Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Гагинского района

607870 Нижегородская область, с. Гагино, ул. Ленина, д. 48
телефон: +7 (83195) 2-14-56; 5-11-34
e-mail: gagvesti@list.ru

Исторические сведения

7 июня православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников – день Святой Троицы, или Пятидесятницу. В нескольких селах нашего села этот день является престольным. Одним из них является Ушаково.

7 июня православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников – день Святой Троицы, или Пятидесятницу. В нескольких селах нашего села этот день является престольным. Одним из них является Ушаково. Сегодня мы публикуем исторические сведения о приходе села, о постройке каменного храма из статьи священника А. Можаровского ("Нижегородские губернские ведомости", часть неофициальная, № 32 от 11 августа 1893 г.).

Приход села Ушаково издавна состоял собственно из села и деревень: Молчанова, Дарьина, Сунгулова, но в конце 70-х годов Молчаново - с построением церкви - выделилось в собственный приход.

В Ушакове считается 107 дворов, в Сунгулове 38 дворов и Дарьине 23 двора. Как само село Ушаково, так и его приходские - бывшая Молчаново и настоящие - Сунгулово и Дарьино носят названия от тех помещиков-землевладельцев, которые первые населили досель пустопорожние земли своими крестьянами, переведёнными сюда из их старинных Московских вотчин, ибо выговор ушаковских прихожан чисто московский на "а", чем ушаковцы резко отличаются от окрестных жителей. Ныне существующий в селе Ушакове храм уже третий с образования прихода. Первый храм деревянный однопрестольный во имя святителя Николая Чудотворца сгорел в год пугачёвщины; второй также деревянный и однопрестольный в тоже наименование существовал до 1889 года. К столетию существования здание храма сильно осело и

накренилось, что побудило ушаковских прихожан серьёзно подумать над этим обстоятельством, о. Невский обратился за материальной помощью к местной землевладелице, известной своею благотворительностью Екатерине Дмитриевне Каратаевой. Соизволив готовность принять участие в постройке храма, она советовала лучше создать каменный храм.

Ободренные таким участием священник и прихожане решились строить каменный храм. Архитектором А.Р. Станкевичем были составлены план, фасад и смета для будущего храма. Преосвященный Макарий разрешил и благословил начатое дело. В весну и лето 1880 года было заготовлено в нарочито устроенных сараях 200000 кирпича и нанят подрядчик на

каменную кладку храмового здания Яков Воинов. 14 сентября при торжественной молитвенной обстановке совершена закладка храма и до зимы выложены все стены здания на аршин высоты от земли. Все утешали себя надеждами, что при деятельной помощи госпожи Каратаевой при малых средствах прихожан храм скоро будет совершён, но ... Каратаева скоропостижно скончалась. При известии о смерти Екатерины Дмитриевны сильно упали духом и ушаковские прихожане, и священник, тем более, что по справке оказалось - Е.Д. Каратаева не оставила после себя никакого завещания и распоряжения об обеспечении Ушаковской церкви. И только после, уже ее наследник Александр Яковлевич Каратаев, деверь её, зная усердие к Ушаковскому храму почившей, предоставил в Нижегородский Александровский банк 2000 рублей на вечное время с тем, чтобы 2/3 % с сего капитала шли на церковь и 1/3 % на причт за поминовение усопшей и её родственников.

При таких обстоятельствах дело по построению церкви потянулось медленно. В это время Господь обратил сердце на доброе дело построения храма Ушаковского крестьянина Герасима Федоровича Сурнина, человека довольно зажиточного: он прежде был бурмистром, а потом занимался коммерцией и арендованием помещичьих земель; наследников у него, кроме дочери, выданной за зажиточного крестьянина, не было. Этот-то Сурнин и взялся за дело продолжения стройки храма. Снова закипела работа, и храм близок был уже к окончанию, как постигло ушаковских прихожан новое искушение от Господа: Сурнин весною 1887 г. умер, оставив на церковное строение только 800 рублей, так как остальной капитал был в оборотах, а дела остались неликвидированными. Но теперь ушаковские прихожане были уже в лучшем положении, чем при смерти Е.Д. Каратаевой: осталось немного до постройки храма, и вот они собрали по 50 коп. с приходской души, с Божьей помощью докончили внешнее строение храма: 24 сентября 1887 года был положен последний камень. Той же осенью возведена крыша на церкви и водружены кресты. 1888 и начало 1889 года были употреблены на внутреннюю отделку храма, и, наконец, в том же 1889 году храм был освящён — главный престол в настоящий в честь святые Троицы, и предельный — в трапезе во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из годного материала упразднённой старой деревянной церкви предложено построить здание для церковно-приходской школы, которой до сего времени в Ушаковском приходе не было. Ушаковский храм утварью достаточен, но примечательностей в нём нет. Из церковных документов конца прошлого века и последующего времени видно, что причт при Ушаковской церкви был всегда одноштатный, за исключением небольшого промежутка времени от 1841 по 1860 год, когда в приходе было два священника и в котором А.И. Невский, умерший в 1885 году, надолго оставил по себе добрую память в приходе, как пастырь и в благочинии, как умелый, гуманный администратор. Дома у причта были всегда, как и теперь, собственные. Главным источником содержания причта служила и служит земля, состоящая из 14 десятин пахотной и 36 сенокосной, земля эта писцовая, но до начала текущего столетия в пользовании причта была ещё и "церковная земля", оказавшаяся впоследствии поместной, перешедшая потому в поместное владение и пользование. Другим источником дохода, как самой церкви, так и её причта, служит вечный 2000-й вклад Е.Д. Каратаевой, 2/3 % с которого пользуется церковь, а 1/3 % - причт за поминовение рода Каратаевых. Последним источником дохода служат даяния прихожан за требоисправления.

Население Ушаковского прихода чисто русское и по исповедованию веры — православное, за исключением трёх лиц "Спасова согласия", но эти лица не имеют влияния даже на членов своих семейств. Правда, и из числа православных многие придерживаются старых якобы обрядов: молятся двуперсто, медные иконы предпочитают писанным на досках, а из последних предпочитают иконы старинные и особенно те, на коих есть двоеперстие; впрочем, это не мешает им ходить в церковь и вообще исполнять обязанности христианина по-православному. К церкви прихожане усердны, долг исповеди и день тайны причастия соблюдают по воззванию в Великий пост, некоторые в Успенский на Усекновение главы Предтечи. В обычае у прихожан понедельничать и воздерживаться от мясной пищи. Из крестохождений, кроме пасхального и в храмовый праздник 6 декабря из дома в дом, несколько раз совершается на источнике по случаю бездождия или в благодарность, на ниспослание дождя. Во время бездождия ходят крестным ходом к Свято-Духовской часовне, устроенной на водном источнике в расстоянии 1/2 версты от села на земле г. Ульянина. Прежде в Духов день у часовни было большое гулянье и собиралась ярмарка, но землевладелец Ульянин, хотя и брал с торговцев известную плату за места, вследствие порчи гуляющими и торгующими посевов и лугов, отменил эти сборища на своей земле, и они теперь проходят в самом селе, а платы с торговцев идут в пользу церкви. Движимые верою, многие из ушаковских прихожан совершают паломничество в Саров, Понетаевку, Дивеево, Арзамас и др.

Все крестьяне ушаковского прихода — земледельцы. Земледелие — их исключительное занятие; все другие работы допускаются лишь настолько насколько они необходимы в хозяйстве. А так как земельный надел невелик, то они арендуют земли у помещиков, некоторые же из крестьян понакупили себе земель у помещиков в собственность единолично или обществом. Виды засеваемых хлебов: рожь, пшеница, овес, полба, греча, конопель, горох, чечевица, просо, лён и редко ячмень. Избытки от урожая продают на базарах в Гагине, Маресеве, Арати, Лукоянове. Некоторые более предприимчивые возят хлеб далее - в Арзамас, Лысково, Починки и даже в

Нижний.

Скотоводство у ушаковских прихожан, сравнительно, в хорошем состоянии, благодаря

обилию лугов и пастбищ. Некоторые занимаются пчеловодством, пчеловодов в приходе до 15;

имеются ветряные мельницы - 20. В зимнее время некоторые занимаются битьём конопляного

масла, другие - перепродажей хлебных продуктов, все же остальные, кроме обычных дел по

дому, ничем не занимаются всю зиму.

Внешний вид ушаковских прихожан обыкновенный; они ничем не отличаются от быта

великорусского крестьянина среднего достатка земледельческой полосы. В умственном

отношении ушаковские прихожане значительно развитее окрестных жителей, благодаря

отсутствию над ними крепостного гнёта, так как они кроме оброка при крепостном праве не

знали и не правили никакой барщины: помещики их никогда не жили в районе ушаковского

прихода, и управление крестьянами всецело сосредоточено было в руках бурмистров, лиц

выбранных из среды самих же крестьян.

Грамотность в приходе мало развита, благодаря долгому отсутствию правильной школы.

Болезни, ко взгляду многих ушаковских прихожан, бывают или "с ветру" или "с глазу". Там же, где причина болезни очевидна, например, при простуде, ушибе и т. п., лечат уже не заговорами, а разными снадобьями из всевозможных настоев, скипидарами, дёгтем и т. п. Большим доверием пользуется у ушаковских прихожан так называемые ворожеи. Случится

ли у кого какое несчастье, например, покража - идут к ворожее; долго нет известий от далеко живущих родных - опять к ней и проч. в этом роде. Словом, ворожба сильно держится между ушаковцами. Не чужды Ушаковские прихожане и различных суеверий:

верят в домовых, в водяных, в леших, но самые представления о них у них смутные. Суеверным обрядам при различных семейных событиях: свадьбах, родинах, крестинах, похоронах и проч.- особенного значения не придают, но держатся им и исполняют по

унаследованной старине. Гадания, какие практикуются у ушаковцев, общеупотребительные у великорусских крестьян как и приметы, например, родится малютка в сорочке - будет счастлив; жених увидится с невестой в день брака до брачного поезда - жить будут

плохо; птица на окно сядет — к известию или письму и проч.

Автор: Сергей Востроконов

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 199

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика