Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Емельяновские веси". Учредитель КГАУ "Редакция газеты "Емельяновские веси". Главный редактор Марина Геннадьевна Луц

663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. Московская, 178
телефон: 8-902-924-56-26 - реклама, объявления. 2-90-39 - бухгалтер. 2-47-40 - главный редактор, ответственный секретарь
e-mail: ya.redacczia@yandex.ru

Ответственность и награда

Для Натальи Владимировны Слободчиковой Емельяновская первая школа родная. Сначала она в ней училась и успешно ее закончила. Затем выучилась на учителя и стала преподавать в ней.

Свою карьеру учителя русского языка и литературы Наталья Владимировна начала в вечерней школе в 1969 году. Когда-то очень актуальное, востребованное учебное заведение. Страна создавала самое грамотное в мире сообщество. Делать это пришлось без отрыва от производства. Такое сочетание теории с практикой, кроме прочего, давало очень хороший образовательный результат. Через пару лет, в 1971 году, молодого преподавателя пригласили работать с детьми. Таким образом учительствует Слободчикова уже более половины века. Почти пятьдесят лет в родной школе. Перерыв небольшой был. Почти десять лет заслуженная учительница отдала советской работе. Но это не в счет.

Сегодня, как и в 60-е годы прошлого века, в нашей школе не хватает учителей. Не станем греха таить, еще и этим обстоятельством обусловлено профессиональное долголетие наших учителей. Но и без любви к своему делу, желания быть полезной, оставаться в строю так долго было бы очень трудно. Невозможно.

- На протяжении продолжительного периода русский язык был в мире вторым, после английского, по значимости языком, - начал я издалека о вражеском наступлении на русский язык в странах, еще вчера считавших его родным государственным.

- Не помню такого, - недослушав до конца вопроса, отозвалась Наталья Владимировна. - Когда я училась – русский язык был первым, главным и основным языком. Тем более учителей английского языка у нас и вовсе не было. А своей профессией русский язык я выбрала потому, что у меня был чудесный педагог. Елена Михайловна Гардер буквально влюбила меня в литературу. Для меня она на всю жизнь стала идеалом ума, внешней и внутренне красоты. Ее умение цитировать на память произведения выдающихся русских писателей и поэтов казалось мне чрезвычайно достойным навыком. Очень хотелось быть похожей. С тех пор прошло много времени, но то, что было выучено в те годы, осталось со мною на всю жизнь. Поэму "Двенадцать" Блока до сих пор помню наизусть. Поэму "Хорошо" Маяковского – почти всю наизусть. Большие куски текста из "Войны и Мира", монолог Екатерины из "Грозы", многое еще, - все это наизусть помню да сих пор.

- Что для вас язык, русский язык?

- Язык – это основа. Хрестоматийные истины даже повторять не хочется. Язык – это нация, страна, самосознание, ментальность. Язык – это то, что мы есть. И я горжусь, что я русская. Что я знаю, владею русским языком. Преподаю его. Наш язык – это величина, это глыба.

- Кто ваши любимые писатели?

- Если ХVIII век, то Радищев. Это великий просветитель, автор "Путешествия из Петербурга в Москву": "Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянам вы оставляете? То, чего отнять не можете - воздух, да, один воздух". И еще мне нравится: "Ты хоешь знать кто я, что я, куда я еду. Я тот же, что и был. И буду весь мой век: не скот, не дерево, не раб, но человек". Это личность, которая формирует сознание, не вкус литературный, а сознание. Обязывает понять, что ты гражданин, что у тебя есть ответственность перед обществом. Если взять ХIХ век, то я очень люблю Тургенева. Тургеневские романы, тургеневские девушки… Сам Тургенев всю жизнь прожил на краю чужого гнезда. Если взять век ХХ, то ближе всего мне Маяковский.

- А современные писатели, как вы относитесь к Дмитрию Быкову?

- Дмитрий Быков. Который ведет программы литературные? Я прочла его большую двухтомную работу. У него свой взгляд на литературу. Либеральный взгляд. Понимаете, мы выросли в другой идеологии. К которой, как мне кажется, сегодня начинают возвращаться. Возвращаются не к коммунизму, а к идеологии, которая противостоит либеральствующим. Быков бывает интересен, информативен, но трактует все по-своему. Я не разделяю его взглядов.

- А Захар Прилепин?

- Прочла его "Обитель". Сильнейшая вещь. Впечатляющая: русский Север, Соловки, 20-е годы прошлого века. Трагическая страница послереволюционной русской истории правдиво бережно конкретно воспроизведена. С ее лексикой, с ее судьбами, отношениями. С большим удовольствием прочла. Других произведений не вспомню, еще что-то начинала читать и отставила в сторону, не прониклась. Мне кажется, современная литература еще "не отстоялась". Большое, как говорят, видится на расстоянии. Надо, чтобы время прошло, великое станет заметно.

- Понятно. И мы просто обязаны поговорить о Пушкине. Пушкин наше все – есть такая грубоватая присказка.

- Именно, наше все. Я действительно так считаю. Когда была молода, немногие его стихи прочла. Для Пушкина нужен возраст. Нужна определенная зрелость. Вообще в школьной программе есть произведения, которые надо было бы изучать позднее. "Тарас Бульба" Гоголя. Великая вещь. Проходим в шестом классе. Очень велика вероятность мимо главного пройти. Да, ребенок увидит Запорожскую Сечь, встречу отца с сыновьями. А увидеть этот бой под Дубно, когда Гоголь будто парил над полем и каждого казака предупреждал "оглянись, зависла сабля ляха", гораздо сложнее. Ведь нужно правильно понять, почему каждый казак, умирая говорил: "Да пусть же вечно стоит и процветает Русская земля"? На этот вопрос нужен очень точный ответ. "Мертвые души" тоже нужно попозже читать. И пушкинского "Евгения Онегина" тоже. В школьной программе этот роман в стихах вполне можно было бы заменить повестями Пушкина. Это было бы проще для понимания.

Кроме этого я узнал, что у нас сегодня нет единого учебника литературы. Это значит, что дети, даже в одной школе, не говорю уже о разных регионах страны, изучают интерпретации источников, принадлежащих перу разных авторов. Насколько это оправдано – другой разговор. Одно можно утверждать с уверенностью: в условиях, когда сама система образования допускает разные интерпретации, роль учителя, четкая система взглядов наставника, играет огромное значение в конечном результате воспитательного процесса. Которому, по мнению Натальи Владимировны, есть начало, но нет конца.

- Возможностей у современных детей гораздо больше, чем у нас, - утверждает мудрый педагог. – Сейчас можно много кем стать. И кто знает, когда твоему воспитаннику пригодится та конкретная частица знаний, полученная им от тебя сегодня. Возможно, пройдут годы, десятилетия. Поэтому каждое мгновение общения с детьми - это большая ответственность, забота и награда. Когда же мы говорим о том, что такое русский язык, я вспоминаю слова Тургенева: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

Автор: Емельяновские Веси

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 605

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика