Чтобы решить задачу реального повышения уровня жизни населения, необходимо эффективно определять цели госпрограмм, содействовать развитию территорий. Чем и занимается сейчас наше правительство. Достаточно ли у региональных властей инструментов для стимулирования экономического роста, насколько сбалансированы отношения между краевым центром и территориями Красноярья? Об этом интервью заместителя председателя правительства – министра финансов края Владимира БАХАРЯ.
- Наступил 2020 год и мы, конечно, поговорим о новых планах и задачах. Но сначала обсудим исполнение бюджета 2019 года.
- Говоря об исполнении краевого бюджета 2019 года, наш Губернатор неоднократно отмечал, что это лучшее исполнение бюджета за последние 10 лет! Это действительно так. Исполнение бюджета в течение года было стабильным, что позволило выполнить все социальные обязательства и обеспечить своевременное финансирование запланированных расходов, включая проведение Универсиады.
Уже подведены предварительные итоги, и мы видим, что край благополучно завершил 2019 год.
Фактическое поступление доходов краевого бюджета в 2019 году составило около 285 млрд рублей, в том числе собственные доходы – 257,6 млрд рублей. Рост собственных доходов относительно прошлого года составил более 40 млрд рублей.
Особенностью исполнения бюджета 2019 года является выход на бездефицитный бюджет. Впервые, начиная с 2010 года, краевой бюджет исполнен без дефицита. Превышение доходов над расходами составило более 30,0 млрд рублей. Благодаря этому в 2019 году удалось существенно снизить госдолг на 22 млрд рублей (или на 20%) и сформировать остатки средств на начало 2020 года. По состоянию на 1 января 2020 года размер госдолга составил 82 млрд рублей или менее 40% к собственным доходам.
- Что позволило нам выйти на такие хорошие результаты?
- К основным факторам, за счет которых произошел рост доходов, относятся: рост цен на отдельные цветные металлы (в основном на палладий), формирование положительных курсовых разниц в результате изменения курса доллара, реализация инвестиционных проектов. Эти факторы положительно отразились на финансовых результатах крупных компаний, имеющих экспортно-ориентированную направленность.
Безусловно, важной является роль Губернатора края, его взаимодействие с федерацией и выстраивание эффективных взаимоотношений с крупнейшими налогоплательщиками.
Поступления также увеличились в результате более тесного межведомственного взаимодействия Правительства края с федеральными органами и органами местного самоуправления.
- Теперь о бюджете 2020 года, какие основные задачи он решает.
- Бюджет решает очень много социальных и инфраструктурных задач, связанных с развитием края.
Но приоритетной задачей является реализация национальных целей, обозначенных в 204-ом Указе Президента. В рамках этого будут реализовываться региональные проекты.
Кроме того, по поручению Губернатора края в бюджете сделан большой акцент на содействие устойчивому развитию территорий, в том числе в рамках строительства социальных объектов, а также за счет совершенствования системы межбюджетных отношений и передачи отдельных нормативов отчислений от доходов в местные бюджеты.
Так, увеличены нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов на 5% по налогу на прибыль организаций, это дополнительно к установленным 5%. Также в бюджеты муниципальных районов будет отчисляться 50% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Данные изменения не только позволяют обеспечить источниками дополнительные расходы, но и повышают самостоятельность и заинтересованность территорий в увеличении собственных доходов.
И еще один важный момент. Раньше мы ставили задачу по снижению дефицита. Как я отметил, она успешно решена, и наш приоритет сменился новым направлением: снижение госдолга.
- На что в основном будут направлены средства бюджета в 2020 году?
- На реализацию нацпроектов в крае за три года будет направлено около 70 млрд рублей, в том числе в 2020 году порядка 23,5 млрд рублей.
Также безусловным нашим приоритетом является выполнение всех социальных обязательств и гарантий, предусмотренных законодательством, в том числе в сферах образования и здравоохранения бюджет проиндексировал социально значимые расходы. Например, на 3,9 процента – публичные нормативные обязательства и расходы на питание в учреждениях, на 5,3 процента - расходы на коммунальные услуги.
Предусмотрены дополнительные средства на повышение зарплаты работников бюджетной сферы – около 6 млрд рублей. Они будут направлены на выполнение целевых показателей, установленных указами Президента 2012 года и на обеспечение повышения МРОТ с 1 января 2020 года. Также запланирована индексация зарплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы с 1 октября 2020 года.
Увеличиваются расходы на поддержку отраслей экономики,
в том числе в сфере АПК и на развитие дорожной инфраструктуры в крае.
Кроме того, решается ряд новых задач. Например, реновация парка воздушных судов, приобретение новых теплоходов взамен "А. Матросов" и "В.Чкалов", строительство автодорожного моста через Енисей в районе п. Высокогорский в Енисейском районе и другие.
В целом в ближайшие три года объем капитальных расходов составляет около 80 млрд рублей.
- Теперь поговорим о строительстве социальных объектов, что и где мы будем строить.
- В трехлетнем бюджете заложены средства в сумме около 26 млрд рублей на строительство и разработку проектной документации более, чем для 100 объектов. Это 45 объектов образования, 13 объектов здравоохранения, 22 объекта спорта, 8 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 7 объектов автомобильных дорог, иные объекты инфраструктуры.
При этом после проведения Универсиады в Красноярске строительство будет осуществляться не только в городе, а преимущественно в других территориях края.
Приведу несколько примеров.
В сфере образования построят 19 детских садов, в том числе 9 – в Красноярске, 10 – в иных городах и районах края.
До завершения 2022 года планируется построить 18 школ.
В сфере здравоохранения продолжится строительство онкодиспансера в Красноярске, появится родильный дом в Шарыпово, лечебно-диагностический корпус в Ирбейском, 2 поликлиники (в Идринском районе и в микрорайоне Покровский г. Красноярск), акушерский корпус в Енисейске.
За три года будет введено в эксплуатацию 15 спортивных объектов, в том числе биатлонный комплекс в Енисейском районе, стадион в поселке Абан, четыре физкультурно-спортивных центра (Солонцы, Новоселово, Кодинск, Туруханск), два физкультурно-оздоровительных комплекса (Сухобузимское, Боготол), плавательный бассейн в Минусинске, крытый каток в Канске.
Предусмотрена разработка проектно-сметной документации еще на 7 спортивных объектов, 3 школы и здание для Красноярской Мариинской женской гимназии. Завершится подготовка проекта многопрофильной детской больницы в Красноярске, поликлиники в Минусинске и в Свердловском районе г. Красноярска.
- Какие еще направления можно выделить в рамках поддержки территорий?
- В 2020 году почти 100 млрд рублей пойдет в территории по различным направлениям.
При этом расширяется господдержка не только в рамках строительства объектов, о которых я сказал. Растёт объём предоставляемых из краевого бюджета целевых субсидий по отдельным направлениям. В 2020 году их объем составит более 18 млрд рублей, в том числе на мероприятия, обозначенные Губернатором края.
Например, около 4 млрд рублей будет направлено на содержание и ремонт муниципальных автодорог, более 500 млн рублей – на капремонт и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, около 100 млн рублей – на устройство плоскостных спортивных сооружений.
Увеличен объем господдержки на ремонт сельских домов культуры в территориях до 200 млн рублей ежегодно, а также на модернизацию муниципальных библиотек до 174 млн рублей ежегодно.
В этом году увеличится объем финансирования госпрограммы "Содействие развитию местного самоуправления" более чем на 700 млн рублей, из них 500 млн рублей будет направлено на реализацию мероприятий по благоустройству территорий и порядка 150 млн рублей за развитие налогового потенциала.
Расширяется география краевой программы поддержки местных инициатив. В 2020 году количество ее участников возрастет до 270 поселений в 22 муниципальных районах, а объем финансирования увеличится до 140 млн рублей. Напомню, данная программа направлена на благоустройство конкретного населенного пункта и учитывает желание населения участвовать в общественной жизни муниципалитетов.