Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Дивеевского округа Нижегородской области

607320, Нижегородская область, Дивеевский округ, село Дивеево, ул. Октябрьская, 28 "в"
телефон: 8 (83134) 4-54-46
e-mail: divgazeta@mail.ru

Полвека отдано педагогической стезе

Анна Петровна Парашутина раз и навсегда связала свою жизнь со школой, с веселой и шумной семьей сельских учеников. И посвятила педагогике, трудно даже представить, целых полвека!

Кто знает, чем руководствуются люди при выборе профессии. Иной человек, проработавший немалый срок, в конце концов вынужден признаться, что это не его стезя и любви к своему делу он никогда не испытывал. У Анны Петровны Парашутиной подобных разочарований никогда не было. Раз и навсегда она связала свою жизнь со школой, с веселой и шумной семьей сельских учеников. И посвятила педагогике, трудно даже представить, целых полвека!

Интеллигентность и элегантность, огромный жизненный опыт, богатство внутреннего мира, профессионализм и мудрость – это она, Анна Петровна Парашутина, удивительно светлый и отзывчивый человек, строгий и справедливый, Учитель с большой буквы. Результат ее долголетнего педагогического труда – множество успешных учеников, разлетевшихся в разные уголки нашей страны. Все годы работы на ниве просвещения отданы одной единственной школе – Глуховской средней. Из пяти десятилетий последнее прошло в должности директора. И вот – первая осень, в которую Анна Петровна не спешит поутру в свой второй дом, в свою большую вторую семью. С этого сентября она решила уйти на заслуженный отдых. Но в душе ее живет все та же доброта и теплота к тем, кому давала знания и с кем работала, все тот же оптимизм и вера в успешное будущее своих учеников. Безусловно, ветеран педагогики из тех людей, кому посчастливилось правильно выбрать свою профессию.

МЕЧТАЛА С ДЕТСТВА БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ В СЕЛЕ

В детстве ей, девочке из большой крестьянской семьи, росшей в деревне Малое Череватово, учителя казались не иначе как идеалом. Они были уважаемы, любимы, авторитет их был очень высок. И родители Ани, простые колхозники, понимали, что без педагога никто ничему ребятишек не научит. Отец, работавший плотником, и трудившаяся в полеводстве мать, сама неграмотная, не умевшая даже читать и писать, объясняли своим сыновьям и дочерям, как важны для них знания и как почтительно нужно относиться к тем, кто их дает.

В школу Аня каждый день отправлялась в соседнее Большое Череватово. По раскисшей ли грунтовой дороге в осеннюю слякоть, по глубоким ли сугробам в зимнюю метель или в трескучий мороз топала около трех километров пешком. У нее и других деревенских ребятишек никогда даже мысли не возникало пропустить занятия. Добирались, грелись у натопленной печки, а потом садились за парты. Школа была для этих детей не только зданием, куда они приходили на уроки, это был их родной, уютный, интересный второй дом, где они с удовольствием общались между собой и с учителями.

Самым любимым предметом у любознательной девчушки была математика. Как же ей нравилось решать задачи и примеры, первой тянуть руку для ответа и радостной бежать после уроков к родителям с пятерками в дневнике. Маленькая отличница внимала каждому слову учителя математики Анны Алексеевны Косенковой и очень хотела быть на нее похожей. Дома отец с матерью только и слышали от дочери: "Я стану сельской учительницей, как Анлексевна".

Впрочем, успешно занималась Анна и по всем остальным предметам, каждый год заканчивая с похвальной грамотой. Активно участвовала в олимпиадах и соревнованиях. Настоящим событием было для деревенской школьницы попасть в райцентр, где проходили такие мероприятия, ведь дальше Большого Череватова многие дети колхозников и не бывали. Доставляли учеников в Дивеево на лошади, а на лыжные соревнования они ехали сами на лыжах.

К окончанию школы Анна твердо решила подавать документы в педагогический институт. Возглавлявшая в те годы Большечереватовскую среднюю Анна Ивановна Майорова предлагала ей как одной из лучших выпускниц пойти по направлению в сельскохозяйственный ВУЗ, но девушка от своей цели не отказалась. И воплотила заветную мечту, поступив на физико-математический факультет Арзамасского пединститута.

СТРОЙНЫЕ РЯДЫ

ТЕТРАДНЫХ СТОПОК

Работать в Глуховскую среднюю школу она была направлена в 1972 году еще студенткой, так как в ней не было преподавателя математики. Уже тогда начинающая учительница, как губка, впитывала в себя все, чем щедро делились опытные педагоги. Пятикурсница весь первый семестр вела в образовательном учреждении уроки, зимнюю сессию пришлось сдавать экстерном. Однако это стало для нее не только хорошей педагогической практикой, но и определило судьбу дальнейшей профессиональной деятельности. Ей захотелось после получения диплома прийти именно в эту школу. Выпускнице ВУЗа дали направление в Челатьминскую восьмилетку, но Анна попросила перераспределить ее в Глухово, и ей пошли навстречу.

Собственным жильем молодых специалистов в то время, конечно же, не обеспечивали. Девушку поселили к одной из колхозниц, которая занавеской отгородила для квартирантки комнатку в передней избе. Но о лучших условиях тогда даже и не задумывались, все воспринималось как должное.

Отношение к учителю на селе было очень уважительным. Анна Петровна до сих пор вспоминает, как возрастные женщины при встрече с ней на улице не просто здоровались, а кланялись. Поначалу она смущалась, краснела, но потом привыкла, охотно беседовала с глуховцами, часто обращавшимися к молодому педагогу за советом не только по воспитанию детей и внуков, но и по самым разным житейским вопросам.

Преподавать математику она начала сразу старшеклассникам. Сейчас ее первым ученикам по 65 лет, так что ненамного учительница тогда была их старше. Но находила с ними общий язык, добивалась, чтобы ее слушали и слышали. А ведь были для этого у педагога только мел, доска и собственный багаж знаний, который требовалось донести до ребят.

Школа в семидесятые годы как улей гудела от множества детских голосов. Это сейчас в ней, что очень печально, занимается всего лишь 45 человек, а тогда в каждом классе за партами сидела любознательная когорта мальчишек и девчонок. Стройные ряды тетрадных стопок, собранных у учеников, ежедневно лежали на рабочем столе Анны Петровны.

На проверку выполненных детьми работ у математика всегда уходило много времени. При выставлении отметки она учитывала не только правильность решения задачи и примера, а отслеживала ход мыслей ученика. И с этим никто ни из школьников, ни из родителей не спорил, так как все были уверены в справедливости педагога. Это сейчас многие мамы и папы считают своих чад особенными, поэтому часто не согласны с мнением учителя, забывая о главном: важна не столько оценка, сколько знания.

Очень радовалась А.П. Парашутина, видя на своих уроках в глазах мальчишек и девчонок неподдельный интерес. Да и как было им не полюбить математику, если педагог являлся не только профессионалом своего дела, способным донести и сделать понятным самый сложный материал, но и волшебником, умеющим позвать и повести за собой других. Анна Петровна всегда находилась в окружении ребят: они чувствовали ее искренность и доброту, ауру увлеченности школой. И это всегда ценится в первую очередь.

У СВОЕГО СЕМЕЙНОГО ОЧАГА

А после уроков учительница спешила к теплому домашнему очагу. В селе Глухове, ставшем для нее второй малой родиной, она в первый же год работы повстречала свою вторую половинку. Юрий Николаевич Парашутин трудился в колхозе бригадиром полеводческой бригады. Образовавшейся молодой семье хозяйство сразу же выделило двухкомнатную квартиру, а когда у супругов народились сын и дочь, они переехали в построенный колхозом большой дом. Только вот совсем недолгим оказалось их счастье. Муж Анны Петровны скоропостижно умер в 32 года. Ей выпало одной воспитывать и выводить в большую жизнь детей. И не только своих, но и племянницу, которая в 10 лет осталась сиротой. Если бы не любимая работа, в которой как в целебном источнике женщина черпала силы, и не поддержка коллег, неизвестно, как справилась бы с выпавшими на ее долю испытаниями судьбы.

