Особое внимание - качеству образования
В пятницу, 28 августа, в актовом зале Гагинской средней школы проводился районный августовский педсовет с участием руководства района, руководителей школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, специалистов РОНО. Тема педсовета "Перспективы и новые направления развития традиционного образования".
Вопросы модернизации образования осветила заместитель начальника Гагинского РОНО С.И. Блаженова:
- В нашем районе, как и по всей стране, реализуется нацпроект "Образование". Проводится масштабная модернизация, укрепляется материально-техническая база, обновляется учебное и лабораторное оборудование. Реализуются проекты "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Социальная активность", "Поддержка семей, имеющих детей", "Современная школа". Гагинская школа вошла в число первых 46 школ, в которых с 2019 года начали работать центры современного цифрового и гуманитарного профиля "Точка роста". Кабинеты оснащены современной техникой, поступившей на сумму более 1,5 млн рублей. Благодаря федеральному проекту дети в новых условиях изучают информатику, технологию, ОБЖ. В "Точке роста" проводятся кружки "Робототехника", "Шахматы", "Удивительный мир информатики", районные соревнования по шашкам. Оформлены медиазона, зал коворкинга, шахматная гостиная. В таких условиях невозможно вести образовательный процесс по традиционной схеме, но пока реальность не соответствует ожиданиям и финансовым затратам. Ближайшая задача центра "Точка роста" в новом учебном году работать в полную силу на районном уровне в рамках сетевого взаимодействия со всеми образовательными учреждениями.
В федеральный проект "Цифровая образовательная среда" в 2020 году вошла Ушаковская школа, в плане на 2021 год - Юрьевская школа. В Ушаковской школе оборудовано 2 класса в соответствии с дизайн-проектом Цифровой образовательной среды. Поступило оборудование на сумму более 1 млн 600 тысяч рублей: два интерактивных комплекса с вычислительным блоком, ноутбуки для управленческого персонала, ноутбуки учителя, МФУ, 30 ноутбуков мобильного класса. Создаются все условия для современного обучения.
Практика обучения с применением элементов цифровых образовательных технологий уже складывалась в наших школах. События, связанные с пандемией, лишь ускорили эти процессы. Школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Без проблем, конечно, не обошлось, но с ними удалось справиться - учебный процесс был налажен.
Много вопросов возникает еще в том, что касается интернета в школе, компьютерного оснащения, программного обеспечения. Главная задача - чтобы все дорогостоящее оборудование работало, приносило эффективные результаты.
Нельзя не сказать о новом понимании образовательного неравенства. Только 85 процентов детей в нашем районе имеют дома компьютеры. Нет компьютеров по большей части в многодетных, малообеспеченных семьях, или имеется один компьютер на всех членов семьи, что приносит много трудностей при дистанционном обучении.
Считается, что эффективно реализовывать цифровые технологии и сетевое взаимодействие на скорости 30 Мбит/сек. Скорость интернета по волоконно-оптической линии связи до 50 Мбит/сек. имеют Больше-Аратская, Исуповская, Ветошкинская, Юрьевская, Березниковская школы, 50-99 Мбит/сек. - Гагинская, Ушаковская, Какинская, Итмановская школы.
Кроме нацпроека "Образование", цифровую инфраструктуру обеспечивает нацпроект "Цифровая экономика". Создается система "Единая сеть передачи данных", прежде всего это высокоскоростной интернет. В нее уже включены Итмановская, Какинская, Ушаковская школы, в плане на 2020 год - Ветошкинская, на 2021 - Больше-Аратская, Исуповская, Березниковская, в 2022 - Гагинская, Юрьевская школы. Кроме этого, в Гагинской школе планируются дополнительные мероприятия по цифровизации.
Школьный класс изменился, и это постепенно становится нормой. Онлайн-обучение - свершившийся факт нашей жизни. Но нельзя считать, что дистанционное обучение заменит очную форму. Ведь школа - это еще и социализация, это общение и воспитание.
Выступление главного специалиста РОНО Т. А. Копниной было посвящено качеству знаний выпускников Гагинского района и результатам единого государственного экзамена 2020 года:
- Из 69 выпускников 9-х классов на 4 и 5 закончили учебу 28 человек (41 проц.), аттестаты с отличием получили 2 выпускника Гагинской СШ, 1 выпускник Больше-Аратской СШ. Самые высокие показатели по качеству знаний среди выпускников 9-х классов имеют Ветошкинская и Итмановская (100 проц.), Больше-Аратская (75 проц.) школы, самое низкое - Березниковская ОШ.
В 2019-2020 учебном году выпускники 11-х классов были только в 4 школах: Б.-Аратской (2 чел.), Гагинской (15 чел.), Ушаковской (1 чел.), Исуповской (2 чел.). Во всех школах качество знаний равно 100 проц. В этом году медалью "За особые успехи в учении" награждены 4 выпускника Гагинской школы, 1 выпускница Ушаковской школы. Из пяти медалистов 60 проц. получили высокобалльные результаты на ЕГЭ по одному учебному предмету. Более 80 проц. выпускников продолжают обучение в вузах.
Из 20 выпускников 11 классов единый госэкзамен сдавали 19 человек и 1 выпускник прошлых лет. Вырос процент выпускников, выбравших для сдачи ЕГЭ математику профильного уровня, историю, обществознание, физику. Значительно уменьшился процент выпускников, выбравших биологию.
Второй год подряд выпускники Гагинской,Ушаковской и Больше-Аратской школ получают высокие результаты по русскому языку (свыше 90 баллов). Хочется отметить профессиональную работу учителей русского языка и литературы названных школ - Русяевой Натальи Александровны, Федоровой Ирины Евгеньевны, Шабуниной Валентины Витальевны.
Уменьшилось количество участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог: с 6-ти человек в 2019-м до 1-го человека в 2020-м году.
В сравнении с 2019 годом средний балл ЕГЭ по району вырос по русскому языку, профильной математике, физике, биологии, географии, снизился - по химии, истории. Средний балл по району превысил средний балл по Нижегородской области по следующим предметам - русский язык, история, обществознание, биология.
Продолжила разговор о качестве образования директор ИДК Т.Н. Пашкина:
- Качественное образование заключается не только в хороших результатах проверочных работ и экзаменов, но и в том, насколько школа сможет подготовить востребованных в жизни людей, способных к саморазвитию. Очень важно, чтобы педагоги помогали детям найти себя, вели профориентационную работу.
Повышению качества знаний способствуют проектные и исследовательские работы, с которыми школьники выступают на районных конференциях. Ежегодно учащиеся школ района участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, региональных проектах и конкурсах. Так, победителями и призерами муниципальных олимпиад стали 37 учащихся 7-11 классов из 132 участников. В региональном этапе Всероссийской олимпиады участвовали 6 школьников, призером по биологии стала Алина Карманова (Гагинская СШ). Победителями и призерами различных региональных конкурсов также стали: А. Митрофанова, И. Гусева, И. Кошева, Е. Кузнецова (Исуповская СШ), А. Лаврова ( Ушаковская СШ), А. Катков, С. Палтанов, Д. Цыранов (Б.-Аратская СШ), В. Обухова (Юрьевская СШ), И. Покровский (Гагинская СШ). В финал областного конкурса антинаркотических проектов вошла агитбригада "Позитив" Б.-Аратской школы.
Во все времена в основе качественного образования лежала работа педагога. Сегодня в районе трудится 201 педагог. Уровень высшего образования составляет 81 проц., квалификационную категорию имеют 84 проц. педагогических работников. Педагоги активно участвуют в муниципальных и региональных конкурсах профессионального мастерства. Победителями в конкурсе лучших учителей в рамках нацпроекта "Образование" в 2020 году стали: на федеральном уровне - Т.В. Шестакова (Гагинская школа), на региональном уровне - Г.В. Агаева (Какинская школа), И.И. Новикова (Гагинская школа). Победителем межрегионального интернет–форума "Чтобы помнили" стала учитель Исуповской школы С.А. Шкилева. Опыт шести педагогов района опубликован в этом году в региональных и федеральных сборниках.
В целях повышения квалификации педагоги района принимали участие в педагогическом марафоне "Создаем онлайн-курс с нуля". Курсовую подготовку по программе "Педагог индивидуального проекта в условиях внедрения ФГОС СОО" прошли 33 педагога, на курсах повышения квалификации по совершенствованию предметных и методических компетенций обучаются 18 педагогов, за последние 3 года программу повышения квалификации по вопросам воспитания прошли 24 классных руководителя.
Для повышения качества образования в районе, как отметил в своем выступлении начальник Гагинского РОНО М.Л. Рыжов, имеются необходимые условия. Все образовательные учреждения подготовлены к началу учебного года. В 2019-2020 учебном году образовательным организациям было направлено 58 млн рублей, на капитальный ремонт - 7 млн 244,5 тыс. рублей, косметический ремонт - 1 млн 095 тыс. рублей, противопожарные мероприятия - 2 млн 277 тыс. рублей, противоэпидемические мероприятия - 653 тыс. рублей, детские игровые площадки - 241 тыс. рублей. Капитальный ремонт проведен в Гагинском детском саду №1, в нынешнем и следующем году продолжится капремонт Гагинского детского сада №2, Юрьевского детского сада. Несмотря на большой объем работ, проделанных в Ушаковской школе, предстоит в ней сделать еще коридоры, до уровня Гагинской довести Юрьевскую школу, которая тоже за последний год претерпела значительные изменения во внешнем и внутреннем облике. Продолжается ремонт фасада в Березниковской школе, к середине сентября планируется завершить наружные ремонтные работы, которые не должны помешать началу учебного процесса. Очень хорошую подготовку к учебному году продемонстрировали Гагинская, Больше-Аратская, Юрьевская школы. Постарались руководители и коллективы школ, работники ХЭКа.
Среди проблем М.Л. Рыжов особо обозначил проблему среднего образования: "Нет десятого класса в Юрьевской, Б.-Аратской школах, тревожит ситуация в Ушаковской, Гагинской школах. При повышении качества знаний из 69 выпускников 9-х классов в 10-й класс идут всего лишь 14. Почему? Этот вопрос всех нас должен беспокоить. Нужно начинать готовить ученика с 7-8 класса, чтобы он выбор сделал в пользу дальнейшего обучения в школе".
Также Михаил Леонидович отметил ту важную роль, которая принадлежит школьному завучу и классному руководителю в образовательном и воспитательном процессе.
В работе педсовета приняли участие глава МСУ П.И. Кондаков, начальник управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей министерства науки, образования и молодежной политики Нижегородской области О.М. Павлова, пожелавшие педагогам района успешного начала нового учебного года.
Марина КОРОБОВА