Если б не жительница села Гагино Зинаида Николаевна Тиманина, предложившая о нём написать. Сергея Григорьевича и Зинаиду Николаевну связывает маленькое село Баженово, являющееся их родиной, и родственные отношения: они троюродные брат и сестра. В конце июля Сергей Григорьевич приехал на свою малую родину из далёкого города Улан-Удэ. Представляете, как далеко судьба забросила нашего земляка – из Сибири нужно лететь 5 часов самолётом до Москвы, потом добираться до Нижнего, а там уже и до Баженова. Но никакие расстояния и перелёты не страшат человека, жаждущего встречи с любимыми родными местами.
И мы вместе с Зинаидой Николаевной Тиманиной сегодня отправляемся на встречу с Баженовом и Сергеем Григорьевичем Рыжовым. По дороге Зинаида Николаевна рассказывает о большой семье, в которой она росла и воспитывалась, о том, каким было село в годы её детства, какие исторические сведения ей удалось получить из архивных источников. За интересным разговором мы быстро добрались до Баженова. Благодаря Зинаиде Николаевне сразу же подъезжаем к нужному нам дому – дому её родного брата Геннадия Николаевича Пестова, который приезжает из Нижнего Новгорода каждый год в Баженово на летнее время. У Геннадия Николаевича и остановился погостить Сергей Григорьевич Рыжов. Оба нас встречают по-деревенски просто – сидя на лавочке. К их дружеской компании присоединилась сестра Зинаиды Николаевны и Геннадия Николаевича – Юлия Николаевна Каляшманова. Она тоже не может не приезжать в Баженово. Вроде бы и живет не в городе, а в Гагине, но оно не стало для неё таким родным. "В Баженове лучше! Потому и уезжаю сюда на лето!", - объясняет Юлия Николаевна.
ТЕПЕРЬ уже все вместе мы вдыхаем этот до головокружения свежий, заправленный запахами трав и летних цветов воздух небольшого селеньица, в котором и жителей-то почти не осталось. Сидим на лавочке и, кто бы мог подумать(?!), вспоминаем высказывание американского писателя Эрнеста Хемингуэя: "Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж – это праздник, который всегда с тобой". Так вот свою любовь и привязанность к Баженову Сергей Григорьевич Рыжов, перефразируя Хемингуэя, объяснил так: "Баженово – это праздник, который всегда с тобой".
Глядя на этих родных друг другу людей – Сергея Григорьевича, Геннадия Николаевича, Юлию Николаевну, Зинаиду Николаевну – понимаешь без лишних слов, как хорошо им на своей малой родине, как здесь им всё дорого. Как им, пусть и временным своим присутствием, хочется продлить неизбежно угасающую в селе жизнь и тот самый "праздник, который всегда с тобой".
- Сергей Григорьевич, а на какой улице жили вы? – спрашиваю я своего собеседника.
- Улица, на которой мы с вами сейчас находимся, в селе называли Конец, а я жил на Выселках. Там прошли мои детские и школьные годы, - отвечает Сергей Григорьевич. – От родительского дома ничего не осталось. Только тополь, посаженный мною…
ОТЕЦ Сергея Григорьевича – Григорий Макарович Рыжов – воевал на Сталинградском фронте, после серьёзного ранения вернулся в Баженово. В мирное время работал ветврачом в колхозе. Мать – Евдокия Васильевна – простая крестьянская женщина. В семье Рыжовых (кстати, это в Баженове очень распространённая фамилия) родилось пятеро детей. Сергей, самый старший, родился за год до окончания войны. И уже в детстве приобрёл негласную профессию – "нянька". В то время детского сада не было, потому старшие дети воспитывали младших.
О детстве у Сергея Григорьевича остались тёплые воспоминания, несмотря на то, что было оно послевоенным, стране требовалось много сил для восстановления. "Люди стремились к тому, чтобы все было хорошо. Настрой был на лучшую жизнь, - вспоминает те годы Сергей Григорьевич. – Мы, ребятишки, гурьбой высыпали на улицу. Нам хотелось играть, зимой кататься на санках и лыжах, летом – купаться, бегать в луга. Ели всю траву! Помню, как мать варила овощной суп. О мясном и речи не вели. Правда, молоко на столе было всегда – свою корову держали. Конечно, в селе были свои традиции, песни, свои радости и переживания. В душе осталось много ребячьих игр. Горько, что это никогда не повторится. Село почти исчезло. А тянет сюда с годами всё больше и больше". Здесь Сергей Григорьевич цитирует созвучные сегодняшнему его состоянию пушкинские строки:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
И я представляю, как, оставаясь наедине с самим собой, со своими мыслями, Сергей Григорьевич отправляется бродить по знакомым ему сельским улицам, лугам, как ноги сами ведут его к сельскому кладбищу, где под сенью берёз покоятся его бабушка с дедушкой, младший братишка. И опять многое что припомнится, ведь этой памятью и жив человек.
ЕЩЁ в детстве Сергей Рыжов хорошо усвоил, что такое чувство долга. Я должен, как старший брат, воспитывать младших, я должен учиться. В походе за знаниями он обошёл всю округу. Закончил 4 класса Малаховской начальной школы - это первый его опыт ходьбы пешком до школы в соседнее село. Семилетку он уже закончил в Глушонках. В то время после 4-го и 7-го классов обязательно сдавали экзамены. В Итмановскую школу (а это километров восемь в одну сторону) ходил в одиночку. "Зимой по пояс в снегу пробирался, домой приходил после школы и падал замертво, – вспоминает Сергей Григорьевич. – Когда у меня появился велосипед (по тому времени такое событие – прогресс!), стал ездить на нём. Закончил же десятилетку я в Какинской средней школе. Вот так пришлось мне поучиться в нескольких школах. И все здешние окрестности благодаря этой учёбе хорошо до сих пор помню".
МОГ ЛИ Сергей Григорьевич в своём детстве предположить, что станет актёром и что любовью его жизни будет театр. Да нет, конечно. Его окружала другая действительность, он не воспитывался в актёрской семье. Хотя первый опыт сценической игры, будучи ещё мальчишкой, получил именно в своем Баженове. Был в Баженове увлечённый театром человек – колхозник Порфирий Иванович Коженков. По сельским меркам – грамотный, всем интересующийся. Вот он и репетировал по собственной инициативе сценки с детьми и молодёжью. "Не зная Станиславского и Мейерхольда, Порфирий Иванович на интуитивном уровне учил нас, как нужно играть свою роль, - вспоминает первого своего режиссёра-самоучку Сергей Григорьевич. – После игры в пьесе меня увлекла техника, первое знакомство с автомобилем в кружке под руководством директора Какинской школы Наумова. Потом в школу приехали представители из Горьковского педагогического института. Учитель русского языка и литературы Иван Абрамович Вечканов посоветовал мне поступать в этот институт. Куда я и отправился". С улыбкой и юмором рассказал Сергей Григорьевич забавную историю поступления. Впервые паренёк из небольшого села попал в большой город! Понятно, что не обошлось без курьёзов. "При подаче документов я услышал незнакомое и пугающее слово "конкурс". И сделал вывод, что конкурс – это плохо! Если в Горьком он большой, то не попробовать ли поступать в Арзамас?" И Сергей Рыжов, осмелев от нескольких дней городской жизни, решил позвонить самому Воробьёву – ректору Арзамасского пединститута. На вопрос "У вас конкурс большой?" получил от ректора встречный ответ: "А вы что, боитесь?" Вот такой телефонный разговор, просящийся в юмореску, подвиг Сергея Рыжова поступить в Арзамасский педагогический на филологический факультет.
В ГОДЫ студенчества я впервые понял, что такое хрущёвская "оттепель", - рассказывает Сергей Григорьевич. – Сколько мне открывалось нового. Появился широкий круг общения. Я стал участником студенческого театра миниатюр. Ставили в своём вузе юморески, взятые из журналов. Одно из знаменательных событий – в студенческий период меня пригласили в труппу Арзамасского драмтеатра. Убедил декана в том, чтобы мне разрешили свободное посещение занятий. В театре пришлось очень много преодолеть. Прежде всего, внутренний зажим. Началась работа над собой. Нужно было освободиться от напевного, свойственного жителям нашей сельской местности говора. "Не пой, а разговаривай", - учили меня в театре. Поэтому приходилось включать самоконтроль. В Арзамасе играл молодых лейтенантов, хулиганов. Вот такие были мои первые роли. Но тогда я ещё не предполагал, насколько всерьёз заразился вирусом театра. Это мне откроется чуть позже. Поэтому, получив диплом об окончании Арзамасского пединститута еду по распределению работать в Тюменскую область учителем английского языка.
УЧИТЕЛЬСТВОВАЛ Сергей Григорьевич недолго. Через год понял: "Не моё!". И свою дальнейшую карьеру он продолжит в театре, уехав на Дальний Восток – в город Уссурийск. Ему придётся также поработать в театрах Владивостока, Перми, Семипалатинска. А вот в Улан-Удэ С.Г. Рыжов задержится надолго. Вместе с женой, актрисой Ниной Тумановой, он приедет в 1977 году в Москву – на биржу актёрского труда. Супруги получат предложение о трудоустройстве в драмтеатр города Улан-Удэ. Это предложение их вполне устраивало, поскольку семью обещали сразу обеспечить жильём. К этому времени дочка Катя пошла в 1-й класс.
Сергей Григорьевич не заканчивал театральных вузов. Самообразование и практика – вот что помогло ему преуспеть в актёрской профессии. Важным было и то, что вместе с женой они были на одной волне. Работали в одном театре, были партнёрами в спектаклях. Гастролировали по Дальнему Востоку, Сахалину, Камчатке, Украине, Белоруссии, Сибири, Рязанской, Костромской областям.
42 года проработал С.Г. Рыжов в Государственном русском драматическом театре города Улан-Удэ. Сыграл более 100 разноплановых ролей: Милона ("Недоросль", Д. Фонвизин), Самсона Большова ("Свои люди – сочтёмся", А. Островский), Ксанфа ("Эзоп", Г. Фигейредо), Маркиза Рикардо (Собака на сене", Лопе де Вега), Короля ("Золушка", Е. Шварц), Станислава ("Маленький спектакль на лоне природы", С. Лобозеров) и др. Большой удачей Сергей Григорьевич считает роли Бориса Годунова из "Смуты" Алексея Толстого, Тевье-молочника из "Поминальной молитвы" Григория Горина. Спектакль "Поминальная молитва" был любим зрителями – за десять лет, что он шёл в театре, был сыгран более ста раз. В спектакле "Стулья" по пьесе Э. Ионеско Сергей Григорьевич играл вместе с женой Ниной Тумановой. За главную роль Старика был удостоен Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства.
- Для меня, как артиста, является самым интересным выход на сцену. Когда роль уже подготовлена, и зритель становится твоим партнёром, - делится Сергей Григорьевич.
В РУССКОМ драматическом театре С.Г. Рыжов вёл не только артистическую деятельность, но и на протяжении 30 лет был заведующим труппой. Снимался Сергей Григорьевич и в кино.
В этом году артист отметил свой 75-летний юбилей. В городе Улан-Удэ это известный человек. Его ждут и любят зрители. О нем говорят и пишут журналисты и театральные критики, давая его актёрскому мастерству высокую оценку. Вот что пишет о Сергее Григорьевиче Лилия Маркина в статье "Герои из жизни": "Его герои разные, но большинство отличает одно: безупречные манеры, холодноватая и мягкая интеллигентность. При этом вышеназванные качества умело трансформируются, помогая создавать самые разные образы. Наверное, потому его герои любимы публикой, что они очень реальны, они из жизни".
В области театрального искусства С.Г. Рыжов был неоднократно отмечен почётными грамотами Министерства культуры Республики Бурятия, он удостоен званий "Заслуженный артист Российской Федерации", "Заслуженный артист Бурятской АССР", "Народный артист Республики Бурятия".
У АЛЕКСАНДРА Блока есть такое высказывание: "Театр – это нежное чудовище, берёт всего человека, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван…". Как говорит Сергей Григорьевич Рыжов: "В лапы этого "нежного чудовища" я попал на всю жизнь". Он по-прежнему на сцене и мечтает подольше с ней не расставаться.
Беседуя с артистом, сожалела о том, что не посмотрела ни одного его спектакля.
В Баженове Сергея Григорьевича земляки никогда не расспрашивали о театре, его профессиональной деятельности. А он, в силу присущей интеллигентности, никому не навязывал разговоров об этом, не кичился своими званиями и заслугами. Просто каждый раз радовался встрече с земляками и родной землёй. И каждый раз, грустя, с ними расставался. Прожив долгие годы в Бурятии и обретя там актёрскую славу, Сергей Григорьевич не скрывает, что так и не стал коренным сибиряком.