Перебираю фотографии. Старых, из далёкой юности немного, больше последних. Но в юность возвращаюсь снова и снова. Я пришла в Юрьевскую школу из Березниковской в далёком 1965 году. В школу ходили либо пешком, если было грязно и шёл дождь, либо ездили на велосипедах, когда позволяла погода. Вставали рано, потому что занятия начинались в 8 часов, а до Юрьева 7 км от нашего села, а от Еделева и Березников и того больше. Обеды, завтраки не предусмотрены, уроки заканчиваются в половине второго; если дежурные, то надо убрать класс, а потом 7 км домой. Дома надо помочь по хозяйству (воды из колодца принести, к пригону за коровой, телёнком сходить, по мелочи что-нибудь), уроки сделать. А утром всё сначала. Конечно, уставали. Конечно, иногда не высыпались. Но, как ни странно, в школу хотелось идти, хотелось увидеть одноклассников, учителей, а наш директор стал всеобщим любимцем.
Какие светлые воспоминания наплывают из тех школьных лет!
Алексей Константинович Гусев был замечательным учителем: талантливым, эрудированным, интеллигентным. Непринуждённо и даже весело объяснял он премудрости органической химии. Огромные формулы становились живыми, понятными. Было интересно и любопытно, а что же будет дальше?
Я стала не химиком, а математиком, но это "а что же дальше?", заложенное им и другими моими наставниками, осталось и в математике и во всей моей учительской работе. Было немыслимо не выучить уроки, плохо ответить, не решить задачу. Даже слабые в химии одноклассники в перемены старались разобраться в химических лабиринтах, спрашивали непонятое у тех, кто мог помочь в этом.
Алексей Константинович был прекрасным воспитателем. Он не читал нудных нотаций, понимал своих учеников, не назначал суровых наказаний. Но укоризненный взгляд, задумчивое "не ожидал от тебя" делали своё нужное дело. Хотелось "провалиться" под этим взглядом! Наверное, таким и должно быть воспитание.
Алексей Константинович был прекрасным руководителем. В его школу хотелось идти, в ней хотелось учиться. А какие замечательные учителя работали в школе!
Математик Анастасия Фёдоровна Назарова, физик Валентина Ильинична Иванова, литератор Мария Фёдоровна Толмачёва, английский - язык Валентина Ивановна Безрукова, обществознание - Владимир Михайлович Безруков. Все они были профессионалами, знавшими свой предмет досконально.
Владимир Михайлович Безруков создал школьный музей. Неслыханное по тому времени дело. Мои одноклассники на наших встречах вспоминают, как волокли к нему в музей огромные кости неизвестных животных с берегов Пьяны, как собирали прялки, утюги, старую посуду. Я ещё помню утюг с углями, которым мама гладила бельё.
Светлые и трогательные воспоминания о милой нашему сердцу старенькой деревянной школе, её директоре, всегда подтянутом, энергичном, улыбчивом и доброжелательном, о наших замечательных учителях звучат на наших встречах с одноклассниками. Они уходят от нас в воспоминания. В живых осталось немного. Тяжело больны Валентина Ивановна Безрукова и Клавдия Николаевна Гусева. Не знаю, живы ли Фаина Фёдоровна Толмачёва и Мария Фёдоровна Симонова. Вместе с ними уходит от нас то поколение настоящих русских интеллигентов, всей душой преданных своему делу, доброжелательных, бескорыстных, порядочных. Эти люди имели в душе своей такой прочный стержень, что им по плечу была труднейшая в жизни работа – воспитание подрастающего поколения.
В моей школе не было компьютеров и интерактивных досок, но в ней была радость бытия, радость общения, радость познания нового. В моей школе жило стремление к добру, к совершенству, желание помогать людям, обществу, Родине, жила романтика будущего. В моей школе было то, чего, к сожалению, нет в современном прагматичном мире. Уходит целая эпоха в жизни страны. Если бы существовал такой гимн, который мог бы прославить эту уходящую эпоху и живших в ней людей, я с почтением и благодарностью пропела бы его во славу моих учителей, моей школы и её директора – Алексея Константиновича Гусева.