу: определились с литературным материалом, выучили текст достаточно большого объема, старались добиться выразительности при его чтении. Но все же каждый из них испытывал волнение при выступлении на сцене. Ведь детям хотелось не просто произвести хорошее впечатление на слушателя, а отличиться своей яркостью, эмоциональностью, индивидуальностью.
И это у них получилось. На конкурсе было видно, что школьники не только научились правильному, выразительному чтению вслух и грамотной речи, но и смогли прочувствовать героев книг внутренне, проникнув в смысловую структуру художественного текста.
Великолепно сумел воспользоваться интонационной палитрой при знакомстве с произведением писателя Е.В.Лазарева "Жених и невеста" учащийся Дивеевской СОШ Алексей Шарков (руководитель Л.В.Циновник). Десятиклассник передал все оттенки авторского отношения к образу от легкой иронии, до язвительной насмешки.
Этот же текст выбрала для декламации Марина Кузьмина из Ивановской СОШ (руководитель В.И.Борискина). И прозвучал веселый рассказ о деревенских жителях уже в иной интерпретации. Но также произвел эмоциональное воздействие на зрителя.
Ярким и запоминающимся стало выступление чтеца из Дивеевской СОШ Андрея Макова (руководитель Е.Ю.Агафонова), представившего рассказ А.П. Чехова "Радость". Школьнику удалось донести до слушателя всю задуманную автором сатиру.
Высокое мастерство художественного слова продемонстрировал ученик Сатисской СОШ Ярослав Пильгун (руководитель Г.М.Пантелеева), цитируя произведение И.С.Тургенева "Милостыня". Восьмиклассник глубоко проник в смысловую структуру прозы и подчеркнул интонацией все психологические особенности героя.
Прекрасные литературные и артистические способности показал Иван Оськин из Дивеевской СОШ (руководитель Т.И.Карпушова). Его декламация веселой и в то же время поучительной истории М.В.Дружининой "Мой приятель – супермен" наверняка вызвала и у других ребят желание познакомиться с насыщенными юмором рассказами российской писательницы.
Конечно же, звучали строки о Великой Отечественной. О том, что довелось пережить детям войны, об израненных суровым лихолетьем судьбах, о стойкости и отваге солдат поведали слушателям в художественных прочтениях Мария Колотвина из Большечереватовской ООШ (руководитель И.Б.Сустаева), представившая рассказ Е.Г.Пономаренко "Леночка", и Серафима Полукарова из Кременковской ООШ (руководитель О.В.Семашкина), выбравшая для декламации рассказ Б.А.Алмазова "Прости меня". Школьницы до глубины души тронули сидящих в зале.
Удачно изобразить внешне и внутренне героев произведений смогли Анастасия Серапионова из Ичаловской ООШ (руководитель Е.В.Федотова) – рассказ А.М.Ревуцкого "Сделанное тобой к тебе же и вернется", Анастасия Тюренкова из Сатисской СОШ (руководитель О.М.Несмелова) – рассказ Н.А.Тэффи "Счастливая", Ангелина Шляхтина из Ивановской СОШ (руководитель Л.А. Зуева) – отрывок из романа Жюля Верна "Пятнадцатилетний капитан".
Оценивая участников конкурса, судейская комиссия учитывала выбор текста (органичность его для исполнителя), глубину понимания смысла прозы и способность донести ее до зрителя (эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие), грамотность речи. Выбор победителей был нелегким. Ведь из десяти чтецов, прекрасно подготовленных филологами, нужно было выбрать трех лучших, которые будут представлять родной район на региональном этапе всероссийского конкурса "Живая классика".
Как отметила председатель жюри – начальник отдела информационно-методического обеспечения управления образования С.И.Фатина, все юные чтецы показали себя мастерами художественного слова. Конкурсная комиссия с удовольствием прослушала выступления ребят и отметила высокий уровень подготовки. Светлана Ивановна выразила благодарность и школьникам, и подготовившим их педагогам, которые не только научили своих учеников выразительному чтению и грамотной речи, а помогли им поверить в себя и раскрыть свои литературные таланты.
Несомненным победителем, по решению жюри, стал десятиклассник Дивеевской средней школы Алексей Шарков. Второе место присуждено Андрею Макову, также из Дивеевской СОШ, третье разделили между собой Мария Колотвина из Большечереватовской ООШ и Ярослав Пильгун из Сатисской СОШ. Всем остальным ребятам были вручены дипломы за участие, ведь и они – большие молодцы. Выучив наизусть огромные тексты, ученики прекрасно донесли прозу классиков до слушателя.
Будем надеяться, что школьники, заинтересовавшись творчеством русских и зарубежных писателей, в дальнейшем будут не только самостоятельно выбирать художественную литературу для чтения, но и рекомендовать ее друзьям и одноклассникам. Ведь эти произведения проверены временем. Их читали родители современных школьников, а некоторые книги – бабушки и дедушки нынешнего юного поколения. Творчество классиков – великое достояние, над которым не властно время. В нем заключается огромный духовный мир. Поэтому с ним нужно знакомиться, учить наизусть, декламировать и передавать из поколения в поколение.
Ирина ЛИСЕНКОВА
Фото автора