Выдержала Анна Петровна и трудные времена задержки зарплаты. Тогда, чтобы в семье был достаток, она завела большое хозяйство. Нелегко, конечно, было с ним управляться. Нет, не потому, что уход за коровой или сенокос требовали физического труда, к нему-то она, выросшая в деревне, с малолетства была приучена, а потому, что времени не хватало. Тетради учительнице проверять приходилось ночью, и внеклассные мероприятия она тоже готовила по ночам. Но ради детей как будто открывалось второе дыхание. Все успевала. И в дальнейшем сын с дочерью стали настоящей гордостью матери. Дмитрий – выпускник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского по специальности "Менеджмент и муниципальное управление", Елена закончила сначала физмат Арзамасского педагогического института, а затем факультет "Финансы и кредит" Волго-Вятской академии.

ВТОРОЙ ДОМ

ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Необыкновенно уютной казалась ей Глуховская средняя. В нее каждое утро хотелось не просто идти – бежать. Анна Петровна с самого начала работы считала школу своим вторым домом и думала, что пришла сюда раз и навсегда. Так и вышло.

В Глуховской средней трудилась просто блестящая плеяда преподавателей. Сложился такой союз опытных педагогов и молодых специалистов, который давал отличные результаты. А.П.Парашутина являлась одним из этих учителей по призванию, поэтому через десять лет профессиональной деятельности стала организатором внеклассной и внешкольной работы, а затем – заместителем директора по учебной части. В общей сложности на протяжении почти трех десятков лет она отдавала все силы, опыт и знания не только преподаванию математики, но и была правой рукой руководителя. И когда школе потребовался новый директор, им назначили Анну Петровну – учителя с высшей квалификационной категорий и солидной практикой в должности завуча.

Этот ответственный пост она приняла в 2011 году. Общеизвестно, что директор – это лицо школы. Он организатор образовательной среды, хозяин большого и интересного школьного дома, учитель, дипломат, психолог и воспитатель, а еще экономист, менеджер, ревизор, строитель и дизайнер. И это только основные обязанности. А сколько их возникает частного характера. Но Анна Петровна успешно справлялась с огромным объемом директорских дел.

Удалось ей завоевать и моральное право быть руководителем, первым лицом в коллективе. Дружелюбие, умение общаться и располагать к себе людей вызывало искреннее уважение у тех, с кем А.П.Парашутиной доводилось работать, решать проблемы, общаться. Об этом вспоминают учителя, а также папы и мамы школьников. К каждому "трудному" ребенку, к каждому чересчур придирчивому родителю у нее находился свой подход. Обладая каким-то неугасаемым моральным импульсом, удивительным чувством нового, она умела видеть это новое во множестве разных ситуаций и всегда была готова помочь.

За свой труд на ниве просвещения она имеет многочисленные почетные грамоты и благодарственные письма, является почетным работником общего образования Российской Федерации. Полвека Анна Петровна черпала вдохновение в любимой работе. Но и сейчас страсть к жизни и новым открытиям сохраняют ее душу очень юной. Легкой походкой ветеран педагогического труда шагает по селу Глухову, ставшему для нее второй малой родиной. Всегда элегантно одетая, энергичная, с искорками в глазах. Нет-нет, да и наведается она в школу – в свой второй дом. Пройдет по коридорам, заглянет в классы, насладится зовущей с урока и на урок заливистой трелью… Пока Анне Петровне кажется, что она всего лишь в отпуске, который за годы директорства ей так ни разу и не удалось взять. По-прежнему в ее доме раздаются звонки от коллег и разлетевшихся в разные уголки нашей страны учеников, по-прежнему односельчане останавливают, чтобы спросить совета. Ни годы, ни десятилетия не стирают уважения людей к женщине, полвека посвятившей ниве просвещения. И Анна Петровна продолжает дарить окружающим мудрость и заботу, продолжает открывать для них свою широкую душу. Действительно, бывших учителей не бывает. Хороший педагог на всю жизнь останется человеком, сеявшим разумное, доброе, вечное.

Ирина ЛИСЕНКОВА

Фото автора

Автор: Юлия Кузнецова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 218

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика