Мой дед по материнской линии Иван Петрович Колоколов родился 29 августа (по новому стилю) 1884 года в с. Юрьево Сергачского уезда в крестьянской благочестивой семье в царствование Александра III Миротворца. Главным ремеслом его родителей было пахать землю и выращивать хлеб. Всех своих детей они воспитывали в страхе Божием и любви к Богу и ближним.
Первым духовным наставником маленького Вани была его мать, богомольная, неплохо знавшая грамоту сельская женщина. Именно она и дала своему сыну начальные уроки богопознания.
"Живи так, чтобы ни от Бога греха, ни от людей стыда, старайся не нарушать закон Божий", - внушала она Ване.
Когда мальчик подрос, мать стала брать его на богослужения в храм. Каменная церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова Словущего была построена в с. Юрьево в 1823-1829 годах местным помещиком – князем А.С. Голицыным. Единственный престол в ней освятили осенью 1829 года. Помимо каменного (летнего) храма в Юрьеве был еще и деревянный (зимний), освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.
После вступления на престол в 1881 году Александра III в Российской империи были построены сотни храмов, при которых открылись церковно-приходские школы. Одна из таких школ, законоучителем в которой был местный священник, открылась в с. Юрьеве. В этой школе Ваня Колоколов вместе с другими крестьянскими детьми постигал грамоту, изучал церковно-славянский язык, основы богословия, учение о православной вере и церковных догматах. Помимо этого, мальчик неплохо усвоил нотную грамоту и богослужебные песнопения (детей в то время готовили петь в церковном хоре). Наряду с учебой в школе Ваня помогал своим родителям по хозяйству.
Его рано женили. Чтобы прокормить семью, Ивану пришлось наниматься сезонным рабочим на мельницы известного нижегородского мукомола Н.Е. Башкирова. Дед всегда с улыбкой вспоминал то время, когда он был молодым и сильным, когда многопудовые мешки с мукой были ему не в тягость.
В мае 1911 года И.П. Колоколов вместе со своей семьёй переезжает в с. Ветошкино, где начинает исполнять обязанности помощника в местном храме. 24 декабря Анастасия Ивановна родила ему третьего ребенка – девочку, наречённую во св. крещении Ниной (до этого в с. Юрьеве родилась дочь Параскева (22 октября 1901 года) и сын Василий (16 января 1908 года)). А 30 июня 1914 года в семье Колоколовых появился четвертый ребенок, и вновь девочка: во св. крещении младенца назвали Серафимой (спустя 33 года она станет моей крестной матерью). Буквально через несколько дней после рождения девочки началась Первая мировая война.
В 1915 году И.П. Колоколова мобилизовали на войну с Германией и её сателлитами. Сразу же по прибытии на передовую псаломщика определили в пехотный полк санитаром. Совестливое отношение Ивана Петровича к своим обязанностям было замечено главным врачом военного госпиталя, и вскоре деда произвели в фельдшеры.
После окончания войны Иван Петрович вернулся в с. Ветошкино и вновь стал руководить церковным хором. Он уже готовился к рукоположению во пресвитера, как внезапно скончалась его горячо любимая супруга, оставив 40-летнего вдовца с четырьмя несовершеннолетними детьми на руках (младшему из них – Петру – не было ещё и восьми лет).
"Вдовец – деткам не отец, а сам круглый сирота", "кто не вдовел, тот беды не видел", "лучше погореть, чем овдоветь" - говорят в народе. Поскольку дети нуждались в женской ласке и опоре, Иван Петрович женился во второй раз. Его избранницей стала Марья Ивановна Тарутина (моя бабушка). В этом браке сначала родился сын Владимир (он умер во младенчестве), а 20 февраля 1925 года в семье появилась на свет ещё одна девочка, наречённая во св. крещении Антониной (это моя мама). Согласно церковным канонам, второе супружество церковнослужителя уже не допускало рукоположения его в священный сан.
Осенью 1923 года, по распоряжению местных органов власти, храм в с. Ветошкине было решено закрыть, затем разрушить. Это явное злодеяние богоборцев остановили прихожане церкви во главе с псаломщиком, а вот стоявшую отдельно от храма колокольню отстоять не удалось. Она была разрушена до основания, и с этого времени в селе не стало слышно колокольного звона. "От Бога отказаться – к сатане пристать", - гласит народная мудрость. Период богоборчества с ещё большей силой продолжился и в 1930-е годы.
От рук святотатцев пострадала вся Нижегородская епархия: в ней почти не осталось ни одного действующего храма. Единственными островками православной веры стали молитвенные дома. После закрытия церкви в с. Ветошкине И.П. Колоколов устроил молитвенный дом в своей избе. В воскресные и праздничные дни в окнах дома Колоколовых были видны мерцающие огоньки зажжённых лампад, слышались церковные песнопения. В эти дни прихожане ветошкинского храма, который приспособили под совхозный склад, шли в дом к моему деду помолиться Господу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери м святым угодникам Божьим.
Раскулачивание не коснулось семьи Колоколовых: рядовой церковнослужитель не попадал под категорию кулака. Кроме икон и богослужебных книг, которые удалось спасти после закрытия Иоанно-Предтеченской церкви, в избе Ивана Петровича брать было нечего.
Пострадавшие от раскулачивания крестьяне шли за советом и утешением к сельскому заступнику И.П. Колоколову. От их имени дед писал жалобы об очевидных нарушениях как человеческих, так и Божьих законов председателю ЦИК М.И. Калинину, но пока шли проверки и разбирательства, отобранное у крестьян имущество или расхищалось, или же теряло свою ценность.
В годы Великой Отечественной войны ветошане молились о даровании нашим воинам победы над врагом и о здравии ушедших на фронт односельчан. Стоя на коленях перед Тихвинским образом Божьей Матери, Иван Петрович горячо молился Пречистой о спасении своих сыновей Василия и Петра (от первого брака), пропавших без вести уже в первые месяцы войны.
После победы над фашизмом дед работал оспопрививателем при Гагинской районной больнице, которой заведовал тогда заслуженный врач РСФСР, бывший военный хирург и просто благочестивый человек Григорий Иванович Кочемасов. Он доверял Ивану Петровичу как самому себе, поскольку знал его как совестливого и трудолюбивого человека. В свободное от работы время дед брал в руки Псалтирь пророка Давида, откуда, по его утверждению, он черпал не только благочестие, но и сострадание к чужому горю.
11 декабря 1965 года И.П. Колоколов упокоился на ветошкинском кладбище. Перед своей кончиной он молился Богу о помиловании, твердо веря в то, что Господь обязательно услышит его молитвы.
А.П. БОРОВКОВ