На этот раз конференция проходила исключительно в деловом формате, без ежегодной церемонии награждения лучших школ и педагогов, концертной программы (такой праздник будет организован для педагогов района чуть позже – в День учителя). Среди участников сегодняшней конференции: главы сельских администраций, руководители учреждений района, руководители общеобразовательных, дошкольных учреждений, специалисты отдела образования и др.
По теме "Перспективы развития системы образования Гагинского района в рамках национального проекта "Образование" выступил начальник РОНО М.Л. Рыжов. Прежде чем говорить о перспективах, Михаил Леонидович провел анализ работы системы образования Гагинского района за два учебных года (2017-2018, 2018-2019 гг.). Особо было отмечено, что для достижения результатов в любой сфере деятельности необходимо создать определенные условия. Важный пункт – заработная плата. Дорожная карта выполняется по всем учреждениям образования. Средняя заработная плата педагогических работников: от 23 до 32,5 тыс. руб.
В образовательных учреждениях района создаются необходимые условия для учебного процесса. В школах и детских садах ежегодно проводятся ремонтные работы. По сравнению с предыдущим учебным годом, в 2019 году в 8,5 раза увеличилась сумма денежных средств, направленных на ремонт общеобразовательных учреждений – с 2 млн руб. до 17 млн руб., особое внимание в этом году уделено Юрьевской средней школе и Гагинскому детскому саду № 1, где продолжается капитальный ремонт, в котором кроме строительных бригад задействованы коллективы данных учреждений. М.Л. Рыжов поблагодарил коллективы Юрьевской школы, Гагинского детского сада № 1 и руководителей Л.А. Мулюкину, Е.В. Федоскину за проводимую работу.
Обеспечены школы района необходимым транспортом (всего 13 автобусов). В 2017-2018 учебном году поступила 1 транспортная единица, в 2018-2019 уч. году – 4. Главное предназначение автобусов – доставка детей на учебные занятия. Есть острая необходимость в обеспечении транспортом учреждений дополнительного образования.
Сеть учреждений образования сократилась на две единицы: закрыты Тархановская основная школа и дошкольная группа в с. Ляпня по причине резкого снижения численности обучающихся и воспитанников (в Тарханове всего 12 обучающихся, в Ляпне – ни одного ребенка дошкольного возраста).
Снижение численности обучающихся произошло в Итмановской (20), Какинской (19), Больше-Аратской (30), Ветошкинской (29) школах. Приходится констатировать тревожный факт, что роста обучающихся в данных школах в перспективе не предвидится.
На сегодняшний момент количество руководящих и педагогических работников в системе образования Гагинского района – 214 человек. Доля педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории, составляет 85% (среднеобластной показатель – 73%). Руководители организаций образования имеют стаж от 5 до 30 лет. По молодым педагогам в возрасте до 35 лет Гагинский район смотрится неприглядно, занимая шестую нижнюю строчку среди районов Нижегородской области. Среднеобластной показатель по учителям до 35 лет – 24%, в Гагинском районе – 15,3%. В нынешнем году районный педагогический коллектив пополнил всего 1 молодой учитель.
Педагоги района стараются повысить своё профессиональное мастерство: 45 учителей стали участниками региональных и всероссийских конкурсов. Диплома 2 степени в номинации "Лучший учитель георгафии сельской школы" регионального конкурса на соискание премии имени А.В. Потанина удостоена А.В. Тиняева, учитель географии МАОУ Гагинской СШ; диплома 3 степени в областном конкурсе "Здоровые дети – наше будущее" - Е.Ю. Парамонова, зам. директора по воспитательной работе МБОУ Больше-Аратской СШ; диплома 3 степени в областном конкурсе методических разработок "Формула здоровья" - И.Н. Новикова, учитель начальных классов МАОУ Гагинской СШ. Участником нацпроекта "Образование" стала Т.В. Шестакова, учитель математики Гагинской школы (7 место из 49 в рейтинге сельских учителей).
Говоря о качестве образования, М.Л. Рыжов остановился на результатах ГИА 9-11 классов, отметив хорошие результаты по русскому языку (средний балл выше 70-ти). По математике в 9 классе средний балл за последние три года снижен. В 11 классе по математике (база) тоже результат ухудшен, в то же время по профильной математике показатели улучшились (от 41,85 в 2017 году до 50,14 баллов в 2019-ом).
