Год не снежный, но в середине января дорогу присыпало изрядно. Чистить тут некому. Колея посредине. Поуже чем от моих колес. Баранку надо крепко держать, постоянно сваливаешься набок. Ловить дорогу приходится. Навстречу Нива. Съезжаю одним колесом в сугроб, прижимаюсь. Нива не без труда объезжает меня. Становится на колею и тоже тормозит. Водитель спешился, вытаскивает из салона лопату и подходит помочь мне выбраться обратно на дорогу.
- Все в порядке, - говорю. – Сейчас подключу передний мост и дальше поеду.
- Давай. Я подожду. Посмотрю, как выберешься, - берет меня за душу до сих пор совершенно незнакомый мне человек.
Сергей Александрович Ковалев служил в Кедровом старшим участковым. На пенсии с 98-го года. Возвращается из леса. Ездил, говорит, отдыхал, капканил. Особо здесь не разгонишься, в прошлом году пять соболей взял. В этом году мало зверя. Следов нет. Смысла нет ходить. Такого никогда, говорит, не было. Двоих добыл. И то, одного не здесь, на даче поймал. Лес хвойный выпиливают, соболь уходит. В осиннике он жить не будет.
13-тая площадка. Уже рассказывал, расположена "слева" от поселка Кедровый. В тайге. По военной чудом уцелевшей во время тотального демонтажа бетонке, километров 10-15... и налево. Проедите метров 300, справа увидите ворота большого по-военному прикопанного с одной стороны ангара. Дальше - пару домиков. Одноэтажных, панельных. На две семьи. Строили такие раньше совхозы для своих работников. И военные строили для служащих. Было таких домиков на площадке десятка полтора. Кроме этого было пару двухэтажных многоквартирных домов. Детский сад был с бассейном. Большой бассейн был. Большая столовая. Много производственных помещений, столярка, слесарка, просторные боксы. Ферма для поросят и рогатиков. Пасека. Котельная была и автономная электростанция. Все топилось, крутилось. Хрюкало, мычало - жило. До тех пор, пока военные не передали площадку оборонному же телевизорному заводу. А тот, в свою очередь, не прекратил свое существование. В котельную перестали завозить мазут и съемщики остывающих, потухших помещений упаковали вещички и отправились в путь. Поближе к действующим источникам парового отопления и электрического освещения.
Потом нашелся новый хозяин опустевших строений. Дома, что можно было, демонтировано и вывезено. Куда? Теперь уже не вспомнить. Зачем? Теперь уже не понятно. Это я о том, что не надо было ничего ломать. Подождали бы чуть-чуть, с той поры до дня сегодняшнего, и получился бы на площадке чудесный дом отдыха. Даже название не пришлось бы придумывать. "13 площадка" - историческое, с непрозрачным намеком на добрую такую пьянку, с парком и веником, прямо в сердце тайги. На очень возможную и крайне романтичную историю вдалеке от чужих глаз. Надежная дорога ко всем этим удовольствиям круглый год – отбоя бы не было от желающих побыть счастливыми.
Но там, где еще совсем недавно запускали ракеты и собирали системы связи, способные без всякой спутниковой поддержки "опоясывать" своим сигналом земной шар, в живых осталось всего две семьи. Одна живет постоянно. Другие наездами, как в загородный дом. Отопление печное. Электричество от солнечных батарей. Огород, лошадки, пчелы. И люди, и животные, в основном, на подножном корму. Ни один из бюджетов о них не заботится. Все своими силами, своими руками. Зимой добираются к себе по колее, по снегу. УАЗик повыше и вперед.
Затерянный в лесах. Постоянно на 13-й площадке живут Барановские. Валентина и Николай, после капитуляции телевизорного завода все ушли, а они остались. И сегодня проживают на прежнем месте. Ведут нехитрое хозяйство. А главный герой моего рассказа - Евгений Первых когда-то жил на площадке с родителями, в первый класс ходил. Потом семья его уезжала. Вернулся уже взрослым мужчиной 15 лет назад. Купил половину полуразрушенного дома, привел его в порядок. Купил трактор дорогу чистить, оброс хозяйством. Но из города совсем не уехал. Тоже когда-то был участковым. Так получилось, что уже после завершения службы получил высшее юридическое образование. Продолжительное время работал водителем на скорой. Потом перешел в котельную. График работы подходящий – сутки через двое. Лесное хозяйство времени требует. Но юридическое образование пригодилось. Выбрал народ Евгения Геннадьевича своим представителем в поселковой власти. Евгений Первых является депутатом поселкового совета. Там ему и пригодились практически бесполезные в лесу знания.
Депутатом Евгений стал с лучшим результатом. Набрал больше всех голосов в поддержку своей кандидатуры. Тому есть одна очень интересная в прямом смысле причина. Многие, особенно люди старшего поколения знали в лицо и по имени водителя скорой помощи. Приметный и доброжелательный парень. Симпатичный человек. Но политического капитала от этого не густо. Проголосовали, по мнению самого депутата, за автора и ведущего канала "Потерянный в лесах". Есть теперь такой на Ютубе. Любит народ интересное. Гордится тем, что это интересное прямо зждесь на его маленькой родине, под боком.
- На площадке у меня огород, пчелы, грибы, охота. В общем: природа, больше отдых чем работа.
- Понимаю. Хорошая формула. Один к двум. Один день с людьми, на работе. Без этого никак нельзя. И два дня в лесу, у себя в тайге. Где по-настоящему хорошо.
- Примерно так. Вот и пришла мысль тем, что хорошо с народом делиться. У нас на площадке если хорошенько припомнить много интересного происходит. То медведь вместо берлоги в шахту ракетную спать уляжется. Интересно же, что его побудило. То упавший во время войны самолет все начали искать. А что его искать, давно известно где он лежит.
- Американский самолет Аэрокобра, потерпевший крушение в 1943 году?
- Да, он. Разбился в районе деревни Близневки. Бывшая деревня. Теперь такой не существует. Долгие годы самолет лежал без движения. Народ в те времена был ученый. За порядок хорошо понимал. Испытывать судьбу лишний раз желающих не было. От всего, что могло заинтересовать органы государственной безопасности, предпочитали держаться подальше. Вот и лежал погибший летчик в своем самолете при полном вооружении покойно. До тех пор, пока кто-то из охотников не поднял табличку с номером самолета и не выставил ее в интернет на продажу. Тут все и началось. Подняли документы, выяснили, что это за машина. Захотели найти место крушения.
- Кто захотел?
- Кто только не звонил. Представители самых разных организаций. В стране есть такое, как я понял, довольно массовое движение. Назвать его можно "Никто не забыт, ничто не забыто". Нужно отдать должное нашим руководителям, все, что касается наследия Великой Отечественной войны на особом контроле. Это необходимо и очень важно. Пилот, потерпевшего крушение самолета, Аркадий Кольцов 76 лет пролежал в нашей земле. Считался пропавшим безвести. И был найден поисковиками сосем недавно.
- Обстоятельства происшествия известны?
- Это истребитель американского производства, поставленный нам по Ленд-лизу. Его особенность в том, что двигатель самолета расположен сзади, за кабиной пилота. Это отличало его от самолетов, на которых наши молодые пилоты проходили обучение. На американцах летали такие наши прославленные герои как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов и другие. На их счету множество сбитых фашистов. Но молодым неопытным пилотам было сложно совладать с незнакомой машиной. Поэтому, по техническим причинам и по погодным условиям, трагедий слишком часто не удавалось избежать. Наш репортаж с места трагедии вызвал большой отклик у зрителей канала. Представители одной из организаций просили доставить части машины с места катастрофы для музея. Надеемся, нам совместными усилиями это удастся сделать.
- Какое отношение канал на Ютубе имеет в депутатской деятельности?
- Трудно сказать. Это средство общения с людьми. Возможность говорить о многом, в том числе и о важном. А рассказать хочется о том, что нам, что бы не говорили, посчастливилось жить в прекрасном месте, быть наследниками Великой истории. Природа, известно, не терпит пустоты. Она гармонична и очень разумна. От власти же требуется, по сути, немногое. Быть разумной. Найти, построить гармонию в отношениях с людьми. Получится это не сразу. Но если изо дня в день стараться, вести себя нравственно – очень возможно.