Если кто не приглядывался, объясним почему так. Согласно мусульманским обычаям, правоверный должен пять раз в день посещать мечеть для молитвы. Ходить, например, в соседнюю деревню обременительно, поэтому и возводили. Мечеть в деревне Чурино вновь построена в 1993 году. Возводили всем миром. Собирали средства, кто сколько мог пожертвовать на благое дело. Обеспеченные выходцы из деревни, ныне проживающие в Санкт-Петербурге, Москве жертвовали солидные суммы. В то время молитвы здесь читал имам-хатыб Шариф Хасянович Кутуев. Надо сказать, что он двадцать восемь лет посвятил служению Аллаху. При его непосредственном руководстве и участии и строилась мечеть. Сегодня Шариф Хасянович по состоянию здоровья отошел от дел. 2 мая текущего года решением деревни муллой стал Ринат Руфятович Кутуев. Сравнительно молодой еще человек. Почему именно ему оказана такая честь быть уважаемым хазретом? Мы опросили некоторых жителей деревни и все они сошлись на том, что Ринат более "подкован" в вопросах религии Ислама. Знает Коран, и как человек, достойный на эту должность. В населенном пункте должен быть свой мулла. Это не прихоть и дань моде, это необходимость. Скажем, в семье случилось несчастье. Мулла должен в первые же часы прочитать молитву по усопшему. Затем, когда тело человека приготовят для захоронения, прочитать еще раз молитву. Впрочем также, как и у православных. Еще пример, молодые люди решили создать семью. Помимо ЗАГСа существует еще и ритуал тысячелетней давности. Мулла должен провести определенный обряд и прочитать соответствующую молитву. Только тогда перед Всевышним они будут признаны мужем и женой.
По поводу отношения к религии мы поговорили с некоторыми жителями деревни.
Шариф Арифович Тангалычев:
-Я считаю себя истинным мусульманином. Стараюсь соблюдать все посты и наши обычаи. Иначе нельзя. Так нас учили наши родители, этому мы учим и наших детей.
Равиль Ислямович Кутуев:
- Мои родители всегда говорили мне, чтобы я соблюдал наши обычаи и традиции. Как и всякий мусульманин хожу в мечеть по возможности, посещаю могилы предков. Я горжусь своими предками.
Нынешний мулла устраивает всех. Мы встретились с Ринатом Руфятовичем и поговорили по поводу его избрания.
- Если у православных, прежде чем стать священником, нужно окончить семинарию, то у нас в этом отношении проще. Но, это не значит, что ответственности меньше. Мне помогли некоторые односельчане в области религии, а также земляк Марат Шехмаметьев. Он сегодня мулла в одной из мечетей г, Первомайска. Семья у меня также придерживается всех канонов Ислама. Сыновья Ильнур, Ильнар и супруга Равиля – все соблюдают посты, молятся. О чем мы молимся? О том же, что и христиане. О том, чтобы были здоровы родные и близкие, чтобы Всевышний послал мир и благодать за труды наши. Бог один, хотя религии разные.
Нас интересовал один довольно непростой вопрос и мы его задали: "У православных в определнном месте висят иконы различных святых, а как у вас в этом плане?"
- В каждой мусульманской семье имеются суры из Корана. Они и заменяют иконы.
Надо отметить, что в деревне Чурино своеобразный народ. Любят поговорить ,немножко похвалиться. Если что не так, выскажут прямо в глаза, за спиной шушукаться не станут. Стоит пройтись по улицам, как в глаза бросаются одни кирпичные дома. Деревня зажиточная. Все говорит о благополучии и достатке. Что-что, а стол накрыть в деревне могут за считанные минуты. Вот такие они, гостеприимные.
Реалии нашей жизни наложили отпечаток и на этот отдаленный уголок. Не услышишь звонких ребячьих голосов по вечерам. Состарилась деревня в прямом и переносном смысле. Пенсионеров можно только и увидеть на улицах. Из социальных удобств, в деревне существует даже торговая точка. Ютится она в неприглядном домишке. Тем не менее, в наличии имеется все необходимое. Не надо за спичками или солью ехать в райцентр, как это бывает в других селах. В определенные дни приезжает торговля из Ельников. Как говорят сами жители " хвала Аллаху, все хорошо. Был бы мир, да здоровье не подвело".
В. Нещерет.