Бытующий стереотип, что сельские школы не могут дать качественного образования, не приемлем для учебных учреждений Дивеевского района. В наших глубинках, где за школьными партами в некоторых населенных пунктах сидят всего-то тридцать-сорок детей, педагогическими коллективами не только создаются самые благоприятные условия для образовательного процесса и даются хорошие знания. Учителя вместе с ребятами ведут краеведческую работу, восстанавливают историю сел и генеалогию их жителей. Безусловно, школьники на своей малой родине не вырастут "Иванами, не помнящими родства". Тем более что на дивеевской земле уже на протяжении ряда лет живет прекрасная традиция – проводить по весне районную этноэкологическую конференцию исследовательских работ.
Суворовская основная общеобразовательная школа имеет статус этноэкологического центра Дивеевского района, являясь координационной площадкой для методической и исследовательской деятельности. Здесь регулярно организовываются этноэкологические семинары, конференции, в том числе и ежегодно проходит то мероприятие, о котором мы сегодня расскажем на страницах газеты. Тесное сотрудничество у Суворовской ООШ налажено и с Нижегородским архитектурно-этнографическим музеем-заповедником "Щелоковский хутор". Специалисты этого учреждения культуры – частые гости в сельской школе.
Недавно образовательное учреждение вновь распахнуло свои двери для тех, кому интересна исследовательская работа. Темой районной этноэкологической конференции стала природа и традиционная культура наших давних предков. Ребята из разных сел приехали в Суворово, чтобы поделиться уникальным материалом о быте русской старины. А представители архитектурно-этнографического музея-заповедника "Щелоковский хутор" прибыли в качестве экспертов.
Началась конференция с приветствия принимающей стороны. Директор Суворовской основной школы Е.В.Скотникова отметила, что педагогическому коллективу всегда очень приятно встречать юных краеведов и исследователей, увлеченных изучением материальной и духовной культуры нашего народа. Многие ребята уже не впервые присутствуют на таком мероприятии, что говорит не просто о каком-то мимолетном интересе, а о серьезной деятельности по возрождению истоков. Начальник управления образования Дивеевского района С.А.Коршунов в своем выступлении подчеркнул важность проведения семинаров и конференций этноэкологической направленности, ведь благодаря этому подрастающее поколение прикасается к истории русских традиций, лучше узнает культуру и обычаи своей малой родины. Духовное обогащение учит наших детей ценить историческое наследие и пробуждает в них чувство патриотизма к отчему краю. Слова Сергея Алексеевича продолжила заведующая этнографическим отделом музея ННГУ О.И.Александрова. Как заметила Ольга Ивановна, интерес к познанию своих истоков способствует духовному воспитанию детей. Она выразила благодарность С.А.Коршунову за поддержку такого важного в становлении человеческой личности направления.
Безусловно, выступления ребят со своими исследовательскими проектами дали возможность всем участникам конференции прикоснуться к истокам русской культуры и быта. Даже школьники младшей возрастной группы смогли собрать очень богатый материал и погрузили рассказами о традициях, ремеслах и фольклоре наших давних предков зрительскую аудиторию в глубину веков.
Так, благодаря Ксении Бояршиновой из Глуховской СОШ все перенеслись в бурлившую когда-то веселой жизнью деревню Гавриловку. Этого населенного пункта теперь уже нет на карте Дивеевского района, но его уроженцы помнят свою малую родину и рассказывают потомкам о бытовавших там традициях и промыслах. Именно от них глуховская школьница узнала, что в этой глубинке активно занимались земледелием, было развито кузнечное дело, а некоторые из жителей имели мельницы. Но не устояла маленькая деревня перед напором социальных перемен, в 1984 году прекратила свое существование. Ксения подчеркнула в своем выступлении значимость для страны каждого уголка России и призвала свято хранить память о том местечке, где ты появился на свет.
Познакомиться с историей кузнечного дела в своей округе захотелось учащемуся Ичаловской ООШ Михаилу Мочкаеву. Побеседовав со старожилами, школьник выяснил, что этим ремеслом раньше занимались многие жители. В своих кузнечных мастерских они ковали орудия труда, дверные петли и ключи, гвозди. Используемые для обработки металла наковальню, молот и клещи в Ичалове коротко называли "три руки". И тех, кто умело владел этими "тремя руками", в деревнях очень уважали. Даже выражение у предков было, что "кузнец – всем ремеслам отец". Рассказывая о своей исследовательской работе, пятиклассник сообщил, что настолько заинтересовался этим ремеслом, что сам решил его освоить. Он часто бывает в кузне у двоюродного дяди Виктора Николаевича Мочкаева, живущего в Кременках, и учится мастерству ковки металла.
Изучению самобытной традиционной культуры наших предков посвятила свою работу Суворовская школьница София Наумова. Пообщавшись с жителями села преклонных лет, девочка услышала немало новых интересных сказок, в которых отметила мудрость и поучительность. Безусловно, устное народное творчество русской старины заключает в себе глубокий смысл: оно осуждает человеческие пороки и учит добру.
А учащаяся Суворовской школы Ангелина Сурилова рассказала на конференции о традициях своего народа. Девочка из цыганской семьи не только познакомила с особенностями их национальной кухни, но и поделилась рецептами приготовления самых популярных блюд.
Исследовательские работы школьников старшей возрастной группы также отличались своей содержательностью и уникальностью. Проследить на своей малой родине связь времен и поколений через географические названия решила учащаяся Кременковской ООШ Милана Фильцина. Ей удалось собрать 30 микротопонимов, выяснить их происхождение и составить микротопонимический словарь. Она уверена, что это поможет раскрыть новые страницы в истории родного края.
Тему "Берестяные обереги" выбрала для презентации ичаловская школьница Анна Орлова. И она не только очень интересно рассказала о прикладном творчестве из глубины веков, но и представила сохранившиеся у старейших жителей села изделия из бересты – туеса, погремушки, берегини-очелье, нательные обереги.
О том, что в Суворове свято хранят христианские традиции, поведали юные жители этого села Ангелина Лукьянчикова, Серафима Ерькина и Дарья Бондаренко. Девочки подробно изучили историю Храма Успения пресвятой Богородицы села Суворова и поделились собранным материалом на конференции.
Глуховская школьница Ксения Григоренкова обратилась к обрядовой культуре наших предков. Объектом исследования стали старинные рушники, о которых она многое узнала от старожил. Девочка просто увлекла рассказом об их разновидностях, символике и показала уникальные полотенца, вышитые в далеком прошлом глуховскими мастерицами.
Самобытная традиционная культура заинтересовала юную жительницу Суворова Светлану Мастерову. Она с большим воодушевлением представила свой исследовательский проект, познакомив участников конференции с особенностями производства сундуков в деревне Лихачи. Как выяснила школьница, изготавливались эти незаменимые в старину предметы быта преимущественно из липы, без применения гвоздей. И служили они крестьянам не только для хранения вещей, но являлись основной мебелью, на которой сидели, спали, плели лапти. Сундуки имелись в каждом доме и считались хранителями семейного быта.
Изучить охотничий промысел на своей малой родине захотелось учащемуся Ичаловской школы Александру Чечевичкину. Ему удалось выяснить, что в прошлом это занятие обеспечивало наших предков продуктами питания и дополнительным приработком. А охотились жители ичаловской округи на зайцев, лис, лосей, кабанов, применяя для ловли зверей давки, петли, мордушки. Одно из таких приспособлений было представлено на конференции. Мальчик даже продемонстрировал, как оно устанавливается и срабатывает.
В состав жюри, которое оценивало исследовательские проекты, вошли начальник управления образования Дивеевского района С.А.Коршунов, начальник отдела научно-просветительской работы музея-заповедника "Щелоковский хутор" О.Н.Ляпаева, заведующая этнографическим отделом музея ННГУ О.И.Александрова, старший преподаватель кафедры теории музыки Нижегородской консерватории А.В.Харлов. При подведении итогов судейской комиссии было отмечено, что этнографическое исследование каждому ребенку дало возможность сделать новое открытие, внести свой вклад в возрождение наших истоков. Ведь материал, который собрали дети, являлся не просто интересным, а уникальным.
В адрес юных исследователей прозвучала искренняя благодарность за желание изучать историю родного края. А победителями в младшей возрастной группе стали Ксения Бояршинова (Глуховская СОШ, руководитель Н.И.Салина) – 1 место, Михаил Мочкаев (Ичаловская ООШ, руководитель Г.Ф.Удодова) – 2 место, Ангелина Сурилова (Суворовская ООШ, руководитель Е.В.Скотникова). В старшей возрастной группе 1 место присуждено Светлане Мастеровой (Суворовская ООШ, руководитель Н.И.Погодина), вторым призером стал Александр Чечевичкин (Ичаловская ООШ, руководитель Г.Ф.Удодова), третьим – Ксения Григоренкова (Глуховская СОШ, руководитель Л.Н.Емельянова). Победители примут участие в областной этноэкологической конференции. Так что путь юных исследователей к новым интересным открытиям будет продолжаться.
Ирина ЛИСЕНКОВА
Фото автора