Результаты Всероссийских проверочных работ в 4,5,6 классах вызывают тревогу. Если в 4 классе обучающиеся набирают высокие баллы, то уже в 6-ом эти баллы резко падают: математика – 82 (31), русский язык - 79 (41). Возникают вопросы: почему пропадает у детей интерес к учебе и как решать эту проблему.
С отличием окончили учебу пять выпускников 9 классов, 4 выпускника 11 классов. Из 92 выпускников 9-ых классов в 10 кл. идут только 23 человека (для сравнения в 2017 году – 29 человек), что вызывает обеспокоенность дальнейшей судьбой общего среднего образования в нашем районе. Из 44 выпускников Гагинской школы только 11 изъявили желание продолжить учебу в 10 классе.
Для получения детьми дошкольного образования в детских садах района созданы хорошие условия. Дошкольное образование дети могут получать в Доме детского творчества и ДЮЦе (Детско-юношеском центре), где предусмотрен набор детей с 5-летнего возраста. В ДЮЦе появились новые направления деятельности, увеличен штат педагогов.
На 2019-2020 год обозначены следующие задачи: дальнейшая модернизация инфраструктуры общего образования; повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений; охват дополнительным образованием не менее 82% детей; повышение количества педагогов, аттестованных на высшую и первую категории; создание условий в ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение 100% образовательных учреждений высокоскоростным Интернетом и др. "Нужно двигаться вперед, искать пути, чтобы это движение было", - подытожил свое выступление М.Л. Рыжов, обращаясь к собравшейся аудитории.
О предстоящем открытии в Гагинской школе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" рассказал директор Гагинской СШ В.А. Копнин. "Данный Центр создается с целью внедрения на всех ступенях образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, технического и гуманитарного профилей", - отметил Виктор Александрович.
В Центре будут созданы рабочие зоны по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности". На данный момент в школе созданы два кабинета: кабинет для проектной деятельности и кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций. Проведен ремонт кабинетов на сумму 200 тыс. рублей. Ведется закупка мебели. Все кабинеты будут оснащены новейшей техникой: 3D принтерами, виртуальными шлемами, тренажерами-манекенами для оказания первой помощи и др.
В Центре "Точка роста" планируется проведение мероприятий для детей всех образовательных учреждений района. 19 учителей Гагинской школы прошли переподготовку по курсу "Гибкие компетенции проектной деятельности" в Центре "Точка роста", два педагога обучались в учебном центре "Кванториум" города Владимир по предметной области "Технология".
О перспективах развития дошкольного образования Гагинского района рассказала участникам конференции специалист РОНО Г.А. Бубнова. В 2019-20 уч. году система дошкольного образования будет представлена 4 дошкольными образовательными учреждениями, одним филиалом и двумя дошкольными группами при школах. Детские сады будут посещать 298 детей. Как отметила Галина Александровна, анализ демографической ситуации свидетельствует о снижении количества дошкольников в районе. Если в райцентре количество детей дошкольного возраста остается на стабильном уровне (276-280 детей), то в селах района возникает критичная ситуация, ведущая к закрытию дошкольных групп.
Все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских садах. Впервые в этом году будет создана группа для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (Гагинский детский сад № 1). Для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, на базе Гагинского детского сада № 1 работает детский консультационный центр, специалисты которого готовы оказать консультационно-методическую помощь дошкольникам и их родителям. В выступлении Г.А. Бубновой была затронута важная проблема, касающаяся ухудшения здоровья детей, причем не только дошкольного возраста. Как показывает мониторинг состояния здоровья детей за последние несколько лет, выявляется все больше детей с хроническими заболеваниями. Поэтому одна их задач образовательных учреждений – постараться направить образовательный процесс на укрепление здоровья детей. Для этого в детских садах разработаны программы здоровья. "Надеемся, что реализация этих программ даст свои плоды", - отметила Галина Александровна.
По 22 образовательным программам ведут работу педагоги Дома детского творчества. В 37 творческих объединениях занимаются 242 обучающихся. "Сегодня мы находимся в новом здании со светлыми и просторными учебными кабинетами, рядом – школа искусств, стадион, детская библиотека, ДЮЦ. Для организации учебно-воспитательного процесса в Доме детского творчества созданы все необходимые условия", - прозвучало в выступлении директора ДДТ В.Н. Петрушкиной.
Вторая часть конференции прошла в учебных кабинетах Гагинской школы. Для руководителей школ, детских садов, районных методобъединений, учреждений дополнительного образования была организована работа 4 дискуссионных площадок.