Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Дивеевского округа Нижегородской области

607320, Нижегородская область, Дивеевский округ, село Дивеево, ул. Октябрьская, 28 "в"
телефон: 8 (83134) 4-54-46
e-mail: divgazeta@mail.ru

Благовещенский собор освящен Патриархом

Каждый храм уникален и архитектурными особенностями, и внутренним убранством. Справедливо все это и для Благовещенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря, который был освящен Патриархом Кириллом и сонмом архиереев в минувшее воскресенье.

Храм православный – образ ковчега, корабля спасения для измученных, погибающих душ, утопающих в пучине страстей, является прообразом Небесного Иерусалима, явленного в Откровении апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Каждый храм уникален и архитектурными особенностями, и внутренним убранством. Справедливо все это и для Благовещенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря, который был освящен Патриархом Кириллом и сонмом архиереев в минувшее воскресенье.

Местное церковное предание гласило, что преподобный Серафим Саровский говорил сестрам обители о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней. В начале ХХ века при игумении Александре (Траковской) это предание пытались воплотить в жизнь. Однако указанное преподобным Серафимом место было уже занято. В 1846 году его лжеучеником и гонителем дивеевских сестер Иваном Толстошеевым там была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.

После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте построили кирпичную столовую школы-интерната. В марте 2011 года интернат перевели в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Патриарха Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.

За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря, который по стилю, характерному для начала XVIII века, близок к русскому барокко. В подобном стиле выстроен первый дивеевский собор – Казанский.

Благовещенский собор имеет пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре, Третьем Уделе Матери Божией, в меру Ее Пояса. И, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево, Четвертый Удел, Свой Пояс. 6 ноября 2011 года из Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней пронесли по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, "Сама Царица Небесная Своим Пояском измерила". Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.

Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров).

Начало храму было положено десять лет назад, когда 26 апреля 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен и после крестного хода по Канавке окропил святой водой место строительства церковного здания, после чего был вырыт котлован и заложен фундамент. В течение трех последующих лет строительство было завершено и один за другим стали освящаться престолы. Всего их в новом храме 12, из которых пять – в нижнем храме, в честь Успения Божией Матери, и семь – в верхнем Благовещенском. И нижний, и верхний храмы изнутри украшены мозаиками, что делает Благовещенский собор уникальным не только в русском, но и в мировом Православии. Отметил это в своем выступлении после завершения литургии Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

"Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! Многочтимая матушка! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством я взошел под сень этого величественного храма и с особым чувством совершал Божественную литургию. Когда смотришь на это великолепие, на эту золотую мозаику, на эти искусно созданные изображения, видишь, конечно, красоту, роскошь, богатство; и кому-то может прийти в голову вопрос: а что общего между этим золотом и смиренным старцем, который некогда жил здесь в избушке, который ходил, наверное, в рваненьком подрясничке, не имея ни нормальной одежды, ни нормальной пищи, ни нормального жилища? Что общего? Может быть, мы все неправильно делаем, что золотом украшаем наши храмы? Может быть, надо так же, как преподобный Серафим? И ответ будет следующим: все то, что мы видим, вся эта красота духовная создана людьми, талантливыми людьми, которые вкладывали в свое творение все, что могли вложить – и силу духа своего, и интеллект свой, и профессионализм свой. Но, кроме того, как много людей жертвовали средства на то, чтобы здесь был возведен этот величественный храм! Действительно, в каждой мозаичинке – любовь и вера нашего народа. И как же не возблагодарить Господа за явление этого чуда, за строительство великого, прекрасного, замечательного храма в память о преподобном Серафиме Саровском!

Если человек стяжает для себя и только для себя – это грех, и Господь порицает такое стяжание. Если же люди от себя дают другим, разделяют с ними свои ресурсы, свои возможности, то этой жертвой часто искупаются грехи. Как нередко бывает, люди деловые, занятые, в храм не могут ходить достаточно часто и регулярно, но, принося свои жертвы и прося у Господа прощения, они получают это прощение, потому что от сердца жертвуют Господу, в том числе на украшение Божиих храмов. И потому величие храма, созданного на месте, где нес свое служение дивный старец преподобный Серафим, есть выражение веры современного русского православного человека, есть свидетельство его способности жертвовать, его способности разделять с другими то, что он имеет. И моя большая благодарность всем, кто внес свои средства в созидание этого замечательного величественного храма в память о преподобном Серафиме, всем, кто трудами своими, талантом своим содействовал и строительству, и украшению замечательного соборного храма Дивеевской обители.

И вот теперь следует задать такой вопрос. Если действительно все то, что мы посвящаем Богу, в том числе наше материальное, преобразуется в духовное, то, может быть, и духовное преобразуется в материальное? Именно так! Чем больше мы жертвуем Господу, чем сильнее мы верим в Него, тем больше изменяется наша жизнь, а значит, наши мысли и поступки становятся другими – просветленными, возвышенными. В этих мыслях, в этих поступках, в этом целеполагании часто появляется кто-то другой, кто очень нуждается в нашей помощи, и меняется траектория человеческой жизни: от себя, любимого, к другому, который, по слову Божиему, становится ближним твоим.

Вот если таким образом будет развиваться духовная жизнь нашего народа, то Россия будет действительно непобедимой. Ведь сказанное полностью расходится с логикой развития современных так называемых цивилизованных стран, где человек все делает в первую очередь для себя, ради личного обогащения, а уже потом, часто по остаточному принципу, решаются другие задачи, и в центре всего – человек, а не Бог. А вот в центре нашей православной цивилизации – Сам Господь, и во имя Божие мы трудимся, созидая духовные и материальные блага. И те, кто еще не трудится, должны трудиться во имя Божие, а чтобы это было действительно так, нужно всегда посвящать нечто от своего имущества Богу – очень часто через служение ближнему, тому, кто нуждается.

Господь нас судит не по словам – Он судит нас по делам. Благочестие наше – не по золоту, которым мы украшаем храмы, а по силе нашей молитвы. А золото должно помочь нам сильно молиться, потому что, взирая на эту дивную красоту, понимаешь, что люди пожертвовали ради нее Господу. Значит, есть в людях вера крепкая и сильная, и потому даже молитва в таком храме должна нас назидать и направлять к совершению добрых дел.

Дивеевская обитель всегда отличалась совершением добрых дел, и сегодня здесь многое делается для того, чтобы ближнему было жить лучше. Но главное, что здесь совершается, – это горячая молитва за Отечество наше, за Церковь нашу и за всех тех, кто просил насельниц этой обители совершать о них молитвенное поминовение. Молитва соединяет нас с Богом, так же как с Богом соединяют нас добрые дела. Вот и существуют эти две составляющие, без которых не может быть спасения. Вера без добрых дел мертва есть, и такой верой спастись невозможно. Как и добрые дела, которые никак не ориентированы по вертикали к Богу, к небу, чаще всего перестают быть добрыми и не приносят блага ни тому, кто их совершает, ни тому, кому они якобы адресованы. Вот почему вертикальное измерение жизни, от нас к небу, от каждого из нас к Господу, через святых угодников, есть единственное спасительное измерение жизни человеческой. И если бы было так в масштабах всей человеческой цивилизации, то в мире царили бы мир, благополучие, покой и любовь.

Но мы знаем, что это не так. Именно сегодня Отечество наше проходит через испытания, которые связаны с обращением в сторону России злых взглядов, злых помыслов, злой воли. Некоторые считают, что настало время, когда можно покончить с Россией. Почему? А потому что Россия – это альтернативный взгляд на мир, на Бога, на человека. Он не укладывается в рамки той запрограммированной системы, которая исключает Бога из жизни людей, и потому Россия для многих как бельмо в глазу. То, что сегодня происходит, – это не просто очередная военная кампания. Создается впечатление, что многим захотелось стереть с лица земли Русь православную. Но да не будет так! И потому сегодня наша особая молитва – за власти наши, за воинство наше, за Президента нашего, за всех тех, от кого действительно зависит исход той битвы, в которую мы не по воле своей вступили.

И ведь с нами – святые земли Русской и святой милостивый смиренный старец преподобный Серафим! Сегодня он тоже с нами, сегодня он тоже с Россией, потому что он оттуда, из Царства Небесного, с той точки, перед которой открыты горизонты вечности, видит и знает, что происходит с Отечеством нашим. А потому и к нему должна быть сегодня горячей молитва, чтобы своим предстательством ко Господу он даровал победу воинству нашему там, где идут военные действия, чтобы он умиротворил и умирил людей, чтобы прекратилась всякая междоусобная брань на земле исторической Руси и всякое нашествие иноплеменных.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь".

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону Благовещения Пресвятой Богородицы.

В приветственной речи к Предстоятелю Русской Православной Церкви митрополит Георгий сказал: "Сегодня у нас исторический день. Продолжается написание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Преподобный Серафим Саровский оставил нам свои заветы, в том числе о том, что внутри Богородичной Канавки должен быть построен величественный храм. Мы знаем, что он говорил эти слова не от себя, а озвучил нам волю Царицы Небесной. Вы благословили нас на строительство этого собора. Благословили подъять, казалось бы, неподъемный труд. Но с помощью Божией, с Вашего благословения, молитвами игумении и сестер обители, трудами многих людей храм был воздвигнут. Это добрый плод. Это воздание славы Пресвятой Богородице от всего русского народа, от всей Русской земли. Наши предки умели призвать благословение Божие на свои труды, на наш народ и на все наше Отечество. Пусть же и этот храм будет служить символом Покрова Божия над нашей державой, над вашим Первосвятительским служением, дабы пожить нам всем тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте. Сердечно благодарим Вас за визит и совершенное богослужение, за то, что Вы нашли время в своем плотном графике, чтобы утешить нас своими молитвами, наставлением и благословением".

Игумения Дивеевского монастыря матушка Сергия поблагодарила Патриарха за визит и освящение собора и преподнесла святую просфору и складень с иконами преподобного Серафима и иконой Божией Матери "Умиление".

Первоиерарх поблагодарил игумению Сергию за труды и вручил ей памятный крест с украшением, а в дар храму передал икону святителя Николая Чудотворца, благословил раздать верующим иконки Благовещения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.

После этого Патриарх вручил церковные награды. Во внимание к помощи в строительстве Благовещенского собора были награждены: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров – орденом преподобного Серафима Саровского II степени; губернатор Нижегородской области Глеб Никитин – Патриаршим знаком храмостроителя; преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии Анатолий Алешин – орденом преподобного Андрея Иконописца II степени.

Вячеслав ОВЧАРОВ

Фото автора

При подготовке текста

использованы материалы

сайтов Московской

Патриархии и Нижегородской митрополии

Автор: Юлия Кузнецова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 412

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика