Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Дивеевского округа Нижегородской области

607320, Нижегородская область, Дивеевский округ, село Дивеево, ул. Октябрьская, 28 "в"
телефон: 8 (83134) 4-54-46
e-mail: divgazeta@mail.ru

Закружилась судьба в хороводах и па

Трудолюбие, раскрывающее таланты, творчество, постоянное движение вперед и умение работать с людьми – основные слагаемые многолетней и, что главное, очень успешной деятельности на ниве культуры Галины Михайловны Сергеевой.

Трудолюбие, раскрывающее таланты, творчество, постоянное движение вперед и умение работать с людьми – основные слагаемые многолетней и, что главное, очень успешной деятельности на ниве культуры Галины Михайловны Сергеевой. Недаром почти полвека своей жизни она отдала любимому делу. Г.М.Сергеева создала с нуля и не одно десятилетие являлась бессменным руководителем хореографического коллектива при Дивеевском Доме культуры.

Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. А значит, руководитель танцевального коллектива должен, по сути, быть передовым человеком своего времени, человеком высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющим основами профессионального мастерства. Ведь именно от его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и устремления всего коллектива. Помимо прочего, нужно хорошо разбираться в сложных явлениях современного искусства, уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом. Как раз такой и запомнили воспитанники и коллеги Галину Михайловну Сергееву. И это при том, что в профессию она пришла, можно сказать, случайно и не имела никакого специального образования. Однако же, вот что значит, судьба безошибочно привела человека на свое место.

Родилась и выросла Г.М. Сергеева не просто в Дивееве, а фактически на сцене и за ней, поскольку ее мама Наталья Васильевна Горышкина была актрисой народного театра при местном Доме культуры. Так что девочка с малолетства практически все свое время проводила среди работников культуры, воспитывалась в этой специфической творческой среде. Мама трудилась допоздна, поэтому Галя училась в школе-интернате. В 1964 году закончила одиннадцатый класс и решила поступать в Арзамасский пединститут. К сожалению, по результатам вступительных экзаменов девушка не добрала всего лишь полтора балла и не прошла зачисление в ВУЗ. Однако с мечтой о педагогической стезе расставаться не хотела. Галина поступила на специальные курсы при Дивеевском педучилище.

После их окончания на отлично трудовую биографию начала методистом в детском саду № 1. Но, как честно признается Г.М.Сергеева, она почти сразу поняла, что оказалась не на своем месте, работа не нравилась, мечтала совершенно об ином.

– Я все время рвалась что-нибудь организовать, провести какое-либо мероприятие, да просто хотелось творить, – рассказывает Галина Михайловна, – поэтому, когда директор Дома пионеров Надежда Георгиевна Софейкина пригласила вести в своем учреждении танцевальный кружок, согласилась, не раздумывая.

Собственно, этот момент и стал поворотным в судьбе девушки, с него начался новый этап в ее жизни. Этап, связанный с танцами, которым она отдавалась всей полнотой своей души.

Так, с 1966 года Г.М.Сергеева пришла работать в сферу культуры. При Доме пионеров она вела танцевальный кружок, куда ходили дети с 1 по 6 класс. Их набиралось до шести групп. Подростки с 7 по 10 класс занимались все так же под руководством Галины Михайловны, но уже при Доме культуры. Здесь тоже у хореографа-самоучки оказывалось немало подопечных, среди которых, помимо школьников разных возрастов, была и отдельная группа рабочей молодежи. Всего же в танцевальный коллектив Галины Михайловны ходило одновременно порядка 500 человек. Так что за годы работы Г.М.Сергеевой через ее руки прошли сотни мальчишек и девчонок. И с высоты прожитых лет сегодня она с полной уверенностью подчеркивает, что в каждом ребенке есть талант. Ее же задача как наставника была увидеть эти способности, заразить трудолюбием и творчеством, помочь раскрыться. Для этого необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Тут-то Галине Михайловне и пригодилось ее пусть и не высшее, но все же профессиональное педагогическое образование.

И вообще, только представьте объем работы, ложившейся на плечи руководителя такого большого танцевального коллектива! Однако Г.М.Сергеева умело строила свою творческую деятельность с воспитанниками. В кружке при Доме пионеров, где был оборудован специальный зал с зеркалами и станком, дети постигали самые азы танцевального искусства. И в коллектив при РДК они приходили уже хорошо подготовленные. Поэтому, как вспоминает директор Дивеевского центрального Дома культуры В.Г.Ламп, которому довелось более трех десятилетий поработать вместе с Галиной Михайловной, здесь она уже настолько срасталась душой со своими воспитанниками, достигала такого взаимопонимания, что всеми действиями юных танцоров на сцене руководила, как дирижер, лишь взмахами руки да раздавая четкие указания, сидя в зале. Самой же Г.М.Сергеевой, по словам Виктора Геннадьевича, уже и на сцену порой подниматься не нужно было, чтобы продемонстрировать выполнение какого-либо хореографического элемента, члены коллектива понимали руководителя с полуслова и даже полувзгляда. Но, кстати сказать, и сегодня, уже давно находясь на заслуженном отдыхе, Галина Михайловна с истинной профессиональной легкостью выполняет русские народные ковырялочки и четко бьет дроби ногами. Что непринужденно продемонстрировала в ходе нашей беседы накануне приближающегося Дня работника культуры.

А тогда, в далекие 70-ые и 80-ые, каждый день, из года в год отдавая по шесть часов репетициям, Галина Михайловна просто не представляла себя без любимого дела. На творчество ее вдохновляло буквально все. Услышала ли какую-то интересную музыку или посмотрела концерт по телевизору, а в голове уже рождался свой собственный рисунок нового танца. Особенно воодушевляли Г.М.Сергееву и, скорее даже, служили образцом для подражания, выступления государственного академического хореографического ансамбля "Березка" и государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Это были идеалы, к которым стремилась талантливая женщина из глубинки. Какие-то номера для сельской сцены рождались практически сразу, над другими приходилось размышлять. Иногда черпала идеи для постановки номера, наблюдая за поведением детей. И непременно, прежде чем танцевальная история представала на суд зрителя, руководитель с коллективом очень много работали. Между тем, большую часть всех идей и хореографических наметок для композиций балетмейстер-самородок держала в голове, записывала очень мало.

Основу репертуара ансамбля составляли, конечно же, русские народные танцы, первое место среди которых занимали хороводы. Их плавный кружевной рисунок особенно удавался Галине Михайловне, что отмечали даже на областном уровне. Недаром один из первых танцев, поставленный Г.М.Сергеевой, под названием "Майданские матрешки" впечатлил областных работников культуры настолько, что ему даже посвятили часть статьи в профессиональном методическом альманахе. Но исполняли ребята под чутким руководством Галины Михайловны и танцы народов мира, современные, сюжетные композиции и постановки для театрализованных представлений и тематических программ. Ведь, по словам самой женщины, ей все время хотелось сделать что-то новое, необычное, энергичное.

В репертуаре коллектива были даже не десятки, а сотни хореографических номеров. Выступали очень часто: на районной сцене и в сельских клубах, на полевых станах и животноводческих фермах. А что уж говорить про областные смотры-конкурсы, которые в советские годы проводились не реже двух раз в месяц, и к каждому готовилось не менее пары новых танцев. Причем таких, что в восторге были не только зрители, но и высокое жюри.

Сейчас уже попросту невозможно перечислить все награды и достижения танцевального коллектива под руководством Г.М.Сергеевой. Тем более что и воспитанники, и их творческая наставница работали не ради титулов и наград, а старались подарить окружающим хорошее настроение, поделиться с публикой своим душевным теплом, талантом. И самым важным показателем огромнейшей и плодотворнейшей работы стало присвоение коллективу Галины Михайловны звания народного. Произошло это значительное событие в 1979 году. А буквально через год взяли новую вершину успеха. Был поставлен танец в сопровождении выступления вокальной группы, за что коллектив получил право называться народным ансамблем песни и танца.

Все десятилетия своей хореографической работы Г.М.Сергеева самозабвенно отдавалась не только непосредственно процессу постановки танцев в коллективе, но и так же внимательно руководила созданием костюмов для выступлений, ведь для нее не было незначительных мелочей. Галина Михайловна серьезно относилась к каждому нюансу своей деятельности. Ей стоило лишь увидеть ткань, как мысленно уже рисовала яркие, неповторимые сценические образы для коллектива. И пусть пошивом нарядов для ребят, естественно, не занималась лично, однако бывало, что некоторые особенно интересные детали орнамента вносила собственноручно, доводя до абсолютной гармонии танец и костюм для него.

Всего в сфере культуры Г.М.Сергеева трудилась 45 лет, вплоть до 2011 года. Правда, последние десять лет женщина была художественным руководителем Дивеевского районного ДК и большую часть времени посвящала составлению программ различных мероприятий и написанию сценариев для местной сцены.

Как признание большого вклада Галины Михайловны в развитие и широкую популяризацию культуры, а также ее высокого профессионализма в 2000 году ей было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РФ".

И все же, пусть в конце 90-х Г.М.Сергеева отошла от непосредственного руководства деятельностью когда-то созданного ею ансамбля, передав его в руки более молодых специалистов, однако до сих пор поименно помнит всех своих талантливых воспитанников и большинство танцев, созданных ею для любимой публики. С легкой грустинкой в глазах глядя на фотографии минувших лет, вспоминает она своих "Майдановских матрешек", "Гусаров", "Весенний хоровод", "Венский вальс", "Белоснежку и семь гномов", "Вьюгу", "Топотушки", "Буденовцев", "Карусель", танец с зонтиками, ковбойский, восточный, ча-ча-ча, композицию на "Дивеевскую лирическую", шуточную постановку "У нас на ферме" и еще множество и множество других.

А уж наш благодарный сельский зритель и сегодня не забывает Галину Михайловну и с большим удовольствием приходит на концерты, где все новые и новые поколения воспитанников народного ансамбля песни и танца "Грация", у истоков которого стояла Г.М.Сергеева, как прежде, покоряют своими выступлениями зал.

Варвара КОЧЕТКОВА

Фото из архива

Дивеевского ЦДК

Автор: Юлия Кузнецова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 648

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика